Все самое важное о Дживсе и Вустере
18 сентября 1915 года Пелам Вудхаус впервые представил публике джентльмена Берти Вустера и его камердинера Дживса, уже более ста лет остающимися воплощением британского юмора, сарказма и невозмутимости.
Текст: Ульяна Волохова
1Дживс и Вустер родились в Америке. Первый рассказ об их приключениях, «Спасение Гасси», был опубликован в американском журнале The Saturday Evening Post. Пелам Вудхаус переехал в США из Англии ради заработка — на родине доходов от литературы едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, а наследства или хорошей ренты ему, сыну колониального чиновника, ждать было неоткуда. Первое время он писал театральные рецензии для Vanity Fair, а затем The Saturday Evening Post взялся публиковать по частям его роман-карикатуру на жизнь в английском поместье Бландингс «Что-нибудь эдакое». Ироничное описание нравов, порядков и характеров жителей Старого Света читателям Нового понравилось, и Вудхаус продолжил создавать образы английских аристократов для американских журналов. Одними из многих стали увиливающий не только от десятка помолвок, но и любых других неприятностей Берти Вустер и его верный слуга Реджинальд Дживс.
2С Вустером Вудхаус познакомился в школе. Вероятными прототипами воспитанного, но не очень умного джентльмена исследователи называют двух человек. Первый — дальний родственник писателя Джон Вудхаус. Впрочем, в отличие от слоняющегося без дела, прожигающего годы и старающегося не обременять себя никакими делами Вустера, Джон Вудхаус прожил насыщенную жизнь — избирался в парламент от Либеральной партии, завоевал золотую и серебряную медали по поло на Олимпийских играх и прошел всю Первую мировую войну. Вторым прототипом называют актера бурлеска и кабаре Джорджа Гроссмита, чьим любимым амплуа был образ глуповатого молодого мужчины-аристократа. Впрочем, если внешне и поведенчески Вустер действительно имеет сходство и с Джоном Вудхаусом, и с персонажами Джорджа Гроссмита, с его духом и характером писатель, вероятно, познакомился в закрытых школах и Далидж-колледже, который окончил в 1900 году. Все эти учебные заведения были полны мальчиков из богатых аристократических семей, вступивших во взрослый мир в эдвардианскую эпоху: мирное и сытое время, терпящее любой легкомысленный образ жизни — при условии сохранения внешне порядочной жизни.
3Дживс сначала был второстепенным персонажем. В первых двух рассказах камердинер Вустера выполнял декоративную роль — объявлял о приходе новых гостей и выносил напитки, не блистая при этом ни знаниями, ни сообразительностью. Но, работая над очередной историей, Вудхаус понял, что Дживс нужен ему для большего: «Я втянул друга Берти в какую-то серьезную проблему и знал, как ее решить, но моя авторская душа восстала против того, что Берти должен этим заняться. Это было бы совершенно не в его характере. А кто тогда? И я подумал: "Почему бы не сделать Дживса человеком с мозгами и изобретательностью и поручить это ему?" После этого, конечно, все стало просто, и истории просто покатились одна за другой».
4Тетушки Вустера вдохновлены родственницами Вудхауса. Главными двигателями приключений и несчастий Вустера обычно становились две его тетушки — добродушная и мягкая Далия и властная и придирчивая Агата. Кроме того, в корпусе текстов о Дживсе и Вустере упоминаются еще несколько тетушек, дядюшек, кузенов и кузин Берти. Такая большая семья досталась герою от его создателя. У самого Вудхауса было 20 теть и 15 дядь — многие из которых со своими семьями и отпрысками. Родители были вынуждены большую часть детства и юности Вудхауса жить в Китае и Индии, где служил отец, а воспитанием их детей, устройством в школы и организацией отдыха в каникулы занимались многочисленные родственники в Англии. Поэтому с несколькими своими тетями Вудхаус был в гораздо более близких отношениях, чем с родителями, и увековечил эту связь во многих своих произведениях, в том числе и в рассказах о Дживсе и Вустере.
5Главный враг Вустера списан с лидера британских фашистов. Мир Дживса и Вустера известен тем, что в нем нет упоминаний политических событий и бед настоящего мира, однако мимо одной тенденции межвоенного времени — популярности профашистских партий и движений — писатель пройти не смог. Самый неприятный персонаж этого мира, «диктатор-любитель» Родерик Спод, впервые появляется в романе «Кодекс Вустеров» (1938). Он сразу невзлюбил Берти, грозился избить его и строил всяческие козни. Кроме того, Спод возглавлял фашистское движение «Спасители Британии», или «Черные шорты»,— пародию на чернорубашечников Освальда Мосли, лидера Британского союза фашистов. Спод Вудхауса в конце концов оставил политику и занялся разработкой женского нижнего белья. Мосли же оказался куда принципиальнее: во время войны он был интернирован, а после продолжил политическую деятельность, сохраняя крайне правые взгляды.
6В джентльменский клуб «Трутни» заглядывают почти все герои Вудхауса. Самый знаменитый из его членов, конечно, Берти Вустер. В клубе недалеко от Пиккадилли он отдыхал после очередных передряг, заказывал пару коктейлей, играл в бильярд или карты и — почти неизбежно — втягивался в очередную авантюру, затеянную приятелями. В тех же целях «Трутней» посещали и другие молодые, богатые и беззаботные персонажи Вудхауса. Всего клуб так или иначе упоминается в 38 произведениях, многие из которых не имеют никакого отношения к миру Дживса и Вустера.
7Время в мире Дживса и Вустера остановлено. Первый рассказ о их приключениях появился в 1915 году, последний текст — роман «Тетки — не джентльмены» — вышел в 1974-м. За почти 60 лет Вудхаус опубликовал 57 историй, и ни в одной из них не указывал ни точного года, ни эпохи действия, ни возраста героев. В каком бы году ни публиковалась новая история — Дживс и Вустер не меняют своего возраста. По косвенным признакам принято считать, что Берти находится в возрасте между 25 и 29 годами, а Дживс — между 35 и 45. Время действия обычно определяют как 1920–1930-е годы. Однако при этом в текстах нет ни единого упоминания о недавней Великой войне. Сам Вудхаус был освобожден от службы из-за плохого зрения, к тому же в 1914 году он переехал в США и войны в Европе и действие, которое она произвела на его сверстников-соотечественников, не видел. Возможно, поэтому его главный герой, начавший литературную жизнь в 1915-м, стал своеобразным коллективным портретом того, как беспечно и жизнерадостно могло бы выглядеть поколение, ставшее из-за Первой мировой потерянным.
8В США Дживса и Вустера обожали. The Saturday Evening Post до начала 1930-х годов оставался первым издателем всех текстов о жизни английской аристократии Вудхауса. Сотрудничество это было настолько прибыльным для журнала, что гонорар писателя за один рассказ достигал $5 тыс. — около трех годовых доходов средней американской семьи того времени. И эти затраты с лихвой окупались: номера The Saturday Evening Post с очередными приключениями Дживса и Вустера расходились миллионными тиражами.
9В Англии Дживса и Вустера отменяли. На родине автора отношение к текстам о джентльмене и его слуге изначально было критическим. Так, например, британская газета The Times отзывалась о романе «Спасибо, Дживс!» (1934): «Мир мистера Вудхауса кажется неподвижным — мир, в котором нет перемен и нет нужды в переменах». А с началом Второй мировой войны Дживс и Вустер, как и их создатель, и вовсе были преданы остракизму. Начало войны Вудхаус встретил в своем доме на севере Франции, в мае 1940 года немецкие войска оккупировали страну, а в июле отправили писателя, все еще остававшегося подданным Англии, в лагерь для перемещенных лиц. Американские издатели и друзья Вудхауса вели переговоры с немецкими властями и в конце концов договорились об его освобождении в обмен на несколько радиопередач, в которых писатель с присущим ему юмором поведал о в целом приятном времяпрепровождении в немецких лагерях. О радиопередачах, конечно, узнали и в Великобритании, где писателя тут же объявили коллаборационистом, пособником немцев, подвергли публичной критике, книги перестали издавать, а на BBC даже появился негласный запрет на упоминание как самого Вудхауса, так и Дживса и Вустера, действовавший до начала 1950-х.
10Английской классикой книги о Дживсе и Вустере сделал сериал. До 1990-х годов на родине Вудхауса приключения Дживса и Вустера оставались малопопулярным легким чтивом и не считались значимой частью британской литературы. Но сериал канала ITV навсегда изменил это. Главные роли в нем исполнил комедийный дуэт Стивен Фрай (Дживс) и Хью Лори (Вустер), и в их исполнении герои Вудхауса стали национальными любимцами, носителями английского духа и образцом британского юмора. После выхода сериала книги начали издаваться миллионными тиражами во всех возможных форматах, в магазинах под них отводили целые стеллажи, а цитаты из них ушли в народ.
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!