Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Разрешение по-американски

В адрес авиакомпании "Белавиа" в 12 сентября 2025 года было отправлено официальное письмо-разрешение от Бюро промышленности и безопасности США (BIS). Этот документ отменил часть ограничений, действовавших с 2023 года в отношении белорусского перевозчика, и одновременно ввел новые санкции.

Изменения включают разрешение на обслуживание и эксплуатацию восьми самолетов Boeing, но с запретом использования их для полетов в Россию и другие страны. Письмо от BIS стало первым официальным документом, который формализовал смешанное сочетание смягчения и ужесточения санкционного режима.

Ранее было ограничено техническое обслуживание, поставка запасных частей и финансовые операции с авиакомпанией "Белавиа" в США, что привело к уменьшению флота и уменьшению готовности к эксплуатации. Однако прямого запрета на полеты в Россию на самолетах Boeing не существовало.

Новое письмо от BIS изменило структуру ограничений, добавляя пункт о запрете рейсов в Россию на американских самолетах. Решение от BIS разрешило "Белавиа" использовать восемь определенных самолетов Boeing, включая модели 737 MAX 8, 737-3Q8, 737-31S, 737-8ZM, 737-82R и 737-8K5 в письме.

Авиакомпания обладает в парке самолётов Boeing различных моделей, таких как Boeing 737 MAX 8, Boeing 737-3Q8, Boeing 737-31S, Boeing 737-8ZM, Boeing 737-82R и Boeing 737-8K5, у каждого из которых имеется своя регистрация и серийный номер. Бывшие включены в новый перечень General Prohibition 10 (GP10), что позволяет организации проводить разнообразные виды проверок, ремонта и обслуживания данных воздушных судов, включая капитальный ремонт и приобретение оригинальных запчастей.

Поддержание лётной годности самолётов компании "Белавиа" осуществляется через разрешение на экспорт, реэкспорт и передачу оборудования, комплектующих и расходных материалов. Каждая заявка на поставку подвергается индивидуальному рассмотрению, чтобы избежать неназначенного использования товаров. Такой подход обеспечивает эксплуатационную готовность парка Boeing на уровне мировых стандартов и обеспечивает безопасность и регулярность полётов.

Однако из списка разрешённых операций исключается Boeing 767-8EVBBJ2 (EW001PA), который используется для государственных нужд. Для данной модели остаются ограничения, демонстрируя дискриминацию со стороны BIS в различных видах эксплуатации.

Новый запрет, впервые определенный в письме от BIS, запрещает использование американских самолетов Boeing компании "Белавиа" для полетов в несколько стран, включая Россию, Иран, Северную Корею, Сирию, Кубу, а также Крым, ДНР и ЛНР. Эта мера представляет собой нечто большее чем ограничение – это подтвержденные санкции, действующие для всех восьми разрешенных типов Boeing и закрепленные в рамках экспортного контроля США (EAR). Части 744.7 и 746.8 EAR применяются в данном случае.

Важно отметить, что возможность получения исключений через отдельную лицензию от BIS на практике является маловероятной. Ограничения распространяются не только на маршруты следования, но также на перевозимые грузы. В частности, запрещено использование этих самолетов для доставки товаров, которые могут иметь отношение к специальным военным операциям на Украине.

Санкционный режим, связанный с операциями в Россией, подвергается строгому контролю BIS, требуя специального одобрения. До 12 сентября 2025 года существовали ограничения на поставки и ТОиР, но не на пути полётов. Однако сейчас BIS ужесточает нормы санкций и ограничивает возможности «Белавиа» в использовании авиапарка Boeing на восточном курсе.

На текущий момент, в 2025 году, в авиапарке «Белавиа» наряду с «Боингами» действуют 15 самолётов от Embraer, включая три E195-E2, семь E195 и пять E175. Embraer 195-E2, являющийся наибольшим из семейства E-Jets, способен перевозить до 146 пассажиров и осуществлять рейсы средней и большой протяжённости с максимальным радиусом полета до 4 815 км.

Белавиа, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, выполняет полёты в различные города, такие как Сочи, Казань, Ноябрьск, Калининград, Екатеринбург и другие. Эти города обслуживаются региональными самолётами Embraer 195, которые рассчитаны на перевозку около 107 пассажиров для средних маршрутов.

Embraer 195
Embraer 195

Однако эти самолёты имеют ограниченную вместимость и дальность полёта. "Белавиа" сталкивается с уменьшением пассажиропотока в Россию из-за использования Embraer, в отличие от более вместительных В737. В свете данной ситуации компании необходимо приобрести российские самолёты МС-21-310, но поставки этих самолётов запланированы только к концу 2026 года, в то время как необходимо начать выполнять полёты уже сегодня.

Президент компании MelonAero Олег Евдокимов выразил сомнения в возможности «Белавиа» летать в Москву на самолетах Embraer. В связи с этим он предложил передать A321neo S7 Airlines. Это заявление подчеркивает важность внимательного подхода к запросам компании S7. Документы Бюро промышленности и безопасности, раскрывающие обстоятельства санкций, подтверждают актуальность этого предложения.

Внешне это может показаться новым решением, но оно все же выглядит более оптимальным для «Белавиа». Однако смена Boeing на Embraer в Москве может вызвать недовольство из-за меньшей вместимости и дальности E-Jets. Это повлияет на загрузку самолетов и экономическую эффективность полетов, что может привести к снижению пассажиропотока.

Прагматичный подход, избранный таким образом, отражает не только рациональное использование ресурсов, но и неоднозначную политику США. Для «Белавиа» и российского рынка становится очевидно, что рискованно планировать использование современных Boeing на ключевых направлениях. Это ставит под сомнение целесообразность дальнейших инвестиций в Embraer как альтернативу.

Эксперт отмечает, что стратегия администрации Трампа сочетает политические меры и технические требования. В письме BIS от 12 сентября 2025 года подчеркивается двойственность подхода США к Беларуси. «Белавиа» получила разрешение обслуживать свои B737, заказывать запчасти и проводить техническое обслуживание. Однако введен запрет на использование этих самолетов для перелетов в Россию и другие страны, что отражает внешнюю политику США.

Встреча президента Беларуси Александра Лукашенко с представителем Трампа 11 сентября в Минске вызывает сомнения в честности заявлений. Этот подход не учитывает интересы Беларуси, оказывает давление на местную экономику и снижает эффективность работы транспортного предприятия.