Не могу не поделиться очередным чудесным образцом разговорной речи XVII века.
Образец – грамота, отправленная в августе 1669 года Ильей Кузьмичем (Аврамьевичем) Безобразовым неустановленному исследователями лицу. Илья Кузьмич (Аврамьевич) Безобразов происходил из незнатного, но старинного рода, известного с XV века. В 1626 году он присутствовал на свадьбе царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой; был вторым воеводой в стратегически важных Двине, Холмогорах, Астрахани; занимал должности судьи в Разбойном приказе и Патриаршем разряде. Скончался в 1670 году.
Итак, Безобразов пишет (я расставила знаки препинания для лучшего восприятия текста). «Да в нынешнем, государь, во году, августа з девятого на десят числа на двадесятое число в ночи побежал с Москвы сына моего Федора малои – литвин Вилны города мещанинскои сын Микулка Христопов, а во крещене имя ему Гришка. Пократчи меня, потому что тот малои ходил у меня в ключех. А ростом, государь, невелик, кренаст, волосом голова из темна руса, ус пробиваетца, в лице островат, глаза серы. И будет, государь, он в Смоленске обявитца, пожалуи, государь, вели ево поимат и вкинут в тюрму, и о том, государь, пожалуи вели ко мне отписат».
Здесь прекрасно все. И «побежал с Москвы», и «малои» – «малой/малый» в значении «слуга», и «пократчи меня» в значении «обокрал меня», и «ходил у меня в ключех» – был ключником, и «поимат и вкинут в тюрму».