В киноиндустрии исправления ошибок посредством переизданий давно стали обыденностью. Сегодня мы вспомним альтернативные версии фильмов, которые могут частично или полностью изменить ваши впечатления от уже просмотренных картин.
Мы решили ограничиться развлекательным мейнстримом, поэтому такие шедевры, как "Апокалипсис сегодня" или "Однажды в Америке", в этом списке не появятся, но подборка кандидатов вас наверняка удивит.
Безумный Макс: Дорога ярости
Начнем с версии, которая не добавляет, а наоборот, убирает из фильма элементы. После того как режиссер Джордж Миллер наконец-то закончил свой грандиозный долгострой под названием "Безумный Макс: Дорога ярости" и собрал богатый урожай наград, он захотел выпустить фильм в том виде, в каком он изначально задумывался. То есть в чёрно-белом варианте. Так появилась версия под названием "Black Chrome".
И если вы думаете, что вместо покупки специального издания фильма достаточно просто поколдовать в настройках телевизора или монитора, то сильно ошибаетесь.
Каждую сцену перекрашивали отдельно, чтобы картинка не превратилась в серую кашу. В результате голливудский блокбастер превратился в артхаус 70-х, то есть стал ближе по духу к оригинальному "Безумному Максу". Избавившись от ярких красок, пустыня предстала перед зрителями в своем истинном обличии: безжизненной, жестокой и гнетущей. Вот он, постапокалипсис во всем своем великолепии!
Кстати, после Миллера режиссер Джеймс Мэнголд выпустил так называемую нуарную версию своего "Логана", да и у Снайдера есть черно-белый вариант. Но столь же яркого, простите за каламбур, эффекта, как хромированная "Дорога ярости", они не производят.
Сорвиголова
"Сорвиголова" с Беном Аффлеком в свое время отхватил немало жесткой критики, и причем вполне заслуженно. Фильм вышел через год после первого "Человека-паука" и казался попыткой нажиться на его популярности, ведь снимала его другая студия.
И в общем-то, так оно и было. По крайней мере, такую цель преследовали продюсеры, которые безжалостно порезали "Сорвиголову", чтобы картина больше подходила для семейного просмотра. Режиссерская версия с рейтингом R, то есть 18+, вышла несколько лет спустя и получила куда более теплый прием.
Оказалось, что из театрального варианта пропала не просто несколько сцен, а целая сюжетная линия. В ней Мэтт Мёрдок и его партнер Фогги пытаются защитить в суде мелкого преступника, которого обвиняют в убийстве женщины. В процессе выясняется, что дело напрямую связано с главным злодеем фильма, Кингпином. Именно это расследование приводит к аресту антагониста в финале.
То есть продюсеры почти целиком выкинули элементы детектива и судебной драмы, то, что отличает комиксы про Сорвиголову от прочей супергероики.
А еще в режиссерской версии экшен стал гораздо жестче, поступки героев логичнее, а сюжетные дыры меньше. Это не делает "Сорвиголову" совершенно другим фильмом, но точно делает его лучше.
Легенда
Вряд ли найдется режиссер, который также любит возвращаться к собственным фильмам, как Ридли Скотт. У 11 из его фильмов есть альтернативные издания, и до двух самых значимых мы еще доберемся, но начнем с "Легенды" – картины, которую сегодня почти никто не вспоминает.
Оно и понятно: фильм вышел в 1985 году, в расцвет эпохи меча и магии на большом экране. И он несколько затерялся на фоне таких мастодонтов, как "Конан-варвар", "Бесконечная история" и "Принцесса-невеста". Да и к тому же, из всех картин Скотта "Легенда" – одна из самых слабых, во всяком случае, в своем прокатном варианте. Даже при скромном хронометраже в полтора часа она кажется ужасно затянутой и попросту скучной.
И это несмотря на молодого Тома Круза, феноменально загримированного Тима Карри и саундтрек группы Tangerine Dream. Вроде магия есть, но как-то ее маловато.
Зато ее гораздо больше в режиссерской версии, которая была найдена и восстановлена в начале нулевых. Длится она аж на сорок минут дольше. Сцены, вырезанные из театралки, наделяют события фильма необходимым контекстом. В результате происходящее кажется уже не сюрреалистическим сном, где все происходит просто потому что, а вполне понятной и ладно выстроенной сказкой.
Восприятие облегчает и альтернативный саундтрек от великого Джерри Голдсмита. Он куда больше подходит героическому фэнтези, чем ретро-электроника, хотя тут, конечно, дело вкуса.
Хранители
Перейдем к Заку Снайдеру, который тоже был известен любовью к альтернативным изданиям задолго до "Лиги справедливости". Хотя началось все тоже с супергероики, а конкретно с "Хранителей".
Пускай пуристы считают комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса неэкранизируемым, а саму адаптацию называют неудачной, у фильма 2009 года много поклонников. Притом сам Снайдер театральной версией был не особо доволен, слишком многое пришлось пустить под нож. Ну, а Warner Brothers была не особо довольна сборами. Однако пошла на компромисс и выпустила на видео режиссерскую версию.
