Густой слои черного дыма и языки пламени, вырывавшиеся из окон верхних этажей гостиницы «Ленинград», словно предвещали надвигающуюся катастрофу. Утром 23 февраля 1991 года эта четырнадцатиэтажная панелька на Пироговской набережной погрузилась в пламя – пламя, которое унесло жизни 16 человек (в том числе девяти пожарных) . По числу погибших среди огнеборцев это – крупнейшая трагедия ленинградской пожарной охраны в послевоенное время. Пожар, начавшийся в праздничный день «Дня Советской армии», впоследствии вошел в историю как один из мрачных символов 1991 года – последнего года существования СССР .
Утро и первые мгновения пожара
В ту субботу накануне весенних праздников город еще не знал о беде. Около 8:00 утра таксист, проезжавший по Выборгской набережной, заметил отблеск пламени в одном из окон гостиницы. Он немедленно сообщил дежурившему капитану милиции Александру Файкину, который передал информацию швейцару и вызвал пожарных . Пожарная охрана приняла сигнал тревоги ровно в 8:04 , и уже через пять минут первые расчеты «11-й части» и спецтехники подъехали к гостинице. Из окна номера 773 седьмого этажа валил густой черный дым, огненные языки виднелись из выбитых стёкол. Началась паника: люди на верхних этажах выкрикивали крик помощи и пытались спуститься по самодельным «лестницам» из простыней и полотенец.
Под окнами тем временем выстраивались пожарные автолестницы, но их стрелы не достигали горящих этажей. Пожарные осмотрели здание и убедились – огонь захватил весь седьмой этаж, ища путь дальше. Сильный порывистый ветер с Невы раздувал пламя, гоня его вверх по центральной открытой лестнице и вентиляционным шахтам . Стекла в пожарном очаге лопались одно за другим, и черный дым стал окутывать восьмой и девятый этажи. В 8:22 пожар начали локализовывать, к 10:22 – перекрыт фронт, а к 12:05 – удалось потушить окончательно . Этой борьбе с огнем было отдано около четырёх часов и сотни человек: к ней привлекли 57 отделений и 378 пожарных (а также десятки единиц спецтехники) .
Хронология пожара и его развитие
Уже при подходе к «Ленинграду» стало ясно, что ЧП чрезвычайно серьёзно. Подъезды и главный холл были забиты спасавшимися людьми: жители выбиравшееся из коридоров потока толпились у лифтов и единственной лестницы. Понимая, что через эти входы пробиться невозможно, боевые расчёты ринулись в здание через грузовой лифт под усиленной защитой. Командир отделения 1-й пожарной части Владлен Шулимов позднее описывал, что при подъёме на 6 этаж они столкнулись с сильным жаром: «Из окон седьмого шёл чёрный дым, многие окна были открыты, люди в них просили о помощи. Видно было, что там страшная паника. Мы быстро собрали все снаряжение и побежали внутрь… Лифт вывез нас на седьмой этаж. Когда двери открылись, там был сплошной чёрный дым» .
Оказавшись внутри, спасатели оказались в «огненной ловушке»: огонь уже охватил седьмой этаж, блокировав пожарную лестницу и коридоры. Несколько пожарных, поднявшись на 7 этаж, сразу попали в смертельную западню – двое не успели укрыться и погибли на месте, другие были отрезаны пламенем. Почти невозможно было работать из-за жара и сильного задымления . Некоторые огнеборцы пытались спуститься по лестнице с запасом воды, но встретив встречные потоки людей, изменили план и кинулись дальше вверх – и погибли или получили тяжёлые ожоги. Общий подсчет показал: девять пожарных пало в этом бою с огнем .
