Найти в Дзене

Почему Тося ест огромный бутерброд и ещё пять интересных фактов о фильме "Девчата"

Оглавление

Снятый в 1961 году режиссёром Юрием Чулюкиным фильм стал настоящей классикой советского кинематографа. Одна из самых запоминающихся сцен картины – момент, когда Тося Кислицына ест огромный бутерброд. Этот эпизод настолько полюбился зрителям, что вошел в историю как символ советской эпохи и в наше время даже породил множество шуток и мемы.

Почему Тося ела такой большой бутерброд?

Однако далеко не все знают, что изначально в романе Бориса Бедного, по которому снят фильм, Тося ела совсем иной бутерброд. В книге она просто отрезала кусок хлеба, намазала его маслом и положила сверху немного варенья. Но в фильме ситуация кардинально изменилась.

Режиссер Юрий Чулюкин решил сделать бутерброд гораздо большего размера, чем в оригинальной версии. Причина такого решения была проста: он хотел подчеркнуть характер своей героини. Тося – девушка из детского дома, привыкшая к постоянному голоду. Она росла в условиях дефицита еды, поэтому привычка есть много и быстро стала частью её натуры. Большой бутерброд в сцене символизирует именно это прошлое героини, её стремление насытиться, несмотря ни на что.

-2

Кроме того, такая художественная находка имела ещё одно преимущество – эстетическое. Обычный кусочек хлеба и масла мог бы затеряться среди других деталей интерьера, а вот огромная буханка хлеба с толстым слоем варенья мгновенно привлекала внимание зрителей и делала сцену незабываемой.

Таким образом, режиссёр не только подчеркнул особенности характера главной героини, но и создал яркий зрительный образ, ставший визитной карточкой фильма.

Народное творчество беспощадно
Народное творчество беспощадно

Другие интересные факты о фильме "Девчата"

Но сцена с большим бутербродом – далеко не единственный интересный аспект этого фильма. Вот ещё несколько любопытных моментов.

Семейные разборки

Изначально главную роль Тоси Кислициной режиссёр Юрий Чулюкин планировал отдать своей супруге Наталье Кустинской. Женщина заранее подготовилась к пробам: она существенно изменила свою привычную манеру ходьбы, сделав её менее грациозной, нарисовала себе веснушки, стремясь придать образу простоту и непосредственность. Наталья искренне верила, что именно она будет играть эту роль, однако вскоре узнала неприятную новость: съёмки фильма уже начались, причём главную героиню сыграла другая актриса — Надежда Румянцева.

Желая предотвратить семейный конфликт, Юрию Чулюкину пришлось искать оправдания своему поступку. Режиссёр утверждал, будто художественный совет студии решил, что Наталья Кустинская выглядит слишком элегантно и привлекательно для простой деревенской девушки Тоси. Чтобы загладить вину перед женой, режиссёр предложил ей другой образ — второстепенную героиню Анфису. Но супруга режиссёра отказалась принимать подобную компенсацию, сочтя такое предложение несправедливым и обидным.

-4

Искусственный снег

Съёмочный процесс картины стартовал на киностудии "Мосфильм". Для создания атмосферы настоящего провинциального городка на Мосфильмовской улице высадили около трёхсот деревьев, построили специальное здание клуба и повесили громадную вывеску "Леспромхоз". Условия съёмочного процесса отличались своеобразием: грим актёрам накладывали непосредственно на территории кинокомплекса, после чего буквально за несколько минут артисты выходили на площадку и начинали работу. После наступления тёплой погоды возник ещё один сюрприз: декорации срочно покрыли слоем искусственного снега, чтобы сохранить зимнюю атмосферу.

-5

Съёмки в лютые морозы

Следующим этапом стали натурные съёмки на Северном Урале, в настоящем леспромхозе. Хотя окружающие пейзажи поражали своей красотой, реализовать задуманное оказалось непросто: температура воздуха опускалась до минус тридцати градусов Цельсия, иногда становилось ещё холоднее — вплоть до минус сорока градусов.

Артисты дрожали от холода и едва могли двигаться. Во время одной из сцен, когда Тося несёт рабочим горячий грибной суп, произошёл курьёзный случай. По сюжету Надежда Румянцева должна была раздать сослуживцам алюминиевые миски и ложки. Николай Рыбников, исполнивший роль Ильи Ковригина, настолько погрузился в своё амплуа, что автоматически лизнул металлическую ложку. Металл моментально примёрз к губе артиста. Съёмочная группа немедленно прекратила работу и стала готовить вызову врача, однако актёр проявил невероятную решительность: он сам оторвался от ложки, оставив кусочек кожи губы. Коллеги остались потрясены таким мужеством, и Надежда Румянцева только воскликнула: "Вот это стойкость духа!"

-6

Грандиозный успех ....

Премьера фильма состоялась накануне Международного женского дня, 7 марта 1962 года. Картина получилась искренней, доброй и романтичной, завоевала симпатии широкой аудитории: уже в первый год проката фильм посмотрели примерно тридцать пять миллионов человек.

... даже на Западе

Не меньшего успеха добился фильм и на международной арене: в течение первого года после выхода лента получила сразу три престижные награды. Среди них был диплом Эдинбургского международного фестиваля и Каннского фестиваля фильмов для молодёжи, а также специальный приз IV-го Международного кинофестиваля в Аргентине, вручённый Надежде Румянцевой за лучшее исполнение главной женской роли.

-7