Найти в Дзене
Национальный след

«Тяжело без плотской любви» Как монахи обходятся без женщин и справляются с телесным влечением?

Монашество - один из важнейших столпов христианской веры. Напрямую связанный с тем, что греки именуют - ἡ εγκράτεια - воздержание. То есть, отказ от любых плотских связей с дамами. Ибо еще апостол Павел призывал своих подвижников усмирять телеса, чтобы стать "достойным венца нетления". Однако как же монахи, особенно в молодом возрасте, ухитряются справиться с мучительными телесными желаниями? Прежде всего, тут дело в самих монахах. Это не просто случайные люди с улицы, решившие вдруг отказаться от плотской любви да мирской суеты.. Но проделавшие трудный путь от послушников до пострига глубоко верующие люди. А значит внутри заинтересованные в собственном воздержании. И телесном, и духовном. Как говорят иноки: - Беги змеи, угрызающей тело; паче бегай женщины, что угрызает душу. А еще монашество, как вы понимаете отлично, это до предела аскетический образ жизни, регулярно проделываемая огромная духовная работа. И отсутствие в монастырях любых соблазнов в виде прекрасного пола, развлечени

Монашество - один из важнейших столпов христианской веры. Напрямую связанный с тем, что греки именуют - ἡ εγκράτεια - воздержание. То есть, отказ от любых плотских связей с дамами. Ибо еще апостол Павел призывал своих подвижников усмирять телеса, чтобы стать "достойным венца нетления".

Однако как же монахи, особенно в молодом возрасте, ухитряются справиться с мучительными телесными желаниями?

-2

Прежде всего, тут дело в самих монахах. Это не просто случайные люди с улицы, решившие вдруг отказаться от плотской любви да мирской суеты.. Но проделавшие трудный путь от послушников до пострига глубоко верующие люди. А значит внутри заинтересованные в собственном воздержании. И телесном, и духовном. Как говорят иноки:

- Беги змеи, угрызающей тело; паче бегай женщины, что угрызает душу.

А еще монашество, как вы понимаете отлично, это до предела аскетический образ жизни, регулярно проделываемая огромная духовная работа. И отсутствие в монастырях любых соблазнов в виде прекрасного пола, развлечений и вообще лишней свободы. Не случайно, на святой Афон ни единая женская нога вот уже более тысячи лет не ступала.

-3

- Борьба с плотскими искушениями — это постоянное духовное усилие. Когда после долгой напряженной борьбы с диаволом, союзником нашей бренной плоти, изгоним его наконец из сердца своего, тогда окаянный начинает особенно сильно мешать нам Господу служить. Чрез телесные щекотания и возбуждения, - говаривал старец Иоанн Лествичник. - В такие моменты нужно усиленно молиться, не давая волю глазам да мыслям.

Каждый день любого монаха расписан почти поминутно - полное погружение в служении Богу, непрестанные молитвы, послушания, посты, тяжелый физический труд. А потому времени на блудные мысли просто не остается. К тому же мужская особенность такова, что если несколько лет того самого не было - то уже и не надо может статься. Забыл, как делается, да и давно что нужно, работать перестало :)

-4

Архимандрит Софроний Сахаров, ученик преподобного Силуана Афонского, откровенно рассказывал о духовных трудностях борьбы монахов с сильными плотскими желаниями:

- Тяжко бывает без женщины, но мы молимся и боремся с собою каждый Божий день. Но основная тяжесть монашества — это не столько пост или воздержание от брака. Сколько извечная духовная борьба за обретение подлинной любви Божией, за стяжание Святого Духа.

-5

Монахи очень часто держат себя полуголодными. А в случае если греховные мысли все равно преследуют, просят у отца настоятеля дополнительных послушаний, постов, обетов, молитв.

- Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты, - учил Иоанн Лествичник.

Афонский старец Моисей Святогорец говорил просто:

- Все страсти завсегда изгоняются строгим постом и чистой искренней молитвой. А воздержание и аскеза направлены на духовное очищение и любовь к Богу.

-6

Отец Михаил из Свято-Успенской Псково-Печерской лавры говорит так:

- Жизнь монаха — это путь постоянной борьбы, воздержание от женщин и плотской любви. Иногда ночами в келье не сплю, когда сердце рвётся к теплу человеческому, к той любви, что была до монашества. Бывает, чувствую себя одиноким, тоскую по женской ласке. Но всегда понимаю, что обет безбрачия — это мой духовный подвиг во имя Господа нашего Иисуса Христа. За то даётся глубокий покой и истинная свобода в Божественном.

-7

В прошлые времена монахи широко применяли и целый спектр способов физического усмирения плоти. Носили железные шляпы, на груди - тяжеленные медные иконы. Надевали причинявшие долгую мучительную боль при каждом движении цепи-вериги, на голые тело - рубахи-власяницы из колючей жесткой шерсти. Не забывали даже самобичевание - били кнутами сами себя и других братьев.

-8

Впрочем, иногда случаются в монашеском воздержании и серьезные системные сбои. Как например, в случае с португальским монахом средневековым, что дал жизнь более двумстам сотней детей. Но о том подробнее читайте в другой статье.