Тем временем горящие перекрытия и лифтовые шахты позволили пламени перекинуться на следующие этажи. На 8 и 9 этажах люди тоже оказались в смертельной ловушке: попасть к ним никто не мог — лестницы не доходили, лифты не спускались. Местами пламя создало сплошную «огненную преграду», и гости мотались по коридору в поисках спасения. Некоторые срывались, прыгая вниз с окон – многих находили разбившимися на месте . Огнеборцы тем временем выводили людей из огня: по их данным, из верхних этажей были эвакуированы 252 человека, ещё 36 получили ожоги и отравления угарным газом . Благодаря героизму спасателей удалось спасти около 36 человек непосредственно с огненных этажей, а более 250 жильцов вывели на безопасные уровни (во многих случаях – на руках) . В пожарном кабинете и диспетчерской скорой помощи обстановка выровнялась лишь к полудню, когда пожар удалось окончательно локализовать.
Гостиница «Ленинград»: символ эпохи и состояние к 1991 году
Этот отель был самой большой гостиницей Ленинграда – и одним из символов Советской эпохи. Введённый в строй в 1970 году к столетию Ленина, «Ленинград» на тот момент был передовым объектом «Интуриста»: двенадцатиэтажное здание на Пироговской набережной предлагало 82 номера на каждом этаже и могло одновременно разместить более 1300 человек . По легенде, именно здесь впервые в СССР ввели западные завтраки «шведский стол» и «континентальный», а по коридорам гостиницы в разные годы ходили звёзды – например, здесь проходил матч за шахматную корону между Каспаровым и Карповым .
Но накануне 1991 года «Ленинград» уже не был абсолютно новым. Общая картина позднего СССР – дефицит инвестиций, изношенные системы, формальное отношение к ремонтам – сказалась и здесь. В отеле не работало противопожарное водоснабжение, а специальные пожарные лифты («KONE»), установленные при строительстве, давно вышли из строя . Коридоры отделали дёшевой пластиковой панелью, горящей они выделяли ядовитый дым . Местный милиционер-дежурный впоследствии рассказывал, что условности отраслевой системы сделали своё дело: «В тот день мы собирались сдавать дежурство… Торопились домой отмечать праздник» , поэтому информация пришла в пожарную охрану лишь спустя несколько минут. Впоследствии следствие придало огненной трагедии буквальный текст: большинство виновных называли не сантехников, а… «брак при строительстве и эксплуатации» . Именно из-за «отсутствия надлежащего руководства и многочисленных отступлений от правил пожарной безопасности и строительных норм» погибло 16 человек .
По темнеющим стёклам гостиницы «Ленинград» и сегодня виден след того пожара – однако перемены уже успели коснуться её названия и облика. После развала СССР «Ленинград» сменил имя на более «нейтральное» – отель «Санкт-Петербург» . Интерьер также изменился: после пожара полностью перестроили кафе, а сохранившиеся гобелены перенесли в фойе концертного зала . Но как бы ни менялись вывески и портье, историческая память сохранила и трагедию, и уроки того бедствия.
Герои и жертвы: постояльцы, пожарные и сотрудники
В «Ленинграде» 23 февраля находилось около 700–750 постояльцев, в том числе иностранные гости и киносъёмочная группа . Известные современникам лица тоже оказались в эпицентре: здесь жили французская актриса Марина Влади (жена Высоцкого) и советский актёр Андрей Соколов, оба снимавшиеся в одном фильме . Рассказанные ими спасительные эпизоды стали потом легендарными. Так, Влади вспоминала, что около 20 минут стояла чуть ли не на подоконнике своего номера, пока пожарные Николай Егоров и его напарник устанавливали лестницу. Когда они впервые «не дотянули», Егоров сочинил с напарником «выдвижное колено» из верёвок. Влади, почувствовав безопасность, скочила на лесенку, и смелый пожарный перенёс её на руках внизу . За спасение актрисы Егоров и его напарника впоследствии наградили орденом Почётного легиона . А Соколову к утру 22 февраля вообще не пришлось спешить: по его словам, он был готов «с номерами», одетый и с чемоданом, – поэтому смог очень быстро покинуть здание по лестнице еще до того, как пламя достигло его этажа .
