Найти в Дзене
MemPro-Trends

Зачем бросил американскую мечту и почему снимается только ради денег: Александр Баширов

Зачем он бросил американскую мечту? Почему, снявшись в ста пятидесяти фильмах, с усмешкой говорит, что делает это исключительно ради денег? Гений, что прячется за маской юродивого, или безумец, живущий по своим законам? Имя Александра Баширова давно стало синонимом эпатажа, а его поступки — легендами. Он познал вкус американской мечты, жил в роскошном нью-йоркском доме с прислугой, учился в студии, выпустившей Аль Пачино и Роберта Де Ниро. А потом... в один день просто бросил всё. Оставил богатую жену, налаженный быт и улетел обратно в Россию, в полную неизвестность. Что это было?! Минутная слабость или осознанный выбор, ключ к пониманию всей его сложной натуры?

Всё казалось голливудской сказкой. После ВГИКа он женился на американке Саре Венди Ньютон, дочери известной актрисы и режиссёра. Для сибирского парня открылись все двери. Но за глянцевым фасадом скрывалась тоска. «Тотальная фальшь американцев», которые, по его мнению, не живут, а постоянно играют навязанные роли, угнетала его. Ему невыносимо не хватало простых дружеских посиделок. И вот, прожив в Штатах всего пару лет, он совершил свой главный побег. Побег от чужого мира, который так и не стал своим. Позже он скажет просто: «Это, видимо, такая судьба у русского человека. Ну не могу я там жить, не мое это!». В этих словах — не просто ностальгия, а признание в глубинной, почти генетической несовместимости с чужим укладом жизни. Он бежал не от трудностей, а к себе настоящему.

-2

Чтобы понять этот поступок, нужно вернуться в самое начало, в глухую таёжную деревушку Согом. Он родился в неполной семье: мама-татарка, всю жизнь проработавшая на почте, и дед — колоритнейшая фигура! Однорукий инвалид и убеждённый антисоветчик, который из-за «принципиальных политических различий» отказывался работать на новую власть и занимался только рыбалкой. В этой атмосфере неприятия общепринятых рамок и ковался его бунтарский дух. Сам Баширов вспоминал, что в детстве был капризным «тираном», наслаждаясь властью над взрослыми, но в то же время оставался «застенчивым и даже немножко запуганным» ребёнком. Мать же, интуитивно чувствуя его дар, с любовью называла его «мой артист».

-3

Путь к этому «артисту» был извилист. После восьми классов — Ленинград. Провалив экзамены в художественное училище, он, чтобы зацепиться в городе, пошёл в ПТУ на плиточника-облицовщика. Потом — цементный завод и армия. Служил в Забайкалье, в танковой дивизии, но и там его талант нашёл выход — стал художником-оформителем при клубе. Там же случилась почти мистическая история. Ему поручили нарисовать портрет Брежнева в танкистском шлеме. Как только полотно вывесили на фасаде клуба, пришла весть — генсек скончался. Случайность, но для суеверных армейских умов он приобрёл зловещий ореол. А демобилизовался он в рабочем комбинезоне, на котором хлоркой был вытравлен номер его экипажа. Позже, на вопрос Виктора Цоя, что это за цифры, Баширов, любящий мистификации, бросил: «Группа крови». Так, по его утверждению, родилась одна из легендарных песен группы «Кино».

-4

В 29 лет, уже взрослым мужчиной, он наконец поступил во ВГИК, попав на один курс с Фёдором Бондарчуком и Иваном Охлобыстиным. И тут же устроил скандал, едва не стоивший ему карьеры. В студенческом этюде по «Фаусту» он играл Мефистофеля. Режиссёр, его будущая первая жена, шведка Мария Ценскен, решила, что Сатана должен явиться публике… абсолютно нагим. Баширов исполнил её волю перед комиссией, в которой сидели Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Эффект был подобен взрыву бомбы. Его хотели отчислить, но всё обошлось. И именно после этой выходки на него обратил внимание Сергей Соловьёв.

-5

Так, совершенно случайно, началась его актёрская карьера, которую он никогда не считал главным делом жизни. «Я вообще не считаю себя актёром! Занимаюсь этим только ради денег. Потому что моя профессия — кинорежиссёр!». Эта отстранённость и давала ему ту самую «собачью, животную» органику, которой восхищались режиссёры. Он не боялся быть смешным или отталкивающим. Его спич о Гагарине в «Ассе» — чистая импровизация. А текст для своего культового персонажа Спартака из «Иглы» он написал сам, основываясь на истории, услышанной в полусне.

-6

После возвращения из Америки и развода с Сарой он встретил свою главную любовь — солистку группы «Колибри» Инну Волкову. Их история началась с того, что она, едва знакомая с ним, одолжила ему денег на билет. Этот жест доверия перерос в крепкий брак и рождение дочери Александры-Марии, которая, по иронии судьбы, тоже окончила режиссёрский факультет ВГИКа. С годами вечный бунтарь и «отец жуткого панка» превратился, по его собственному ироничному признанию, в «семьянина» и «мелкого буржуа», который обожает тепло дома и хорошие тапочки.

Обретя личный покой, он наконец смог воплотить свою мечту. Он основал студию «Дебоширфильм», где стал преподавать и продвигать смелое андеграундное кино. В 1998 году он снял свой главный фильм «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»), где был и сценаристом, и режиссёром, и продюсером, и исполнителем главной роли. Картина, снятая всего за 25 тысяч долларов, наделала много шума и доказала, что его режиссёрские амбиции — не пустой звук.

-7

Так кто же он? Юродивый, проползающий по красной дорожке «Кинотавра», чтобы «ошарашить, свести с ума, вывести на чистую воду»? Философ, убеждённый, что историю двигают маргиналы? Или просто пугливый человек, который боится селфи, ставших его «основной профессией»? Наверное, всё вместе. Он — человек, который всегда шёл против течения, отказавшись от американской мечты ради права оставаться собой. И, несмотря на все противоречия, он сам даёт главный ответ: «Я счастливый человек, которому в жизни очень везёт». И глядя на его удивительную судьбу, с этим трудно не согласиться.