Повторение - мать учения, признак неврологического расстройства или просто поговорка?
Пост из разряда наболело озадачивает и всевозможно недоумевает. Точкой сборки чую, что данная ситуация у нас в пределах психологической нормы, но низкой и высокой планок этих пределов мы макушкой касаемся.
Я о стереотипном поведении и о резких эмоциональных ледоколах (качелями или лодочками это сложно назвать).
Про стереотипии (боже упаси). И про день сурка, чтоб его! Вот ежедневно хожу и думаю - стописят раз повторенное слово или выражение - это оно? Миллион раз подряд спетая песня, рассказанный фрагмент стихотворения или заданный вопрос - это маму для полета в космос готовят или что? Склонность к повторам - это свидетельство постоянного психического напряжения ребенка или как?
Но вернемся к Василию Васильевичу и его однообразном многообразии.
Вася старается придерживаться ритуала абсолютно во всем. Я называют это - круглый день по накатанной. Или - "зацикливает".
Не секрет, что малыши очень плохо переносят перемены. Перемены вызывают страх, который выливается в разнообразные эмоции, реакции. В большом маленьком мире стабильность означает безопасность. Поэтому ежедневный ритуал - наше всё. А если явление не повторилось а пошло другим чередом - ребенка моментально перекрывает эмоциями. Он бросается оземь, начинает визжать, кататься, пытается остановиться но не может, повторяет какое-то одно слово как заведенный. И заканчивается тем, что на пике нервного срыва засыпает. Зевает, зевает, орет и визжит, снова зевает и выключается. Потом просыпается и снова начинает визжать, так накрывает малыша разнообразие вселенского уклада. Привычный малышу мир безостановочно рушится, и это очень страшно, это не похоже на обычные капризы и манипуляции, это гораздо больше, чем способен вынести маленький человек.
Кризисные кризисы
Так получилось, что оба возрастных кризиса (двух лет и трех лет) начинались с полета в Москву и болевого стресса (сложные деликатные операции и крайне болезненный послеоперационный период). То есть - операция и тут же начало кризиса. И снова операция - и опять начало нового кризиса, я уже седая, честное слово.
Перелет - это ночью сесть из привычной мягкой постельки в холодную машину к незнакомцам, через шесть часов оказаться в огромном незнакомом аэропорту, напугаться всласть грохота самолетов, отстрадать десять мер в замкнутом пространстве где нехорошо себя чувствуешь (около пяти часов), потом снова гул самолета, новый аэропорт, новая машина, огромный город, новое пространство больницы с ее распорядками и обратно тот же круг. Я бы с ума сошла. Если бы всю жизнь провела в детской комнате рядом с мамой, людей и детей видела бы изредка, на машинах каталась раз в полгода и вообще жила в одной крохотной коробочке, которую считала единственным миром... То такие глобальные резкие смены ВСЕГО меня бы вывернули швами вперед, правда.
Питание
Одна из причин запоздалого перехода на общий стол - привычка. Привычка есть только три блюда. Причем в установленное время))) К остальной еде доверия нет никакого. На утро Вася ест только гречневую безмолочную кашу Нестле, которая вообще-то появилась в его рационе в период первого прикорма, да так и осталась с нами. Кашу разводим на молочной смеси, добавляем пюре из чернослива и подаем ребенку с поклонами))) Остальные каши, ровно как и промежуточный вариант (где гречка не рассыпчатая а наполовину размолота), или другое пюре - фу кака. Категорический отказ. Часто с жесткой истерикой. Порой на неделю отказ, все не верит, что мама не намешала в тарелку незнакомой ерунды. Вечером Вася вкушает мягкий творожок типа Агуши или Простоквашино, с пюре аля фруктовый салатик. Все творожки с кусочками ягод или фруктов отвергаются по тому же сценарию, как и каша. Ну и детский на обед до первого полета в московскую больницу состоял из намятых вареных овощей с пюре из индейки. Два года назад, после первой операции Вася категорически отверг раз и навсегда и овощи, и мясо. В любом виде. И обед превратился у нас в горбушку хлеба, пряник, банан. Нас даже в больнице весной вспомнили по этим горбушкам, видимо так у сестер-поваров отложился крепко в памяти малыш, который не ел вообще ничего, только грыз хлебные корочки. Только этим летом получилось научить ребенка кушать макарошки понемножку, мяско куриное слегка, яичный желток жареный порой, помидоры, яблоки, клубнику и даже картошку. И то, с ложки. И на том спасибо.
Игры и книги
Самые любимые - те, что с первых дней жизни. Реально, у Васи есть книжки, которые он "листает" с полугода. Именно эти книги вдохновляют ребенка на придумывание историй. К остальным относится недоверчиво, пока не привыкнет. Привыкает к ним полгода, год.
Прогулки
Исключительно за руку. И только за мамину. Остальное не внушает доверия. В идеале - держать в руках бутылочку с водой, пряник, листик, веточку и мамину руку одновременно. Очень неудобно когда, к примеру, идем по лесу. Если маршрут не известен, расстраивается глобально.
Горшок
О, тут была задача. Человек настолько привык к тому, что все отхожие дела теряются в недрах подгузника, что сидение на горшке ну никак не вписывалось в его картину мира. Мол - а что, так можно было????? Все советы про то, что ребенку станет некомфортно в мокрых штанах и он поймет - мы опровергли в прошлое лето. Мокрые штаны норм, сидеть в луже норм, лежать в луже норм. Горшок в эти границы нормального не вписывался. В игровой форме процесс также не заходил. Насилие в воспитании я отрицаю, так что...Ну хорошо, дождались очередного лета и снова принялись штурмовать горшок. Вроде, за четыре месяца усвоили науку, выдыхаем мамочка, выдыхаем!
Итого:
Машинки в ровные ряды мы пока не выставляем, помидоры ровными кружочками не требуем. И еще о хорошем: на зрительный контакт ребенок идет, не раскачивается (кроме как во время пения), обнимается с мамой, охотно делится широчайшим спектром эмоций с близкими (остальным не показывает ни горя ни радости, держится). С фантазией у нас все слишком прекрасно. Отсюда делаю вывод - что с нервишками просто непорядок. Или Вася с рождения слишком восприимчивый (кстати, в два месяца, параллельно коликам, (приступы которых я быстро началась отличать от того, другого...) когда малыш стал отчетливо видеть и слышать мир и, видимо, этим напрягаться, начались подобные истерики, когда малыш сутками оглушительно визжал, краснел, покрывался пятнами и пытался вывернуться из своего тела). Добавим то, что он круглосуточно выливал из себя еду, захлебывался и переставал дышать, набирал сто грамм в месяц и... И все эти педиатры, которые говорили - вы слишком тревожная мамочка. Ну да, ну да... Все, кто видел тогда ребенка, говорили что на колики не похоже, что это слишком страшно. Ну ничего, пережили выжили, едем дальше. По накатанной. День сурка продолжается!