Вместе с героями-спасателями трагедии, нетерпеливо ждали и жертвы. Погибли не только жильцы, но и самые решительные – пожарные. Полный список имён – это восемь взрослых мужчин, включая старших сержантов, лейтенанта, майора и младших сержантов разных частей – все они отдали жизнь, спасая других . Девять детей, некоторые ещё грудного возраста, в один день потеряли отцов-пожарных . В один из последних эпизодов трагедии погиб и милиционер Александр Файкин, прибывший на пожар вместе с пожарными; он получил тяжёлые ожоги при спасении людей и скончался через четыре дня – 27 февраля 1991 года .
Среди погибших постояльцев были как случайные туристы, так и профессионалы: корреспондент журнала «Огонёк» Марк Григорьев (он жил в номере рядом с «шведами» и его тело позже нашли с травмой головы), французская актриса Марина Кочладзе, а также несколько иностранных гостей. Так, 21-летняя студентка Бажена Милевская из Вильнюса, швейцарский портье Василий Глушков, американский дипломат Паскаль Мартинес и шведский актёр Ленарт Толлен тоже оказались в числе жертв . Всего – семь постояльцев и служащих погибло в «Ленинграде» – о пожаре принято было говорить «пострадало семеро» плюс девять пожарных . Каждая из этих трагических историй дополняет общую картину того хаоса: бесстрашие спасателей и уязвимость мирных людей.
Реакция власти и медиа: правда и домыслы
Новость о пожаре рано утром 23 февраля пронеслась по Ленинграду через неофициальные каналы: того же дня на Дворцовой площади журналист Александр Невзоров прервал митинг сторонников «сохранения Союза», сообщив людям о произошедшем ЧП . Официальная власть не давала больших комментариев – в СНГ на руках были украинский кризис и прибалтийские события, а советская госпропаганда была уже не в состоянии детально освещать подобные происшествия. Между тем к вечеру того дня в милицейской сводке и местных газетах появилась формальная информация: причиной назвали короткое замыкание телевизора «Рекорд-В-312» , а охарактеризовали пожар как «трагедию на службе спасения», почти не уточняя детали.
Вплоть до перестройки считалось не вполне приличным говорить о любых недостатках спасательной системы – поэтому в официальной риторике акцент смещали на подвиг людей. К примеру, на сайте ГУВД Петербурга появляется текст, который отмечает «беспрецедентный подвиг ленинградских пожарных и сотрудников милиции, спасших более 250 человек» и называет 23 февраля «днём памяти» героев тех событий . О причинах же говорят уклончиво: официально – ещё раз повторяют про телевизор .
Ситуацию усугубляло то, что некоторые детали вызывали вопросы у очевидцев и журналистов. В СМИ стали появляться альтернативные версии: например, упоминалось, что накануне погиб шеф-редактор «Огонька» Марк Григорьев, исследовавший коррупцию, и его смерть в гостинице выглядела подозрительно. Некоторые конспирологи предполагали, что мощный пожар мог быть устроен «демократами» с целью срыва патриотического митинга в Петербурге или сокрытия убийства журналиста . Именна версия о Григорьеве стала самой известной – сообщалось, что его тело нашли с травмой головы, а потом якобы «один из авторитетов» признался в преступлении. Но Судебно-медицинская экспертиза -
опровергла эти догадки: официально считалось, что Григорьев погиб как раз из-за воздействия продуктов горения (то есть после начала пожара) . В целом власти и МЧС в последующие годы лишь подчёркивали героизм спасателей и успокаивали публику об окончательной версии «сломался телевизор».
Причины возгорания: официальные и альтернативные версии
Итак, официально пожар связывают с неисправностью электроники. По результатам советского расследования, очаг возгорания находился у окна в номере 773 на 7 этаже – как считалось, здесь «Рекорд-В-312» в рабочем состоянии перегрелся и загорелся около 8:00 утра . Этот номер арендовали два сотрудника Шведского телевидения – которые ушли к завтраку, оставив включённый телевизор. В полседьмого они ещё возвращались за реквизитом и ничего не заметили; через несколько минут после их ухода на экране возникло пламя .
