Павлик Морозов. Кто-то видит в нем пионера-героя, сознательно выбравшего общественное благо выше семейных уз. А для кого-то это имя - символ предательства, разрушившего святость семьи ради социалистического строя. История этого 13-летнего мальчика из глухого уральского села Герасимовка обросла таким количеством мифов, что за ними уже почти и не видно живого человека.
Что же на самом деле произошло в 1932 году и прославило на весь Советский Союз Павла Морозова?
Жизнь в Герасимовке
Чтобы понять трагедию Павлика, нужно знать, в какой атмосфере он рос. А атмосфера в семье Морозовых очень непростой.
Отец Павлика, Трофим Морозов, личность крайне неоднозначная. Советские идеологи создали из него образ классового врага, кулака. Но в реальности все было сложнее. Трофим, бывший красный партизан, дослужился до председателя сельсовета. Но вскоре он начал пользоваться служебным положением в своих интересах: присваивал имущество раскулаченных, а главное - наладил дело по изготовлению и продаже поддельных справок спецпереселенцам. Такие справки были аналогом паспорта и давали возможность спокойно жить выселенным людям, среди которых были и бандиты.
В своей семье Трофим был таким домашним тираном. Он пил, постоянно избивал жену Татьяну и детей, а потом и вовсе бросил их ради другой женщины, оставив супругу с четырьмя сыновьями.
Положение матери Павлика, Татьяны Морозовой, было отчаянным. Она осталась одна, без средств к существованию, да еще в конфликте с родственниками мужа. В этой ситуации 13-летний Павлик, как старший мужчина в доме, фактически стал главой семьи.
Родственники Трофима, особенно его отец Сергей (дед Павлика) и мать Ксения, ненавидели сноху. Дед Павлика, по слухам, до революции служил жандармом, а у бабушки была репутация конокрадки.
Отец Павлика, который должен быть опорой, бросил его с братьями и мать, регулярно избивает ее, а родня отца превращает вашу жизнь в ад. Так что ни о какой «святости семейных уз» речи и быть не может.
«Донос». Что на самом деле сказал Павлик на суде?
Главная версия гласит: пионер Павлик Морозов написал донос на отца-кулака, поставив долг перед государством выше родственных чувств.
Но современные исследователи, изучив архивы, не нашли никаких письменных доносов. Арест Трофима Морозова произошел совсем по другой причине. Органы ОГПУ задержали спецпереселенцев с фальшивыми справками, которые и вывели следствие на председателя сельсовета.
Так при чем здесь Павлик? В ходе суда над отцом мальчик действительно давал показания. Но что он сказал? Он лишь подтвердил слова своей матери. Татьяна Морозова рассказывала суду, как муж занимался подлогами, приносил домой вещи, полученные в уплату за справки, и избивал ее.
Тут Павлик, по сути, выступил свидетелем на стороне матери. Некоторые источники утверждают, что судья даже прервал его речь из-за малолетства, посчитав показания незначительными.
Так что же это было
Скорее всего, это был крик отчаяния ребенка, уставшего от побоев, унижений и несправедливости. Попытка защитить свою мать единственным доступным ему способом. Он не «сдавал» отца государству, он просто рассказал правду о домашнем насилии и махинациях отца.
Разумеется, нельзя полностью игнорировать и дух того времени. Начало 1930-х - это время коллективизации, раскулачивания и классовой борьбы. Возможно, Павлик, которого учительница описывала как активного и сознательного мальчика, действительно верил, что, разоблачая плохого председателя, поступает правильно.
Кстати, был ли Павлик Морозов пионером - тоже большой вопрос. Многие исследователи считают, что пионерский галстук ему «дорисовали» уже посмертно, для красоты мифа.
Трагедия в лесу и рождение мифа
Развязка семейной драмы была страшной. 3 сентября 1932 года Павел и его восьмилетний брат Федор пошли в лес за ягодами и не вернулись. Через несколько дней их тела со множественными ножевыми ранениями нашли в лесу.
Следствие довольно быстро вышло на убийц. Ими оказались родственники - дед Сергей, 19-летний двоюродный брат Данила. Соучастниками были признаны бабушка Ксения и дядя (крестный отец Павлика) Арсений Кулуканов, который, по версии суда, был организатором. Мотивом стала месть за показания против Трофима.
Суд приговорил Данилу Морозова и Арсения Кулуканова к расстрелу. Восьмидесятилетние дед и бабка умерли в тюрьме.
Как из жертвы трагедии сделали героя
Жестокое убийство детей на почве семейной мести было моментально переформатировано в акт «кулацкого террора» против юного борца за идеалы коммунизма. Эта история идеально вписалась в канву идеологической борьбы.
Газеты запестрели заголовками. Писатель Максим Горький назвал Павлика «маленьким чудом нашего времени». Так из несчастного ребенка, ставшего жертвой внутрисемейных разборок, начали создавать образ пионера-героя №1. Ему ставили памятники, его именем называли школы и пионерские отряды, на его примере воспитывали поколения советских детей, для которых верность партии должна была стать важнее семьи.
В годы перестройки о Павлике Морозове уже заговорили иначе, как о предателе. Но это опять же очень грубое упрощение.
Так что трагедия Павлика Морозова - это не история о героизме или предательстве в чистом виде. Его использовали все: сначала отец, заставлявший, по некоторым данным, писать под его диктовку фальшивые справки, потом мать, искавшая защиты. Затем - компартия Советского Союза, создавшая удобный миф, и ее противники, создавшие антимиф.
Это история о ребенке, который жил в суровые времена и оказался в центре жестокого семейного конфликта.