Найти в Дзене

Kenya Airways 431 взлетел и исчез с радаров через 90 секунд. Что случилось с Airbus сразу после старта?

Тропическая ночь, аэропорт Абиджана, 30 января 2000 года. Воздух такой влажный, что дышать тяжело. На взлетной полосе стоит Airbus A310 - белоснежный красавец с яркими полосками Kenya Airways. В салоне суетятся 179 человек. Кто-то проверяет телефон перед сном, кто-то уже дремлет в кресле. Обычная предполетная рутина перед полуторачасовым перелетом в Лагос. Мало кто знал, что этот вечер станет их последним. А ведь все начиналось так буднично... Этот A310-304 носил гордое имя "Harambee Star" - "Звезда единства". Борт 5Y-BEN считался надежным тружеником флота. На маршруте Абиджан-Лагос он летал регулярно, перевозил тысячи пассажиров без происшествий. Салон забит под завязку. 169 пассажиров плюс 10 членов экипажа. Основная масса - нигерийцы, возвращались по своим делам домой. Плюс пестрая компания: французы, индийцы, представители других африканских стран. Экипажем "Звезды единства" были: опытный командир воздушного судна по имени Пол Мути, налетавший больше 11 тысяч часов на различного ро
Оглавление

Тропическая ночь, аэропорт Абиджана, 30 января 2000 года. Воздух такой влажный, что дышать тяжело. На взлетной полосе стоит Airbus A310 - белоснежный красавец с яркими полосками Kenya Airways.

В салоне суетятся 179 человек. Кто-то проверяет телефон перед сном, кто-то уже дремлет в кресле. Обычная предполетная рутина перед полуторачасовым перелетом в Лагос. Мало кто знал, что этот вечер станет их последним.

А ведь все начиналось так буднично...

Обломок самолета Airbus
Обломок самолета Airbus

"Звезда" с горькой судьбой

Этот A310-304 носил гордое имя "Harambee Star" - "Звезда единства". Борт 5Y-BEN считался надежным тружеником флота. На маршруте Абиджан-Лагос он летал регулярно, перевозил тысячи пассажиров без происшествий.

Салон забит под завязку. 169 пассажиров плюс 10 членов экипажа. Основная масса - нигерийцы, возвращались по своим делам домой. Плюс пестрая компания: французы, индийцы, представители других африканских стран.

Экипажем "Звезды единства" были: опытный командир воздушного судна по имени Пол Мути, налетавший больше 11 тысяч часов на различного рода лайнерах и его второй пилот - не менее опытный 43-летний Лазаро Мутумби Мулли. Летный состав был квалифицирован по полной: тренировки, симуляторы, постоянные проверки - обычная практика для серьезной авиакомпании.

Маршрут рейса проходил от Абиджана, бывшей столицы Кот-д’Ивуара, до Найроби, столицы Кении, с остановкой в Лагосе, крупным мегаполисом в Нигерии.

21:08 - взлет в сторону Лагоса после трехчасовой стоянки. Самолет набирает скорость, отрывается от полосы, устремляется в бархатную африканскую ночь. Внизу мелькают огни города. Пассажиры расслабляются - впереди спокойный час полета.

Если бы они знали, что времени у них осталось меньше 90 секунд...

Ложная опасность

Airbus A310 авиакомпании Kenya Airways
Airbus A310 авиакомпании Kenya Airways

Машина только начала набирать высоту, когда в кабине завыла сирена тревоги.

"STALL! STALL!" - орала система предупреждения.

Для пилота эти слова звучат хуже любого ругательства. Сваливание на малой высоте - это билет в один конец. Секунды решают все.

Экипаж отреагировал согласно инструкции: потянул штурвал вниз. Опустить нос, снизить критический угол атаки, чтобы вывести машину из сваливания. Стандартная процедура, которую зубрят в любом летном училище.

Беда была в том, что система подавала ложные сигналы.

Airbus летел совершенно нормально. Никакого сваливания в помине не было. Датчики угла атаки дали сбой - выдали ложную тревогу. В тропических условиях такое случается: влажность и электроника не очень-то совместимы.

Самолет послушно опустил нос вниз. Скорость начала увеличиваться. И тут-то началась настоящая катастрофа - только уже рукотворная.

Последние слова: "Go up!"

Тогда A310 действительно пошел критическую ситуацию - но уже из-за неправильных действий экипажа - требовалось одно простое движение: поднять нос, дать машине подняться. Физика школьного уровня.

Но пилоты продолжали толкать штурвал от себя. В кромешной тьме, без привычных наземных ориентиров, они доверились ощущениям больше, чем приборам. Роковая ошибка.

Запись черного ящика зафиксировала последние слова капитана воздушного судна: "Go up" - "Вверх".

Какая ирония: призыв к подъему, когда самолет уже несется к воде.

