Если вы в последнее время летали где-то между Москвой и Сочи, Красноярском или Минеральными Водами, у нас для вас новость: возможно, вы стали невольным участником исторического события. Нет, вас не снимали для нового сезона Реальных пассажиров, куда более крутой гость привлекал внимание специалистов. Российский самолет МС-21-300 впервые вышел на обычные, штатные воздушные трассы для проведения испытательных полетов.
Звучит немного по-шпионски, но на самом деле всё легально и очень ответственно. Представьте: огромный лайнер, продукт тысяч умов и рабочих рук, отправляется в свою первую самостоятельную жизнь. Не по закрытому полигону, а туда, где летают все Боинги, Эйрбасы, скромные Суперджеты и прочая воздушная братия. Это как выпускник автошколы, который сдал площадку и впервые выезжает в час пик на Садовое кольцо. Только вместо Жигулей у него инновационный авиалайнер, а вместо инструктора целая команда инженеров на земле.
Так что же это за прогулки такие?
Не нужно думать, что инженеры Иркута просто взяли и купили на МС-21 билеты по акции Побега туда и обратно. Испытания на регулярных трассах это важнейший и абсолютно стандартный этап для любого нового самолета. Его называют оценкой эксплуатационной технологичности.
Проще говоря, самолет проверяют на то, с чем он будет сталкиваться каждый день после поступления в авиакомпании:
Взаимодействие с диспетчерскими службами: как быстро и четко экипаж понимает команды, как радиосвязь ловит в эфире среди десятков других голосов.
Работа в общем потоке: как машина ведет себя в реальном воздушном движении, выдерживает ли заданные эшелоны (высоты), как реагирует на небольшие турбулентные потоки от впереди идущих самолетов.
Штатные и нештатные процедуры в реальных условиях: взлет, набор высоты, крейсерский полет, заход на посадку но не в тепличных условиях испытательного центра, а среди гор, в разную погоду и с разной загрузкой.
Это последний штрих, финальный лак на самолетном маникюре, который доказывает: да, с этим красавцем можно работать как с обычным, надежным и предсказуемым инструментом.
А что там с иностранными комплектующими? Это же главная интрига!
Вот мы и подобрались к главному блюду нашей программы. Изначально МС-21 задумывался как самолет с глубокой международной кооперацией. Двигатели PW1400G от американской Pratt & Whitney, композиционные материалы крыла от японско-американской Toray, авионика от французской Thales…
Но, как известно, планы любят меняться. Санкции внесли свои коррективы, и проект взял резкий курс на импортозамещение. И сейчас испытания проходят в уникальной конфигурации: часть самолетов летает с американскими двигателями, а часть с новыми российскими ПД-14.
Представляете, какая уникальная ситуация для сравнения? У конструкторов есть возможность буквально в полевых условиях сравнить два варианта на идентичных маршрутах и в идентичных условиях. Это бесценный опыт! И кстати, по словам очевидцев, пилотов и инженеров, российский ПД-14 показывает себя более чем достойно. Он, конечно, имеет свои особенности по шумности и расходу топлива на разных режимах, но в целом это мощный, современный и надежный двигатель, который тянет лайник ничуть не хуже заокеанского коллеги.
Причем тут юмор? Сейчас будет.
Конечно, самолетостроение дело серьезное. Но давайте пофантазируем, о чем могут думать другие самолеты в небе, когда видят новичка.
Боинг-737 (ворчливым голосом бывалого летуна): Опять новенький… Смотри-ка, крылья у него черные, карбоновые. Выпендривается, модник. В наше время крылья были из металла, и ничего, летали! И двигатель у него не похож на мой. Интересно, он в Аэрофлотские бонусы.
Сухой Суперджет (бодро и по-братски): О, земляк! Наконец-то подмога подоспела. Держись, брат, тут тебя сейчас диспетчер попросит подождать в воздухе кружок другой… главное, не оригничай, все через это проходили.
Диспетчер (в эфире, стараясь сохранять спокойствие): МС-21 борт 007, вы можете снизиться до эшелона 330? (про себя) Только бы не облажаться и не назвать его Иркут-21 или, не дай бог, Марусей…
Шутки шутками, но экипажи испытателей люди с стальными нервами и колоссальным опытом. Для них такие полеты рутина, отточенная до автоматизма. Их задача сделать так, чтобы когда вы с семьей полетите на МС-21 в отпуск, вы вообще ни о чем не беспокоились. Разве что о том, что сок в стаканчике слишком быстро закончился.
Что это значит для нас, простых пассажиров?
А вот что:
1. Скоро увидим в небе чаще. Завершение этих испытаний последний шаг перед началом серийных поставок авиакомпаниям. Аэрофлот уже потирает руки в предвкушении.
2. Комфорт выше среднего. Ширина салона МС-21 — 4,06 метра. Это больше, чем у Боинга-737 и Аэрбаса-320. Значит, кресла можно сделать шире, а проход просторнее. Мелочь, а приятно.
3. Огромные окна. Они здесь одни из самых больших в своем классе. Что может быть лучше, чтобы сфотографировать облака для Instagram?
4. Верим в свое. Успех МС-21 это не просто еще один самолет. Это вопрос технологической независимости и национальной гордости. Хочется, чтобы он был надежным, безопасным и летал по всему миру, вызывая восхищение и здоровую зависть.
Испытания на регулярных трассах это не финишная прямая, а мощный финальный спурт. Это доказательство того, что МС-21 не просто железная птица с красивыми цифрами в техзадании, а настоящая рабочая лошадка, готовая к ежедневной работе.
А что вы думаете по этому поводу? Летали бы на отечественном новейшем лайнере с удовольствием или с легким трепетом? Доверяете ли вы российским авиатехнологиям?