Найти в Дзене

Бегство от глубины: почему мы выбираем пустое общение вместо настоящих отношений

Представьте, что вы годами искали воды — и вот вы наконец стоите на берегу чистого, глубокого озера. Но вместо того, чтобы сделать глоток, вы отшатываетесь. Вас пугает эта глубина, эта чистота, ваше собственное отражение. Вам гораздо комфортнее было собирать капли дождя — их мало, они не такие настоящие, зато безопасные. Именно в такой парадоксальной ситуации оказывается современный человек. Мы живем в эпоху гипер-общения, но все чаще чувствуем леденящее одиночество. Мы добавляем в друзья сотни людей, но боимся одного честного взгляда. Нас пугает не отсутствие связей, а их подлинная глубина. Почему так происходит? В этом пытаются разобраться психолог Татьяна Пушкова и Андрей Всеволодович Курбатов. Их диалог — это не сухая лекция, а задушевный разговор о самых болезненных и важных вопросах нашей жизни. «Люди с ужасом сталкиваются с тем, что их видят, — отмечает Татьяна. — Им отражают их реальные действия, то, как они поступают с другими. И это их сильно пугает». В этом и заключается гл
Оглавление

Представьте, что вы годами искали воды — и вот вы наконец стоите на берегу чистого, глубокого озера. Но вместо того, чтобы сделать глоток, вы отшатываетесь. Вас пугает эта глубина, эта чистота, ваше собственное отражение. Вам гораздо комфортнее было собирать капли дождя — их мало, они не такие настоящие, зато безопасные.

Именно в такой парадоксальной ситуации оказывается современный человек. Мы живем в эпоху гипер-общения, но все чаще чувствуем леденящее одиночество. Мы добавляем в друзья сотни людей, но боимся одного честного взгляда. Нас пугает не отсутствие связей, а их подлинная глубина.

Почему так происходит? В этом пытаются разобраться психолог Татьяна Пушкова и Андрей Всеволодович Курбатов. Их диалог — это не сухая лекция, а задушевный разговор о самых болезненных и важных вопросах нашей жизни.

Зеркало, которое пугает

Татьяна Пушкова, психолог, социальный педагог, автор книги "Родители и дети: от конфликтов к доверию" и мама двух подростков.
Татьяна Пушкова, психолог, социальный педагог, автор книги "Родители и дети: от конфликтов к доверию" и мама двух подростков.

«Люди с ужасом сталкиваются с тем, что их видят, — отмечает Татьяна. — Им отражают их реальные действия, то, как они поступают с другими. И это их сильно пугает».

В этом и заключается главный парадокс: мы ищем взгляд, который нас «увидит», но настоящая встреча с собой и другим так пугающа, что мы предпочитаем бесконечную, но поверхностную игру в социализацию. Мы выбираем широкую, но мелководную реку мимолетных контактов, лишь бы не нырять в глубину настоящих, требовательных отношений.

Это бегство не случайно. Это симптом болезни всего общества.

Три отца: забытая система опор

Чтобы понять, что мы потеряли, Андрей Курбатов предлагает мысленно вернуться в прошлое. Раньше, в традиционной культуре, у человека был не один, а целых три ориентира, три столпа, на которых держалась личность:

  • Родной отец — отвечал за семью, быт и земные ориентиры.
  • Крестный отец — следил за становлением человека в обществе, был его поручителем перед миром.
  • Духовный отец — направлял на пути нравственного и внутреннего совершенства.

Эта система создавала прочный «каркас души». Человек всегда был в поле зрения любящих, но требовательных взглядов. Его не оставляли наедине с его ошибками, но и не давали забронзоветь в ощущении собственной гениальности. Это была естественная, питательная среда для роста — как богатая почва для дерева. Его корни были крепки, а крона могла смело тянуться к солнцу.

Сегодня этой почвы практически нет. Мы растем, не чувствуя корней, и нас легко качает любому ветру. Нас легко увести.

Кто и зачем нас «уводит»?

Здесь разговор переходит с личного на глобальный уровень. Андрей Курбатов говорит вещи, которые заставляют задуматься: существуют могущественные силы, которые кровно заинтересованы в том, чтобы мы были слабы, дезориентированы и одиноки.

Им не нужен сильный, нравственный, самостоятельный человек. Такому человеку не нужны тонны ненужных товаров, он не будет слепо потреблять контент, им нельзя управлять, как марионеткой.

Их главный инструмент — манипуляция через наши же слабости. Через пропаганду культуры «бери от жизни все», через разрыв традиционных связей, через насаждение мыслей, что главное — это личный комфорт здесь и сейчас.

Спасительный островок: как вернуть себя

В такой тотальной атаке на душу человека кажется, что мы бессильны. Но это не так. Спасение — не в бегстве, а в возвращении. В обретении внутреннего стержня.

Как же его построить? Гости диалога сходятся во мнении: путь начинается с одного, самого сложного шага.

Шаг первый: Признать свое несовершенство.
Пока человек считает себя идеалом или ищет виноватых вокруг, он закрыт для развития. Его путь — деградация. Признать, что ты несовершенен, — не значит расписаться в слабости. Это значит обрести главную силу — силу к росту. Это мужество посмотреть в то самое «зеркало», которое пугает, и сказать: «Да, это я. И я готов над собой работать».

Шаг второй: Найти свою «команду».
Раньше эту роль выполняли «три отца». Сегодня нам нужно сознательно выстраивать вокруг себя среду, которая будет давать честную обратную связь, поддержку и направление. Это могут быть близкие по духу люди, мудрый наставник, терапевтическая группа. Пространство, где вас не осудят за ошибку, но и не дадут остановиться в развитии.

Шаг третий: Выбрать глубину.
Каждый день нам предлагают выбор: листать ленту соцсетей в поисках дешевых капель признания или потратить время на один, но глубокий, душевный разговор с близким. Выбрать сериал или хорошую книгу, которая заставит думать. Сделать выбор в пользу глубины — значит сделать инвестицию в самого себя.

Этот путь — не ностальгия по прошлому. Это единственный способ остаться человеком в мире, который все сильнее напоминает гигантский супермаркет пустых смыслов.

Это трудный путь. Он требует мужества каждый день. Но он — единственный, который ведет к себе настоящему. К тому, кого не сломит никакой искусственный интеллект и не собьет с толку никакая мода. К человеку, который не боится глубины — потому что нашел ее в себе.