Но независимо от официальной гипотезы, вокруг причин пожара всегда цвели альтернативные мнения. Журналисты и зеваки выдвигали гипотезы поджога: от «конкурентных войн» в строительном бизнесе до «факторов перестройки». Наиболее популярна была версия про уничтожение улик убийства Григорьева . «Ленинград» действительно был переполнен, в нём циркулировали крупные деньги и власть – и гибель журналиста и тут же стирание следов казалась притягательной идеей. Однако ни одно расследование не нашло подтверждения теории заговора . И хотя господствовала официальная формулировка «замыкание телевизора», окончательный ответ, кажется, до сих пор многим не доверяют. Как писала «Комсомольская правда», «пламя, вспыхнувшее в гостинице, так и осталось предчувствием чего-то большего» .
Последствия: нормы, здание и память о героях
Пожар «Ленинграда» стал своеобразным испытанием для советской и постсоветской нормативной базы. Уже в ходе следствия выяснилось, что отель имел «множество отступлений» от норм: и в проектировании (необходимые лестницы не охватывали всё здание), и в эксплуатации (выключенные лифты, несправные системы). Это событие явилось одним из аргументов в пользу пересмотра пожарных регламентов для гостиниц и общежитий. В начале 1990-х годов, учитывая горький опыт, власти вводили более жёсткие требования к пожарной безопасности жилых и гостиничных зданий (например, обновляли СНиПы, требуя нормального водоснабжения для пожаротушения, автоматических сигнализаций и строительных проёмов) .
Непосредственно «Ленинград» после пожара несколько месяцев не принимал гостей . К апрелю 1991 года отель разрешили частично использовать, а затем начались ремонтные работы. Вскоре здание было восстановлено – обновили кафе, заменили часть оборудования. Вместе с тем, весной 1992-го гостиницу «Ленинград» переименовали в «Санкт-Петербург» (название, «более созвучное времени», по официальной формулировке). Сегодня отель продолжает принимать путников, но в фойе напоминанием о том дне служит лишь небольшой мемориал и фотографии погибших пожарных.
В самом Петербурге память о «Ленинграде»-1991 увековечена пафосно и прочно. Через два года после событий на Серафимовском кладбище открыли памятник погибшим пожарным . В 2000-х гг. у здания 11-й части появилась часовня «Неопалимая Купина», посвящённая подвижникам пожарной охраны, – это символическая «горящая ветвь», выстоявшая перед огнём. К 2019 году на Кондратьевском проспекте разбили новый парк «Героев-пожарных» . И вот уже более тридцати лет проводится ежегодный международный футбольный турнир памяти погибших огнеборцев , на который съезжаются их родные, коллеги и курсанты МЧС. Каждый год в Петербурге 23 февраля – теперь уже как в День памяти погибших – звучат возложения и слова благодарности тем, кто тогда первым вступил в огонь. Встреча у Зимнего стадиона с губернатором и министром МЧС в нынешние дни неизменно напоминала, что «подвиг пожарных жив в сердцах петербуржцев» .
Итоги: конец эпохи
Пожар в гостинице «Ленинград» вошёл в историю не только как одна из крупнейших трагедий Ленинграда-Петебурга, но и как символ конца советской эпохи. Сгоревшая вывеска «Ленинград», десятки погибших и сотни раненных стали образом того, как быстро могли разрушаться устои и как неумело работали институты власти в «перестроечное» время. Этот пожар случился в праздничный февральский день, когда народ ещё надеялся на спасение Союза – и стал одним из «страшных символов 1991 года, последнего года Советского Союза» .
Через десятилетия люди до сих пор сравнивают февральский пожар и августовский путч: оба означали «чем-то ненароком повалившуюся эпоху». Несмотря на все проверки, версии и споры, одно ясно точно: без геройства огнеборцев и обычных граждан эта трагедия могла стать ещё кровавее. Сегодня, глядя на отремонтированное здание «Санкт-Петербург», сложно поверить, что когда-то здесь бушевал огонь – но нет нужды забывать уроков. «Ленинград» горел не просто так: он стал мрачным предзнаменованием того, что построенное на формальностях и нарушениях со временем обязательно рухнет. И в этом – важнейший урок для любого города и страны, вынужденных учиться на своих ошибках.