Тропическая ночь, аэропорт Абиджана, 30 января 2000 года. Воздух такой влажный, что дышать тяжело. На взлетной полосе стоит Airbus A310 - белоснежный красавец с яркими полосками Kenya Airways.
В салоне суетятся 179 человек. Кто-то проверяет телефон перед сном, кто-то уже дремлет в кресле. Обычная предполетная рутина перед полуторачасовым перелетом в Лагос. Мало кто знал, что этот вечер станет их последним.
А ведь все начиналось так буднично...
"Звезда" с горькой судьбой
Этот A310-304 носил гордое имя "Harambee Star" - "Звезда единства". Борт 5Y-BEN считался надежным тружеником флота. На маршруте Абиджан-Лагос он летал регулярно, перевозил тысячи пассажиров без происшествий.
Салон забит под завязку. 169 пассажиров плюс 10 членов экипажа. Основная масса - нигерийцы, возвращались по своим делам домой. Плюс пестрая компания: французы, индийцы, представители других африканских стран.
Экипажем "Звезды единства" были: опытный командир воздушного судна по имени Пол Мути, налетавший больше 11 тысяч часов на различного рода лайнерах и его второй пилот - не менее опытный 43-летний Лазаро Мутумби Мулли. Летный состав был квалифицирован по полной: тренировки, симуляторы, постоянные проверки - обычная практика для серьезной авиакомпании.
Маршрут рейса проходил от Абиджана, бывшей столицы Кот-д’Ивуара, до Найроби, столицы Кении, с остановкой в Лагосе, крупным мегаполисом в Нигерии.
21:08 - взлет в сторону Лагоса после трехчасовой стоянки. Самолет набирает скорость, отрывается от полосы, устремляется в бархатную африканскую ночь. Внизу мелькают огни города. Пассажиры расслабляются - впереди спокойный час полета.
Если бы они знали, что времени у них осталось меньше 90 секунд...
Ложная опасность
Машина только начала набирать высоту, когда в кабине завыла сирена тревоги.
"STALL! STALL!" - орала система предупреждения.
Для пилота эти слова звучат хуже любого ругательства. Сваливание на малой высоте - это билет в один конец. Секунды решают все.
Экипаж отреагировал согласно инструкции: потянул штурвал вниз. Опустить нос, снизить критический угол атаки, чтобы вывести машину из сваливания. Стандартная процедура, которую зубрят в любом летном училище.
Беда была в том, что система подавала ложные сигналы.
Airbus летел совершенно нормально. Никакого сваливания в помине не было. Датчики угла атаки дали сбой - выдали ложную тревогу. В тропических условиях такое случается: влажность и электроника не очень-то совместимы.
Самолет послушно опустил нос вниз. Скорость начала увеличиваться. И тут-то началась настоящая катастрофа - только уже рукотворная.
Последние слова: "Go up!"
Тогда A310 действительно пошел критическую ситуацию - но уже из-за неправильных действий экипажа - требовалось одно простое движение: поднять нос, дать машине подняться. Физика школьного уровня.
Но пилоты продолжали толкать штурвал от себя. В кромешной тьме, без привычных наземных ориентиров, они доверились ощущениям больше, чем приборам. Роковая ошибка.
Запись черного ящика зафиксировала последние слова капитана воздушного судна: "Go up" - "Вверх".
Какая ирония: призыв к подъему, когда самолет уже несется к воде.
Высотомер отсчитывал последние метры...
В 21:09:27 "Звезда единства" на полной скорости врезалась в Атлантический океан в двух километрах от аэропорта у берега Кот-д’Ивуара. Удар был такой силы, что фюзеляж разломился на куски.
Десять счастливчиков
Чудо - другого слова не подберешь. Из 179 человек на борту выжили только 10. Это как выиграть в лотерею, когда против тебя играет сама смерть.
Две женщины и восемь мужчин разных национальностей: нигерийцы, гамбиец, француз, индиец, руандиец. Четверо получили ожоги от разлившегося авиатоплива - керосин жег кожу в морской воде.
Спасли их местные рыбаки. Услышав грохот катастрофы, они первыми бросились к месту падения. В штормящем море, в полной темноте эти простые люди вытаскивали пассажиров буквально из лап смерти.
Один из выживших - Самуэль Айгбе - позже написал книгу о своем чудесном спасении. Наверное, есть переживания, которые навсегда выжигаются в памяти.
Поисково-спасательные работы продолжались несколько дней. Водолазы подняли 146 тел. Оставшиеся 23 жертвы так и остались в объятиях океана - он редко отдает всех.
Что показало расследование: человек против машины
Международная комиссия расследовала катастрофу месяцами. Анализ черных ящиков восстановил жуткую картину последних минут полета.
Основной вывод был болезненным: система предупреждения о сваливании сработала ложно. Датчики угла атаки дали сбой, самолет летел абсолютно нормально до момента неправильной реакции экипажа.
Airbus позже признал проблемы с надежностью системы раннего предупреждения на A310, особенно в тропических условиях. Высокая влажность и перепады температур негативно влияли на точность датчиков.
Но главной причиной трагедии стал человеческий фактор. Следователи выделили три критических ошибки:
- Экипаж растерялся и слепо доверился сигналу тревоги без сверки с другими приборами;
- Игнорирование других опасных сигналов (Сигнала опасной высоты) во время попыток выйти из сваливания;
- Ошибочные мероприятия по выходу из сваливания: для ситуации когда самолет находился бы высоко в воздухе, а не во время взлета или посадки. Для таких случаев экипаж был не подготовлен.
Эксперты констатировали следующее: радиовысотомер показывал опасную высоту пилотам, однако автоматика ставила в приоритет сигнал о сваливании, поэтому был только звуковое сообщение "STALL", остальные игнорировались. Соответственно, пилот продолжал опускать штурвал, согласно регламенту, ускоряя снижение к морю.
Также отметили слабую организованность спасательной операции: выжившие отмечали, что спасенных могло больше, если бы было обеспечено достаточное количество спасательного оборудования, надежная связь и более высокий темп поисковых работ.
Кровавые уроки для мировой авиации
Трагедия рейса 431 стала поворотным моментом в развитии авиационной безопасности.
Airbus кардинально переработал систему предупреждения о сваливании. Новые алгоритмы анализируют показания множества датчиков вместо одного источника. Вероятность ложного срабатывания снизилась в разы.
Авиакомпании начали обучать пилотов действовать в случае сваливания самолета во время взлета и посадки, и проверять достоверность полученных сигналов. Научат что делать, когда приборы показывают противоречивые показания? Как не растеряться, когда одни датчики кричат "опасность!", а другие молчат?
Прибрежным аэропортам теперь следует иметь подготовленную и оснащенную поисково-спасательную команду, которая могла бы оперативно выехать на место падения самолета.
Когда мечты разбиваются о воду
169 жизней. Вдумайтесь в эту цифру. 169 человек утром собирались в дорогу, строили планы на завтра. А вечером их уже не стало.
Там были обычные люди. Мамы с детишками, бизнесмены с портфелями, студенты с рюкзаками. Каждый со своими заботами, мечтами, проблемами. Кто-то летел на важную встречу. Кто-то - к родственникам. Все они думали: еще час полета, и буду дома.
Знаете что самое страшное? В авиации промахи не прощают. На дороге можно затормозить, развернуться, починить машину. А в небе ошибся - и всё. Конец истории.
Сегодня такое вряд ли повторится. Техника стала умнее, пилотов учат лучше. Но та январская ночь 2000-го навсегда осталась черной меткой в истории авиации.
Интересно, а вы как думаете: Что могло бы помочь предотвратить катастрофу? Что бы сделали вы вместо пилотов?
Читайте далее: