Все больше в свои права вступает осень. Солнце гаснет задолго до позднего вечера, а грозовые тучи устраивают свои набеги с частотой татаро-монгольского ига. Но в противовес холодам и слякоти, наша тайга начинает играть новыми красно-желто-оранжевыми красками.
И, наверное, не случайно, именно в эту пору золотой осени свой профессиональный праздник отмечают главные хранители и защитники леса – работники лесных хозяйств. Юбилейный 45 раз (праздник был учрежден в 1980 году) его отметят и сотрудники Иланского лесничества. О том, чем сейчас живет предприятие, какие задачи выполняет и как помогает сохранить экологию родного края, нашей газете рассказала его директор Наталья Семионенко.
О себе и не только
- Наталья Юрьевна, представьтесь, пожалуйста. Насколько я знаю, ваш путь до директора Иланского лесничества был небыстрым и непростым.
- Это действительно так. Окончив в 2002 году Канский технологический техникум, вернулась в Иланский и начала работать в нашем лесничестве в должности мастера леса. Потом с 2004 семнадцать лет была инженером по лесовосстановлению, а в 2021 году сначала стала заместителем директора, но уже через 3 месяца была назначена директором.
- Лесная отрасль, скажем честно, не самый частый выбор профессионального пути у старшеклассников. А почему Вы в свое время сделали шаг навстречу именно этой профессии? Может, это были советы кого-то из старших?
- Знаете, во время поступления была интересная история. Мне мама наказала, чтобы я написала заявление о поступлении на специальность бухгалтера, но мною выбор был сделан в пользу леса.
- А почему случился такой, неожиданный для мамы, поворот?
- В классе 8 или 9 работала на прополке в питомнике. И во время работы, хоть она была и сложной, меня не отпускало чувство, что все эти маленькие саженцы, как дети, и я помогаю этим малышам расти. Просто представь, что ты должен не дать траве «задавить» годовалый саженец дерева. Да, конечно, спустя десяток лет этому саженцу будут нипочем не то что травы, но и настоящие бури, но в самом начале это лишь хрупкий, тоненький, очень нежный стволик.
Вот именно тогда я почувствовала, как беззащитна природа, и появилось желание сделать все возможное, чтобы ее сберечь. Любовь к природе и желание сохранить ее богатства стали главными стимулами выбора именно этой профессии. В старших классах стала больше интересоваться предметами, связанными с окружающим миром, экологией, более серьезно стала их изучать, что позволило поступить на ту специальность, о которой мечтала.
- Немного наивный вопрос, но не было ли момента за эти годы, когда опускались руки, и хотелось сказать: «Почему я не стала бухгалтером»?
- Наверное, как бы мы ни любили свою работу, она, как и жизнь в целом, не может состоять из одних положительных моментов. Бывают дни, когда действительно опускаются руки.
У меня такой момент произошел в 2012 году. Не хочу вдаваться в подробности, и, если честно, точно уже не помню, что именно стало причиной тяжелых раздумий об уходе.
Но проанализировав все возможные варианты, пришла к простому выводу: кроме леса мне ничего не интересно. Собралась с силами и продолжила свою работу.
Сейчас, по прошествии 13 лет, могу с уверенность сказать, что тогда я сделала правильный выбор, оставшись в профессии.
Просто о непростом
- Наталья Юрьевна, какие задачи стоят сейчас перед лесничеством? Насколько далек образ бородатого лесника, который живет в тайге в своей сторожке, от реальности?
- Сразу видно, что напротив меня человек творческий и мыслящий красивыми образами. Конечно, лесничество сейчас это много направлений работы, начиная от работы на «земле», заканчивая «бумажной», но и «бородатые» лесники остаются на своем посту.
Основными нашими задачами являются охрана и защита лесов; их воспроизводство: заготовка семенного материала, выращивание саженцев; лесопользование: организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, контроль за вырубкой и вывозом древесины; работа по повышению экологической грамотности населения и совместная разъяснительная и профилактическая работа с организациями города и района.
- А как выглядит лесничество в цифрах?
- Площадь Иланского лесничества 263 тысячи гектаров. Оно включает в себя территорию Иланского района и немного захватывает угодья в Нижнеингашском, Ирбейском и Канском.
За всем этим хозяйством присматривает сравнительно небольшая команда из четырех лесничих, трех участковых лесничих и двух мастеров. Всего же коллектив лесничества – 37 человек, 12 из которых работают на «земле». Летом, когда идут активные работы в питомнике, - более 50 работников.
- Малый коллектив, да удалый?
- Да. В «зеленом доме» работают инженеры по лесопользованию, лесовосстановлению, охране и защите леса, лесничие, участковые, мастера леса. Свой вклад в общее дело вносят и экономисты, бухгалтеры, специалист по кадрам.
Все эти люди увлечены работой, и это видно не из их громких слов, а из их поступков. Даже когда мы в питомнике высаживаем новые саженцы, на «огород» (так мы называем питомник) отправляется весь коллектив.
- Говоря про здоровье леса нельзя не упомянуть такую тему, как вырубка лесов. В обществе к ней отношение негативное, потому что в медиа она в основном фигурирует в связке с правонарушениями.
- Тут сошлись два фактора. Первый – это незаконная деятельность таких «предпринимателей», которые хотят быстро получить наживу, не задумываясь о последствиях. Хочется отметить, что, по данным статистики, в Красноярском крае в последние годы заметна положительная динамика уменьшения количества незаконной вырубки леса (в первой половине 2025 года было выявлено на 40% меньше правонарушений, чем за аналогичный период в 2024 г - ред.).
Сейчас бизнес понимает, что он больше потеряет, чем приобретет от такого «прибыльного» способа. Поэтому с нами все работают только на основе официальных документов, предоставив все необходимые справки и разрешения для вырубки. К тому же, предприниматели вовлечены в активную работу по восстановлению лесного массива.
А второй факт – незнание людей. К сожалению, у некоторых граждан есть такая привычка, не разобравшись в ситуации, сразу выдвигать свои «истинные» выводы. В нашей профессии также. К примеру, есть мнение, что большинство вырубок только убивают наш лес. Но надо понимать, что мы проводим постоянный мониторинг деревьев, их состояния. Деревья, которые постепенно начинают терять силы, зараженные какими-нибудь болезнями, мы вынуждены убирать. Например, при сильном ветре они могут упасть, создавая непроходимую зону. К тому же, такая «медицинская» операции нужна, чтобы на месте старых, больных вырастали молодые деревья.
- Поэтому, после санитарных вырубок, пожаров следует восстановление леса.
- Конечно, поэтому мы выращиваем посадочный материал в своих питомниках, их в лесничестве два: на 30 гектаров в черте города и небольшой лесной питомник на 4,4 гектара. Например, чтобы получить саженец сосны, сначала нужно собрать шишку, переработать ее, высушить, заготовить семена, высадить, сохранить, вырастить…
Процесс трудоемкий и длительный. Но в 2023 году мы запустили в работу специальную теплицу, таких всего 8 во всем крае, где выращиваем саженцы с закрытой корневой системой. Они и вырастают быстрее, и приживаемость у них выше.
Саженцы из лесничества идут не только на лесовосстановление, но и на озеленение наших населенных пунктов. Каждый год в Иланском высаживают деревья «Сады Победы» и «Сад памяти», к тому же мы активно сотрудничаем со многими организациями города и района, помогаем им с озеленением территории. Мы принимаем активное участие в озеленении территории Иланской и Канской церквей.
- Сосны на знаменитой площадке за озером Пульсометр тоже Иланского лесничества?
- Да, конечно. Мы и сами принимали участие в озеленении этой территории. Красиво получилось. Тем более сосны – это природный лекарь.
Но, к сожалению, это один из примеров, когда люди готовы только на словах беречь природу, а на деле все наоборот. И обидно не из-за того, что поломанные сосны были из нашего питомника, а что сами иланцы допустили такое.
Досадно, конечно, но нас это не остановит.
А что нас ждет впереди?
- Видно, что лесничество в целом в крае, и наше Иланское не стоят на месте. С какими мыслями вы смотрите в будущее?
- Принято говорить, что мир все глубже погружается в экологическую катастрофу, но мне кажется, что это не так. Состояние лесов мы держим под контролем, их губителей с каждым годом становится все меньше, а экологическая грамотность у населения растет.
Сейчас и техническое оснащение становится лучше. Недавно получили отличный современный квадрокоптер, который упрощает контроль за территорией.
- А молодые кадры?
- Ты правильно сказал, что наша отрасль не такая популярная. Кадровый голод среди молодых чувствуется. Но, я являюсь председателем приемной комиссии на защите дипломов в Канском технологическом колледже по направлению Мастер лесного хозяйства. Так на защите, мне сразу видно, что около половины студентов уже работают в лесхозах, и это не от безвыходности их положения, а потому что профессия действительно увлекла.
Тут хочется сказать и про иланское школьное лесничество «Лесное братство». Под руководством Татьяны Ширшиковой и нашего сотрудника – Виктории Белькевич ребята погружаются в мир экологии, природопользования, изучают лес, как живой организм, в котором все взаимосвязано. Кому-то из активистов просто интересно узнать новое о природе, а кто-то через акции, мероприятия, поездки на научные форумы и школы юных экологов глубже знакомится с будущей профессией. И видно, что большинство ребят делают это искренне, по зову сердца. Поэтому очень хочется, чтобы кто-то из них пополнил ряды нашего дружного коллектива в будущем. Надеюсь, что именно так и будет!