Один из самых жестоких приговоров излета позднесталинского времени - дело Сусанны Печуро. Юной московской школьницы, получившей при Сталине аж целых 25 лагерей!
- Однако почему же девочка-старшеклассница была столь сурово наказана? Что же стало с нею в системе ГУЛАГа? Как выглядели лагеря глазами школьницы? О том, друзья мои, подробно расскажу в сегодняшней статье.
Итак, появилась на свет наша героиня в Москве в 1931-м году. Росла в интеллигентной семье: папа - инженер, мама - прошедшая военные госпитали медсестра. Среди предков - почтенные раввины из Смоленска.
Училась Сусанна в московской школе номер 79, что на благословенном Арбате в центре Москвы. Слыла отличницей, здорово увлеченной Гоголем да Цветаевой. И в 1949-м организовала среди сверстников литературный кружок при дворце пионеров. Поначалу невинный - ребята, школьники да студенты, просто читали на дому сочинения русских классиков.
Школьники против Сталина
Однако реальность предлагала непростые вопросы недетские - куда пропадают по ночам соседи? Почему на выборах всего один кандидат? Почему у людей слова о "нашем счастливом детстве" лишь горькую усмешку вызывают?
И очень быстро кружок из чисто литературного перерос в нечто большее. В целое подпольное сообщество «Союз борьбы за дело революции» (СДР), чьи участники выражали свое недовольство действовавшей системой, считали сталинскую власть искажающей заветы Ильича. Печатали на старинном копировальном аппарате-гектографе листовки, требуя восстановления справедливости.
- Мы считали, что товарищ Сталин далеко ушел от идеалов ленинизма. А в СССР сложилась особая система Бонапартизма - то есть, единоличной власти диктатора, выросшего из числа бывших революционеров. Все демократические свободы были задушены, а выборы превратились в чистой воды фикцию.
Члены тайного кружка СДР готовы были действовать "во имя свободы и восстановления ленинских идеалов":
- Мы хотели разъяснять замороченным и запуганным людям, что на самом деле в стране за система сложилась. В чем она наиболее вопиюще отступила от принципов марксизма-ленинизма.
Впрочем, силами всемогущего МГБ «Союз борьбы за дело революции» оказался предельно быстро раскрыт. А все его участники, несмотря на юный возраст, арестованы.
- Детям приписали призывы к свержению действовавшей власти, попытки совершения терактов против лидеров партии, - писала Елена Прудникова в своей книге на эту тему «1953 год. Смертельные игры».
Сама Печуро так вспоминала навеки врезавшийся в память роковой момент ареста:
- Меня арестовали внезапно, ночью. Пришли опера ночью в нашу коммунальную квартиру. Вот ордер на арест, обыск. Всех на ноги подняли, повытаскивали из ящика комода все мое белье. Четырехлетний братишка громко плакал. Мне еле разрешили надеть платье. Я переоделась в платье из халата за занавеской, надела пальто да старые валенки. Вскоре я оказалась уже в Лефортово...
2 самых старших участников кружка, студентов Бориса Слуцкого, Владилена Фурмана и Евгения Гуревича к высшей мере. Еще 9 получили по 25 лет. И 2 - самые юные, в том числе школьница Тамара Рабинович - отделалась 10 годами.
Школьница в лагерях
Обвиненная в антисоветской пропаганде и измене родине по той самой злосчастной 58-й статье Сусанна Печуро как юная девочка осталась жива. Но в 1951-м году получила срок в 25 лет лагерей.
Ах да - ей еще попытку теракта против членов Политбюро и самого Маленкова впаяли - 17-летней-то девчонке! Это обвинение стало решающим - за просто антисоветские листовки Сусанна вряд ли б больше 5-7 лет лагерей бы получила.
Спустя годы Сусанна с горечью вспоминала:
- Меня истязали, мучили, били, просто запугивали. Сутками не давали спать. Применяли то, что на языке органов той поры именовалась "недозволенными методами следствия".
Дополнительно участь многих ребят усложнила их принадлежность к еврейскому народу. Что тогда в СССР считалось отягчающим обстоятельством - СДРвцев обвинили еще, как тогда водится, еще и в "космополитизме без роду без племени", в "еврейском национализме".
- Почему, спросите вы меня, при позднем Сталине так начали евреев третировать? Все довольно просто - в 1948-м году появилось государство Израиль, взявшее сходу прозападный курс. Да и новый враг недремлющий срочно требовался системе.
Дополнительно не подфартило деткам - попали еще и в жернова внутренней аппаратной борьбы. Ведший их дело следователь Михаил Рюмин, постарался дискредитировать своего шефа - министра госбезопасности Виктора Абакумова. И заявил, что тот дело тормозит. Потребовал для СДР максимально жесткого наказания.
- Еще до лагеря я уже многое поняла в системе, - вспоминала Сусанна. - Поняла, что теперь лагерь - моя жизнь почти на всю оставшуюся жизнь. И прожить ту жизнь следует как можно более достойно. Не продавая и не предавая, не пресмыкаясь.
Возвращение на свободу
Впрочем, Сусанне повезло - в 1953-м скончался Сталин, началась массовая реабилитация политзаключенных. В 1956-м наша героиня была освобождена. Однако успела в свои двадцать лет пройти через настоящий ад. Побывала аж в 11 разных тюрьмах и лагерях.
- Страшные ночи были. Бесконечные допросы, недели без сна. Подвалы, конвоиры... В лагерях нужно было киркой бить мерзлую землю и носить ее на носилках за 300 метров, складывать да утрамбовывать. И начальник смеялся - мне не ваша работа нужна, мне ваши мученья нужны.
Сидела Сусанна на Лубянке, в Лефортово, во Владимирском централе, в лагерях в республике Коми и Мордовии. В местах, где не читают Блока, не спорят о литературном наследии Пушкина. Но зато трудятся без устали круглые сутки, среди вертухаев, охранников со свирепыми псами да автоматами. Там Сусанна получила первую группу инвалидности. Но смогла остаться человеком. И даже смогла находить в себе силы шутить:
- Лагерь это все-таки интересная жизнь была! Столько разных событий каждый день! И главное - никогда не знаешь, что тебя завтра ожидает.
Жизнь после ГУЛАГа
После освобождения Сусанна не была признана полностью невиновной. Сказалась запись в уголовном деле о попытке теракта против Маленкова - тот в силе был после смерти Сталина. Но все же Сусанна в свои 23 сдала экстерном школьные экзамены. И поступила в Московский историко-архивный институт. Вышла замуж за сокурсника аспиранта мехмата МГУ Аркадия Онищика.
- Сусанна из "террористки" стала известным историком, изучавшим времена репрессий - только вот царя Ивана Грозного. Работала много в архивах, помогала другим бывшим политзаключенным. Впрочем, прежних идеалов не забыла - продолжилась как диссидентка, распространявшая издания самиздата. Известным диссидентом стал и ее супруг.
Сусанна была окончательно реабилитирована лишь в 1989-м году. И дожила в Москве до 2014-го года. Ушла в возрасте 80 лет. Так и сохранив свои честь и достоинство.