Высотомер отсчитывал последние метры...

В 21:09:27 "Звезда единства" на полной скорости врезалась в Атлантический океан в двух километрах от аэропорта у берега Кот-д’Ивуара. Удар был такой силы, что фюзеляж разломился на куски.

Десять счастливчиков

Разбившийся борт Airbus в Атлантическом океане
Разбившийся борт Airbus в Атлантическом океане

Чудо - другого слова не подберешь. Из 179 человек на борту выжили только 10. Это как выиграть в лотерею, когда против тебя играет сама смерть.

Две женщины и восемь мужчин разных национальностей: нигерийцы, гамбиец, француз, индиец, руандиец. Четверо получили ожоги от разлившегося авиатоплива - керосин жег кожу в морской воде.

Спасли их местные рыбаки. Услышав грохот катастрофы, они первыми бросились к месту падения. В штормящем море, в полной темноте эти простые люди вытаскивали пассажиров буквально из лап смерти.

Один из выживших - Самуэль Айгбе - позже написал книгу о своем чудесном спасении. Наверное, есть переживания, которые навсегда выжигаются в памяти.

Поисково-спасательные работы продолжались несколько дней. Водолазы подняли 146 тел. Оставшиеся 23 жертвы так и остались в объятиях океана - он редко отдает всех.

Что показало расследование: человек против машины

Международная комиссия расследовала катастрофу месяцами. Анализ черных ящиков восстановил жуткую картину последних минут полета.

Основной вывод был болезненным: система предупреждения о сваливании сработала ложно. Датчики угла атаки дали сбой, самолет летел абсолютно нормально до момента неправильной реакции экипажа.

Airbus позже признал проблемы с надежностью системы раннего предупреждения на A310, особенно в тропических условиях. Высокая влажность и перепады температур негативно влияли на точность датчиков.

Но главной причиной трагедии стал человеческий фактор. Следователи выделили три критических ошибки:

  1. Экипаж растерялся и слепо доверился сигналу тревоги без сверки с другими приборами;
  2. Игнорирование других опасных сигналов (Сигнала опасной высоты) во время попыток выйти из сваливания;
  3. Ошибочные мероприятия по выходу из сваливания: для ситуации когда самолет находился бы высоко в воздухе, а не во время взлета или посадки. Для таких случаев экипаж был не подготовлен.

Эксперты констатировали следующее: радиовысотомер показывал опасную высоту пилотам, однако автоматика ставила в приоритет сигнал о сваливании, поэтому был только звуковое сообщение "STALL", остальные игнорировались. Соответственно, пилот продолжал опускать штурвал, согласно регламенту, ускоряя снижение к морю.

Также отметили слабую организованность спасательной операции: выжившие отмечали, что спасенных могло больше, если бы было обеспечено достаточное количество спасательного оборудования, надежная связь и более высокий темп поисковых работ.

Кровавые уроки для мировой авиации

Схема выхода из сваливания
Схема выхода из сваливания

Трагедия рейса 431 стала поворотным моментом в развитии авиационной безопасности.

Airbus кардинально переработал систему предупреждения о сваливании. Новые алгоритмы анализируют показания множества датчиков вместо одного источника. Вероятность ложного срабатывания снизилась в разы.

Авиакомпании начали обучать пилотов действовать в случае сваливания самолета во время взлета и посадки, и проверять достоверность полученных сигналов. Научат что делать, когда приборы показывают противоречивые показания? Как не растеряться, когда одни датчики кричат "опасность!", а другие молчат?

Прибрежным аэропортам теперь следует иметь подготовленную и оснащенную поисково-спасательную команду, которая могла бы оперативно выехать на место падения самолета.

Когда мечты разбиваются о воду

169 жизней. Вдумайтесь в эту цифру. 169 человек утром собирались в дорогу, строили планы на завтра. А вечером их уже не стало.

Там были обычные люди. Мамы с детишками, бизнесмены с портфелями, студенты с рюкзаками. Каждый со своими заботами, мечтами, проблемами. Кто-то летел на важную встречу. Кто-то - к родственникам. Все они думали: еще час полета, и буду дома.

Знаете что самое страшное? В авиации промахи не прощают. На дороге можно затормозить, развернуться, починить машину. А в небе ошибся - и всё. Конец истории.

Сегодня такое вряд ли повторится. Техника стала умнее, пилотов учат лучше. Но та январская ночь 2000-го навсегда осталась черной меткой в истории авиации.

Интересно, а вы как думаете: Что могло бы помочь предотвратить катастрофу? Что бы сделали вы вместо пилотов?

Читайте далее:

Туман превратил аэропорт Лос-Родеос в могилу для 583 человек. Как два Boeing пересеклись на полосе и почему столкновение было неизбежным?
Авиаразбор | Артём Гилямов19 сентября