Дополнительные 20 минут и альтернативные монтажные склейки не особо влияют на сюжет, зато позволяют лучше понять персонажей и мир фильма. Лучше раскрываются жестокость и безумие Роршаха, роман между Дэном и Лори, взгляды на мир доктора Манхэттена. В конце концов, именно в режиссерской версии Комедиант произносит фразу, которая стала слоганом фильма: "Правосудие настигнет каждого из нас. Не важно, за что, но правосудие настигнет каждого"
Позже Warner выпустили еще и так называемую ультимативную версию продолжительностью в три с половиной часа. Там в фильм вмонтировали короткометражный мультик "История Черной шхуны", чей сюжет выступает аллегорией сюжета самих "Хранителей". Но откровенно говоря, анимационные вставки только ломают ритм картины, так что рекомендуем ограничиться только режиссерской версией.
Супермен 2
В далеком 1980 году Ричарда Доннера, режиссера оригинального "Супермена" с Кристофером Ривом, уволили прямо посреди съемок второй части. Причиной стал конфликт постановщика с продюсерами.
Фильм был готов примерно на три четверти, а потому в режиссерское кресло срочно усадили Ричарда Лестера. Тот по-быстрому кое-что доснимал, кое-что переснял, кое-что выкинул, после чего "Супермен 2" вышел в прокат, оказавшись разочарованием и для зрителей, и для студии. Звучит знакомо, не правда ли? Но если фанаты Снайдера требовали исправленную версию испорченного фильма три года, то поклонники Ричарда Доннера мечтали о ней 26 лет.
Осуществить задумку удалось лишь в 2006 году, когда релиз "Возвращения Супермена" вернул публике интерес к франшизе, а в руки энтузиастов попали черновые материалы той самой оригинальной второй части. Под присмотром Доннера их отреставрировали, кое-где дополнили цифровыми эффектами, а недостающие эпизоды попытались собрать из тестовых дублей. В результате получился совершенно другой фильм.
В нем меньше лишних шуток, лучше поставлены поединки, больше взаимоотношений Кларка и Лоис, а сюжет логичнее и стройнее. Несмотря на все старания, видно, что это не настоящая картина, а чудовище Франкенштейна, оживленное силой фанатской любви. Спецэффекты местами очень уж нелепые, склейки неровные, а прически и одежда актеров меняются между кадрами. Но даже в таком виде "Супермен" Доннера лучше "Супермена" Лестера.
Царствие небесное
И снова Ридли Скотт. После феноменального успеха "Гладиатора" британский режиссер получил почти неограниченную творческую свободу, а потому взялся за проект еще более масштабный. Он задумал грандиозный эпик про крестовые походы, религию и веру, а также роль человека в истории. Претворение идеи в жизнь обошлось в колоссальные по меркам нулевых 130 миллионов долларов.
Однако студия Twentieth Century Fox оказалась не довольна результатом. "Царствие небесное" не нравилось фокус-группам: слишком мрачно, слишком кроваво, слишком долго. В результате до кинотеатров картина добралась, похудев на сорок минут, и, несмотря на все усилия продюсеров, особой популярности не снискала. Но разочарованный Ридли Скотт не бросил свое детище.
Через пару лет он выпустил режиссерскую версию, и все наконец-то увидели "Царствие небесное" таким, каким оно задумывалось. У главного героя, кузнеца Балиана, появилась предыстория и понятная мотивация. Все дела в исполнении Евы Грин по-новому раскрывается в трагической сюжетной линии с больным сыном. Да и у остальных персонажей прибавилось эпизодов, которые превращают их из массовки в полноценных героев второго плана.
Сюжет не скачет галопом по Европам, а развивается постепенно. Ужасы войны не стыдливо замазываются, а выставляются напоказ. Режиссерская версия "Царствия небесного" – один из лучших фильмов Ридли Скотта и один из самых недооцененных блокбастеров нулевых.
Бегущий по лезвию
Ридли Скотт и его самый многострадальный шедевр. За 40 лет существования у фильма накопилось целых семь различных версий. Та, которую вы сейчас можете найти в каком-нибудь онлайн-кинотеатре, сильно отличается от того, что вышла в настоящих кинотеатрах в далеком 1982 году.
В те времена у Скотта еще не было такого авторитета, как сегодня, а потому студийные боссы лишили его права финального монтажа. Им показалось, что "Бегущий по лезвию" получился слишком запутанным и депрессивным. Да и намеки на то, что Декард может быть репликантом, продюсерам не понравились.
Чтобы сделать сюжет понятнее, в ленту вставили закадровый текст в исполнении Харрисона Форда. Актеру не нравилась ни идея, ни предложенные реплики, так что он их пробубнил уставшим монотонным голосом.
Куда хуже было решение закончить фильм хэппи-эндом. В финале театральной версии герои вылетают из дождливого города на природу, а Декард за кадром говорит, что жили они долго и счастливо.
Оригинальная версия Скотта после релиза всплывала то тут, то там, но издали ее впервые в 1992 году, причем без ведома режиссера. Он сам вернулся к "Бегущему по лезвию" лишь в 2007-м. Под его присмотром в ленту вернули знаменитую сцену с единорогом и оригинальный финал, улучшили цветокоррекцию и спецэффекты, исправили неудачную переозвучку и добавили чуть больше крови. После этого у зрителей всего мира наконец-то появилась возможность увидеть финальную версию фильма, с которого начался киберпанк.