Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Вас обманывали всю жизнь: 9 школьных мифов по истории России, в которые вы до сих пор верите

Оглавление

Знаете, что общего между историей России в школьном изложении и голливудским блокбастером? И то, и другое лишь отдалённо напоминает реальность, зато как захватывает! Десятилетиями нам рассказывали красивые легенды, которые прочно засели в головах. Пришло время разобраться, где правда, а где — художественный вымысел, который почему-то оказался в учебниках.

Миф №1: Иван Грозный убил своего сына

Начнём с главного хита всех времён и народов. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» настолько въелась в массовое сознание, что даже сомневаться в этом факте кажется кощунством. Вот только проблема: никаких достоверных свидетельств убийства нет.

Историк Владимир Кобрин отмечал: "Версия об убийстве царевича появилась только в записках иностранцев, причём противоречащих друг другу". Антонио Поссевино писал одно, Джером Горсей — другое, а папский нунций — третье. При вскрытии гробницы в 1963 году в останках царевича нашли повышенное содержание ртути и мышьяка — типичных ядов XVI века. Травма черепа? Да, была. Смертельная? Сомнительно.

Миф №2: Пётр I был подменён во время Великого посольства

О, это прекрасная теория заговора XVII века! Уехал православный царь ростом 170 см, а вернулся двухметровый "немец", который брил бороды и курил табак. Конспирологи того времени были не хуже современных.

Факты упрямая вещь: все современники, включая ближайшее окружение, мать Наталью Кирилловну и сестру Наталью Алексеевну, признали в вернувшемся царе именно Петра. Да и рост его был задокументирован задолго до поездки — 2 аршина 14 вершков (около 204 см). Просто в детстве на фоне карликов потешного полка он не так выделялся.

Историк Евгений Анисимов язвительно замечает: "Если это был самозванец, то он удивительно хорошо знал все детские шалости Петра и помнил всех его друзей детства поимённо".

Миф №3: Екатерина II продала Аляску

Этот миф настолько живуч, что даже в XXI веке находятся те, кто готов обвинить "немку на троне" в распродаже российских земель. Небольшая проблема с хронологией: Екатерина умерла в 1796 году, а Аляску продали в 1867-м при Александре II.

Более того, при Екатерине Российско-американская компания только начинала осваивать эти территории. Решение о продаже было принято через 71 год после её смерти, когда содержание далёкой колонии стало убыточным, а защитить её от британского флота Россия всё равно не могла.

Миф №4: Кутузов специально сдал Москву, чтобы заманить Наполеона в ловушку

Красивая легенда о гениальном полководце, который всё рассчитал на десять ходов вперёд. В реальности Кутузов до последнего надеялся дать ещё одно сражение и защитить древнюю столицу. На военном совете в Филях он со слезами на глазах произнёс: "С потерею Москвы не потеряна ещё Россия".

Историк Николай Троицкий подчёркивает: решение было вынужденным, а не частью хитроумного плана. Армия была обескровлена после Бородина, резервов не хватало. Гениальность Кутузова была не в заранее продуманной ловушке, а в умении извлечь максимум пользы из катастрофической ситуации.

Миф №5: Распутин управлял Россией

"Святой чёрт", "серый кардинал", "истинный правитель империи" — каких только эпитетов не удостоился сибирский странник! В массовом сознании Распутин чуть ли не министров назначал и войну с Германией развязал.

Документальные свидетельства говорят об ином: влияние Распутина ограничивалось в основном церковными назначениями и редкими советами по внутренней политике. Да, императрица к нему прислушивалась, но только в вопросах, касающихся здоровья цесаревича. Министр внутренних дел Протопопов, якобы ставленник Распутина, был назначен вопреки его рекомендациям.

Миф №6: Павел I был сумасшедшим

Этот миф так усердно распространяли заговорщики-убийцы, что он пережил столетия. Эксцентричный? Да. Вспыльчивый? Безусловно. Сумасшедший? Извините, но нет.

За четыре года правления Павел провёл ряд важнейших реформ: ограничил барщину тремя днями, запретил продавать крестьян без земли, реформировал армию. Историк Натан Эйдельман отмечал: "Многие указы Павла опередили своё время на десятилетия". Просто он имел неосторожность наступить на мозоли всесильному дворянству.

Миф №7: Декабристы хотели освободить крестьян

Романтический ореол вокруг декабристов создала советская пропаганда, представив их борцами за народное счастье. Реальность прозаичнее: большинство декабристов были за отмену крепостного права, но с сохранением помещичьего землевладения.

Пестель в своей "Русской правде" предлагал освободить крестьян... через 15-20 лет. Никита Муравьёв в своей Конституции оставлял освобождённым крестьянам аж по 2 десятины земли — попробуйте на этом прокормиться! Как едко заметил Герцен: "Декабристы были страшно далеки от народа".

Миф №8: Столыпинские вагоны придумал Столыпин

"Столыпинки" — товарные вагоны для перевозки переселенцев — появились в 1910 году и действительно использовались во время столыпинской аграрной реформы. Вот только сам Столыпин их не изобретал — это была разработка инженеров Министерства путей сообщения.

Более того, сам термин "столыпинский вагон" появился уже в советское время, когда эти же вагоны использовались для перевозки заключённых. Ирония истории: имя реформатора навсегда связали с тем, к чему он имел весьма косвенное отношение.

Миф №9: "Могучая кучка" себя так называла

Это словосочетание настолько прочно вошло в музыкальную историю, что кажется — композиторы сами себя так окрестили. Ну кто ещё мог придумать такое пафосное название?

Сюрприз: автор выражения — критик Владимир Стасов, причём использовал он его единожды в статье 1867 года. Сами композиторы называли себя просто "кружком" или "балакиревским кружком". Римский-Корсаков вспоминал: "Название это нам самим казалось несколько смешным".

Что в сухом остатке?

История — это не набор незыблемых истин, а постоянный процесс переосмысления прошлого. То, что вчера казалось непреложным фактом, сегодня может оказаться красивой легендой. И это нормально!

Проблема не в том, что мифы существуют — они были, есть и будут. Проблема в том, когда мы перестаём задавать вопросы и слепо верим в то, что написано в учебнике. Критическое мышление — вот главный урок, который должна преподать нам история.

P.S. В следующий раз, когда услышите очередной "исторический факт", задайте простой вопрос: а откуда мы это знаем? Ответ может вас удивить.