Найти в Дзене
Любитель истории и историй

Скифы. Что это за народы и на каких языках говорили

Скифский мир занимал в 7- 3 веках до н.э. огромные территории степной полосы Евразии - от Черного моря до Алтая. Рассказали об этом древние греки и древние персы. Многое уже подтвердилось, но до сих пор толком неизвестно, что это были за народы и на каких языках говорили. Надо сказать, что сведения о них весьма скудны и обрывочны и известно очень немного и существование скифского мира в сущности ограничивается коротким периодом с 7 по 3 века до нашей эры. Именно тогда они появились на исторической арене и сыграли немалую роль в исторических событиях. Именно тогда о них узнали в Древней Греции и Персии. Причем греки писали о скифах, а персы о саках. Впрочем они писали об одном. Еще Геродот написал, что персы называют скифов саками. И хотя древние историки прекрасно понимали, что в это образование входит множество племен, но при этом считали их чем-то единым. И надо сказать, что это точка зрения вполне подтверждается археологией. Ведь На огромном пространстве от Северного Причерноморья д

Скифский мир занимал в 7- 3 веках до н.э. огромные территории степной полосы Евразии - от Черного моря до Алтая. Рассказали об этом древние греки и древние персы. Многое уже подтвердилось, но до сих пор толком неизвестно, что это были за народы и на каких языках говорили.

Скифская чаша. IV век до н.э.
Скифская чаша. IV век до н.э.

Надо сказать, что сведения о них весьма скудны и обрывочны и известно очень немного и существование скифского мира в сущности ограничивается коротким периодом с 7 по 3 века до нашей эры. Именно тогда они появились на исторической арене и сыграли немалую роль в исторических событиях. Именно тогда о них узнали в Древней Греции и Персии.

Причем греки писали о скифах, а персы о саках. Впрочем они писали об одном. Еще Геродот написал, что персы называют скифов саками. И хотя древние историки прекрасно понимали, что в это образование входит множество племен, но при этом считали их чем-то единым.

-2

И надо сказать, что это точка зрения вполне подтверждается археологией. Ведь На огромном пространстве от Северного Причерноморья до Алтая, в основном в степной зоне, отмечается, если и не полностью единая, то очень сходная материальная культура.

То есть можно сказать, что существует определенное археологическое единство с небольшими региональными различиями. Можно приводить множество примеров, но лучше всего это единство проявляется в знаменитом скифском зверином стиле. Он практически един на всем этом пространстве.

-3

Одна из этих фигурок найдена в Прикубанье, а другая в Горном Алтае. Причем обе сделаны на месте, а не привозные.

То есть можно сказать, что культура на этой территории практически едина. Однако это ничего не дает для понимания того, какие народы там жили и на каких языках говорили. А вот в этих вопросах у нас почти нет сведений, особенно о языках и работу лингвистов можно назвать ювелирной.

Языки

Ну хочется же знать на каком языке общались эти люди и лингвистические исследования скифских языков идут уже достаточно давно, более ста лет точно. А вопрос очень непростой.

"Скифское золото", Эрмитаж, Россия,
"Скифское золото", Эрмитаж, Россия,

Ведь обычно сведения о языках получают из письменных источников. То есть имеется текст (тексты), которые и используются для анализа языка. Однако степняки скифского мира писать не умели и никаких текстов соответственно не оставили.

Пришлось использовать другие разделы лингвистики - ономастику (имена собственные) и топонимику (географические названия). И таких слов достаточно много в греческих и персидских источниках. Это имена богов и царей и даже простых скифов, разные географические названия. и многое другое.

Однако ведь все это дошло до нас исключительно в иноязычночной транскрипции, чаще всего греческой или персидской и соотвественно слова достаточно сильно искажены. Конечно это сильно усложнило работу лингвистов. Однако за столько лет исследований определенные результаты все же были достигнуты.

На сегодняшний день в науке существует фактически общепринятая основная гипотеза, что на всем пространстве скифского мира говорили на восточных диалектах иранской группы индоевропейской языковой семьи.

-5

Есть конечно в этой теории и свои противоречия и споры. Так, например, знаменитый лингвист Дьяконов считал, что из современных языков наиболее близок к древним скифским диалектам осетинский, а современный исследователь С. Кулланда утверждает, что бактрийский. Однако это уже частности, саму ираноязычность народов этого региона не отрицает на сегодня практически никто из профессиональных лингвистов.

Ну и конечно есть и "альтернативные" версии, как же без них, скифы почему-то очень возбуждают всяческих любителей. И таки версий достаточно много - германская, славянская, тюркская, угро-финская... Однако на данном этапе говорит о них всерьез не имеет никакого смысла. По нескольким причинам.

В первую очередь это непрофессионализм их создателей. Ни одна из этих гипотез не создана лингвистами или историками и соответственно в них куча ошибок просто потому, что авторы слабо разбираются в лингвистике и языкознании. Соответственно и очень слабая аргументация со множеством ошибок просто ввиду незнания.

-6

Ну и конечно очевидная пристрастность. Все эти построения напрямую связаны с национальностью автора и главной их задачей является доказательство древности и происхождения от скифов одной конкретной этнической группы (германцев, славян, тюрок...).

Так что на сегодняшний день гипотеза ираноязычности древних степняков не имеет ни одной серьезной альтернативы. Однако остается вопрос этничности.

Племена и народы

Об этом мы узнаем только из древнеперсидских и древнегреческих источников (немножко и из индийских). И есть один интересный факт, что хотя и древние греки и древние персы считали, что кочевые народы Евразии составляют некое единство, но при этом выделяют множество отдельных народов живущих на этих пространствах.

-7

Вот на этой карте изображен греческий вариант племен скифо-сакского мира. А ниже персидский вариант, в котором народов еще больше.

-8

То есть при всем культурном и отчасти языковом (хотя и с большими оговорками) единстве скифского мира там можно выделить, как минимум, 10-15 отдельных этносов.

Причем частенько отнюдь не дружественных друг другу. О войнах между степными племенами (массагетов против исседонов или скифов против сарматов и много других) древние источники рассказывают вполне отчетливо и достоверно.

То есть вполне можно утверждать, что никакого этнического единства на этом пространстве не было. Регион был населен разными народами часто враждовавшими между собой. Кстати ничего удивительного в этом нет.

Кстати этому есть и современные аналогии. Например славянский мир, где при практически единой материальной культуре, сходной антропологии и генетике, близкородственных языках проживает множество народов, которые частенько тоже не всегда дружелюбных друг к другу и не раз конфликтовали.

Ну и есть еще вопрос, который почему-то сильно будоражить достаточно много людей - кто именно является потомком скифов, саков, сарматов и.т.д. Вот это достаточно просто. Ведь народы-то исчезают, но люди никуда не деваются и продолжают жить вливаясь в другие, новые народы.

Так что, вполне можно сказать, что примесь скифской крови есть у всех новых народов возникших на этой территории или пришедших туда из других мест. И у славян, и у тюрок, и у финно-угров.