В Минске группа школьников проникла на территорию моторвагонного депо и разгромила скоростной электропоезд Stadler. Одновременно БелЖД объявила о начале ремонта скоростных "Штадлеров" и вернула на линии старые добрые электрички.
По данным РУВД Минска, 14-15-летние подростки повредили три информационных монитора и с помощью огнетушителя разбили приборную панель головного вагона. Общая сумма ущерба составила около 54 тысяч белорусских рублей (примерно 1,5 млн российских).
Правоохранители отмечают, что в тот день с ними был и младший товарищ — 11-летний школьник. Остальные ребята, не решившиеся на «приключение», остались снаружи, а хулиганы снимали свои действия на видео.
Stadler под прицелом хулиганов
На фоне скандала правоохранительные органы активизировали работу с подростками. Сотрудники милиции провели лекции в школах, где учатся участники инцидента, а также беседы с их родителями.
«Милиция призывает родителей контролировать досуг своих детей и принимать не только воспитательные, но и запретительные меры до того, как ребёнок станет жертвой или участником преступления», — подчёркивают в ведомстве.
В отношении подростков возбуждено уголовное дело за хулиганство. Информацию о них также отправили в инспекцию по делам несовершеннолетних, пишет Tochka.by. Один из участников уже попадал в поле зрения милиции — теперь рассматривается вопрос о его направлении в специальное учреждение закрытого типа.
Белорусам вернули старые электрички
Простое совпадение, но именно с 15 сентября на нескольких маршрутах из Минска в область скоростные «Штадлеры» временно заменили на электропоезда серии ЭР-9.
Пассажиры теперь едут в менее комфортных составах на направлениях Минск – Беларусь – Минск, Минск – Руденск – Минск и Минск – Красное Знамя – Минск. Когда вернутся «Штадлеры» после ремонта — пока неизвестно, пишут «Аргументы и Факты в Беларуси».
«Размеры движения поездов на указанных направлениях сохранены без изменений, при этом для отдельных поездов, ранее курсировавших в городском сообщении, незначительно скорректировано расписание», — говорится в сообщении БелЖД.
Санкции и тупик: «Штадлер Минск» без заказов
Проблемы с подвижным составом Белорусская железная дорога испытывает давно. Ситуацию усугубляют международные санкции.
В 2014 году под Фаниполем был открыт завод «Штадлер Минск» мощностью до 120 вагонов в год. Он должен был обеспечивать поставки как для Беларуси, так и для стран СНГ.
С 2022 года концерн начал переносить заказы с белорусского предприятия в другие страны. В 2023 году «Штадлер Минск» отказался от поставок поездов минскому метрополитену.
Швейцарский концерн Stadler Rail Group в официальном комментарии прямо заявил: «Stadler полностью соблюдает санкции, введенные в отношении Беларуси. В результате санкций Stadler сократил производство на своем заводе в Минске до минимума. Ни поставка поездов в Беларусь, ни производство поездов в Беларуси не допускаются».
И все же производство остается на плаву, уж слишком лакомым куском рынка является Беларусь.
«Учитывая очень хорошую ситуацию с заказами, высокую загрузку мощностей других предприятий Группы, а также высокий уровень квалификации и качества, предлагаемые Фанипольским заводом с точки зрения добавленной стоимости, Stadler сохраняет завод в Беларуси, чтобы иметь возможность возобновить его, как только санкции будут сняты», — говорится в отчёте швейцарской компании, который цитирует VGudok.
Трансмашхолдинг не дремлет
Пока Stadler ждёт политических изменений, российский Трансмашхолдинг укрепляет позиции. Недавно БелЖД заключила контракт с ТМХ на поставку 30 современных вагонов для международных перевозок.
На недавнем железнодорожном форуме в Санкт-Петербурге холдинг представил эти новинки: удлинённые и более вместительные купейные вагоны с улучшенной эргономикой и климат-системами.
ТМХ может создать сборочное производство в Беларуси, сообщает sb.by со ссылкой на генерального директора ТМХ Кирилла Липу. По его словам, в качестве потенциальной площадки рассматривается депо в Барановичах. Целесообразность открытия производства будет зависеть от наличия заказов из Беларуси.
«Мир не зациклен на Европе», – заявил недавно первый заместитель начальника БелЖД Александр Хорошевич. Вполне возможно, что российские производители постепенно займут освободившиеся ниши, а сотрудничество Беларуси и ТМХ станет стратегическим направлением развития железнодорожной отрасли.