В небе - глубокая ночь, океан внизу простирается на сотни километров. На борту Airbus A330 - 306 человек. И внезапно оба двигателя замолкают. Ни капли топлива. До ближайшей суши - 120 километров планирования в мёртвой тишине. Это могла стать величайшей катастрофой в истории авиации. Но превратилась в легенду о том, как мастерство пилотов победило законы физики.
Рейс, который войдёт в историю
24 августа 2001 года рейс Air Transat 236 вылетел из Торонто в Лиссабон. На борту - 293 пассажира и 13 членов экипажа. Казалось бы, рутинный полёт над Атлантикой. За штурвалом - капитан Роберт Пише с 16 800 часами налёта и второй пилот Дирк ДеЯгер - настоящие асы канадской авиации.
Никто не подозревал, что через несколько часов им придётся переписать учебники по аварийным посадкам.
Первые признаки беды
Где-то над бескрайней Атлантикой приборы начали показывать странное. Дисбаланс топлива между левым и правым баками. Пише и ДеЯгер сначала подумали о неисправности датчиков - такое случается. Стандартная процедура: перекачать топливо из одного бака в другой. Для подстраховки решено сесть на авиабазу Лажеш, которая находилась на Азорских островах.
Но проблема была куда серьёзнее. Из-за неправильно установленной детали в гидросистеме в правом двигателе началась утечка керосина прямо в атмосферу. Каждую секунду самолёт терял драгоценное топливо, оставляя за собой невидимый в темноте след.
Когда небо становится врагом
02:13 по местному времени. На высоте 12 000 метров правый двигатель начал терять мощность. Командир воздушного судна начал снижение на оптимальную высоту в 10000 метров для работы с оставшимся рабочим двигателем. Но через тринадцать минут замолк и левый. Тишина. Та самая мёртвая тишина, которая означает только одно - самолёт превратился в планер весом 230 тонн.
«All-engine-flame-out» - так пилоты называют эту ситуацию. В переводе с авиационного: «Остановка всех двигателей».
Скорость снижения - 610 метров в минуту. До воды - 10 километров вертикального расстояния. Экипажа посчитал, что у них есть около 15-20 минут до встречи с Атлантикой.
Планирование на Лажеш
Пише мгновенно оценил ситуацию. Азорские острова оставались единственной надеждой. Аэропорт Лажеш в 120 километрах. Для самолёта без двигателей это как марафон для человека с переломанными ногами.
Но у A330 есть одно преимущество - отличная аэродинамика. Соотношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению позволяет планировать на дальние расстояния. В теории. На практике никто этого не проверял с полной загрузкой пассажиров.
Диспетчер португальских ВВС услышал в эфире фразу, которая заставила похолодеть: «Мы планируем без двигателей на Лажеш».
Девятнадцать минут над пропастью
Без двигателей самолёт потерял не только тягу. Электрогенераторы замолкли, оставив экипаж с минимальным количеством приборов. Аварийное питание, ручное управление, никаких автоматических систем.
ДеЯгер работал с чек-листами аварийных процедур, а Пише вручную управлял 230-тонной машиной, рассчитывая каждый градус снижения. Слишком крутое пикирование - разобьются о землю. Слишком пологое - упадут в океан, не долетев до острова.
В салоне пассажиры молились на разных языках. Стюардессы готовили к аварийной посадке, зная, что шансы выжить при жёсткой посадке планера невелики.
Посадка, которой не учат в лётных школах
02:45. В свете прожекторов показалась полоса Лажеша. Но Airbus приближался со скоростью 370 км/ч вместо обычных 250-280. Без тяги двигателей скорость можно сбросить только задрав нос самолёта - но тогда возрастает риск сваливания.
Пише начал жёсткую посадку. Шасси коснулись бетона с чудовищной силой, лопнули все шины, но самолёт остался целым. Пробежка длиной 2,3 километра завершилась полной остановкой.
306 человек выжили. 16 получили лёгкие травмы и 2 пассажира получили серьезные травмы при эвакуации.
Анатомия технической ошибки
Расследование показало цепочку роковых совпадений. Механики в ходе регламентов заменили двигатель на старую модель, без гидравлического насоса. Была установлена деталь гидравлической системы от похожего двигателя, в которой отсутствовал зазор между топливной и гидравлической линиями. И, конечно, во время полета, топливная магистраль стиралась, что и привело к утечке.
Экипаж заметил дисбаланс топлива, но отреагировал неправильно – посчитал ложными сигналы о предупреждении и перекачал топливо из целого бака в повреждённый. Фактически, они ускорили утечку. Согласно расследованию, это была ошибка пилотов - они неправильно оценили ситуацию. Экипаж считал, что утечки не было.
Героев не выбирают - ими становятся
Тем не менее, Роберт Пише и Дирк ДеЯгер получили высшие награды Канады за мастерство пилотирования. Их имена внесены в Зал славы канадской авиации. Случай рейса 236 изучают во всех лётных училищах мира как образец профессионализма в критической ситуации.
Airbus внёс изменения в конструкцию топливных систем. Авиакомпании пересмотрели процедуры реагирования на дисбаланс топлива. Одна ошибка изменила целую индустрию.
Когда человек обуздал самолет
На высоте 10 000 метров, в кромешной тьме, над бескрайним океаном не было ни топлива, ни тяги, ни шанса на ошибку. Остались только опыт, интуиция и железные нервы двух пилотов. И они справились с тем, что казалось невозможным - посадили мёртвый самолёт, спасли 306 жизней и доказали: в авиации человеческий фактор может быть не только причиной катастрофы, но и спасением.
Сколько секунд длится полёт мысли от «мы падаем» до «мы спасены»? В случае рейса 236 - ровно девятнадцать минут.
Если было интересно можете посмотреть похожие статьи на тему авиационных инцидентов и катастроф:
Случаи угонов самолетов в истории авиации смотрите тут: