Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

Классический даосизм — трактат «Шэньсянь-чжуань», история Чэнь Аньши

Чэнь Аньши был уроженцем Цзинчжао. Он был наемным слугой в доме Гуань Шубэня. По натуре он был сострадательным и добрым. Всякий раз, когда он прогуливался и видел птицу или зверя, он уходил с дороги, чтобы не спугнуть их. Он не наступал на живых насекомых и никогда не убивал ни одно живое существо. Когда ему было тринадцать или четырнадцать, произошло следующее. Гуань Шубэнь любил Путь и медитировал на духов. К нему пришли два трансцендента и притворились учениками, чтобы понаблюдать за ним и испытать его. Но Гуань не понимал, что они были трансцендентами, и со временем он ослабил свои усилия. Однажды он был во внутренних покоях [своего дома], и только что был приготовлен прекрасный ужин, когда двое трансцендентов снова позвали его. Они подошли к внешним воротам и спросили Чэнь Аньши: “Дома ли Гуань Шубэнь?” Он ответил: “Да, он дома”, - и вошел, чтобы доложить Гуань о гостях. Гуань намеревался выйти им навстречу, но жена остановила его, сказав: “Это просто голодные студенты, которые пр
Оглавление
  • Небольшой отрывок из «Шэньсянь-чжуань» (жизнеописания даосских бессмертных) от Гэ Хуна (283–343 н.э.). На русский перевода этой книги (насколько мне известно) не существует, так что воспользовался «автосабами» наверное лучшего английского перевода в мире от Роберта Компани с его комментариями. Ничего не менял, кроме очевидных нелепостей от ИИ.
  • Просто пример источника, что вдохновляет современных авторов на создание новелл и сценариев. Даосские тексты были во многом «сказками» и становятся фэнтези в современной обработке. Учение мастеров Дао (Даоши) продолжает жить в современной культуре Китая в новом измерении.
  • Оставил слово «трансценденты», поскольку без иероглифов сложно понять, подразумевалось «бессмертный» или «совершенномудрый».
  • Если кого-то интересует полный вариант книги, пишите в комментариях, поделюсь. При современном уровне автоматизации перевода английского текста нет никаких проблем читать его на русском.

Чэнь Аньши

Чэнь Аньши был уроженцем Цзинчжао. Он был наемным слугой в доме Гуань Шубэня. По натуре он был сострадательным и добрым. Всякий раз, когда он прогуливался и видел птицу или зверя, он уходил с дороги, чтобы не спугнуть их. Он не наступал на живых насекомых и никогда не убивал ни одно живое существо.

Когда ему было тринадцать или четырнадцать, произошло следующее. Гуань Шубэнь любил Путь и медитировал на духов. К нему пришли два трансцендента и притворились учениками, чтобы понаблюдать за ним и испытать его. Но Гуань не понимал, что они были трансцендентами, и со временем он ослабил свои усилия. Однажды он был во внутренних покоях [своего дома], и только что был приготовлен прекрасный ужин, когда двое трансцендентов снова позвали его. Они подошли к внешним воротам и спросили Чэнь Аньши: “Дома ли Гуань Шубэнь?” Он ответил: “Да, он дома”, - и вошел, чтобы доложить Гуань о гостях. Гуань намеревался выйти им навстречу, но жена остановила его, сказав: “Это просто голодные студенты, которые пришли снова набить животы”. На это Гуань велел Чэнь Аньши вернуться и сказать, что его нет дома. Эти два человека спросили: “Сначала вы сказали, что он дома, а теперь говорите, что его нет. И что же это такое?” Он ответил: “Мой учитель велел мне сказать это”. На обоих произвели впечатление его искренность и правдивость. Они сказали: “Гуань Шубэнь много лет старался изо всех сил. Но теперь, когда он столкнулся с нами, он стал ленивым и расхлябанным. Это его потеря. Он почти добился успеха, но теперь потерпел неудачу”. Затем они спросили Чэнь Аньши: “Нравится ли тебе жизнь полная забот и развлечений?” Он ответил: “Нет, не нравится”. Его снова спросили: “Тебе нравится Путь?” Он ответил: “Да, мне это нравится, но я никак не могу этого понять”. Затем они оба сказали: “Если тебе действительно нравится эта дорога, встретимся завтра утром под большим деревом к северу от дороги”.

В соответствии с их разговором, на следующее утро Чэнь отправился в назначенное место. Он прождал до захода солнца, но никого не увидел. Он встал, чтобы уйти, сказав: “Эти студенты издевались надо мной”, но в этот момент двое мужчин внезапно оказались рядом с ним и спросили: “Чэнь Аньши, почему ты пришел так поздно?” Он сказал: “Я пришел пораньше, но не заметил вас, джентльмены”. Они ответили: “Мы все время сидели рядом с вами”. Они назначили еще три такие встречи, и каждый раз Чэнь приходил рано. Из этого они поняли, что он поддается обучению, поэтому дали ему две пилюли снадобья и предупредили его следующим образом: “Когда вернешься, больше не ешь и не пей и живи в отдельном помещении”.

-2

Чэнь Аньши повиновался их указаниям, и они вдвоем часто навещали его в его покоях. Гуань Шубэнь удивлялся происходящему, говоря себе: “Комната Аньши пуста; почему из нее доносятся голоса?” Когда он пошел посмотреть, внутри никого не было. Он сказал: “Я только что слышал голоса нескольких человек, но сейчас никого не вижу. Почему так?” Чен ответил: “Я просто разговаривал сам с собой”. Гуань также заметил, что Чэнь больше не ел, пил только воду и держался особняком, в отдельном помещении. Он начал подозревать, что Чэнь Аньши не был обычным человеком, и понимал, что оказался недостойным, поэтому вздохнул и сказал себе: “Путь велик, и его Сила достойна уважения, но это не имеет никакого отношения к долголетию. Мои отец и мать подарили мне жизнь, но долгую жизнь мне может обеспечить только учитель. И тот, кто уже слышал об этом Пути, достоин быть моим учителем”. И поэтому он принял церемониальное поведение ученика, оказывал почтение [Чэню] и служил ему днем и ночью, подметая и убирая за ним. Когда Чэнь Аньши завершил свой Путь, он вознесся на небеса средь бела дня; но перед самым своим уходом он передал свои основные искусства Пути Гуань Шубэню. Гуань тоже позже ушел как трансцендент.

Комментарии Роберта Компани

Испытания, проводимые трансцендентными наставниками, сначала Гуань Шубэнем, а затем Чэнь Аньши, иллюстрируют мотив, который можно увидеть в других житиях, приведенных ниже. Прежде всего, тот, кто получает эзотерические учения, должен быть признан достойным этой привилегии.

-3

Вдохновленный религией переворот в иерархических отношениях между Анши и Шубэном — хозяин дома становится религиозным учеником, слуга в доме - религиозным учителем — поражает воображение. Гэ Хун здесь молчаливо утверждает приоритет стремления к трансцендентности над поддержанием традиционных социальных ролей. Шубэнь приводит в пример совет Гэ Хуна перед лицом неминуемой смерти “отказаться от наших неугасающих надежд и развивать мистическую, удивительную предприимчивость”, а также его призыв к искателям долголетия “смириться перед достойными учителями”, вместо того чтобы бесцеремонно требовать от них самых важных указаний. Во внутренних главах Гэ Хун дважды упоминает Чэнь Аньши. Однажды, что вполне уместно, его история приводится как пример приоритета отношений учитель-ученик над другими социальными иерархиями:

Тринадцатилетний Чэнь Аньши, должно быть, был всего лишь сыном слуги в доме Гуань Шубэня. Но поскольку он первым вступил на Путь трансцендентности, Шубэнь, несмотря на то, что ему было семьдесят и он был седовлас, каждое утро и вечер оказывал ему почтение. Он сказал: “Дао - это то, что почитается, а его Сила - то, что достойно уважения, поэтому уместно, чтобы учителем был тот, кто первым обрел Дао. Я не смею нарушать правила поведения, подобающие ученику”. Из-за этого Анши рассказал Шубену о своих основных методах, так что он тоже ушел как трансцендент.

В другом месте «трансцендентный Чэнь Аньши» упоминается как изначальный даритель «двух талисманов для восхождения в горы и защиты от тигров и волков», которые следует «написать киноварью на шелке, хранить отдельно друг от друга, носить на поясе, держать четыре копии в жилище и брать с собой всякий раз, когда переезжаете на новое место».