Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Почему так и не стал Героем выдающийся воздушный ас?

Сегодня - день рождения летчика-фронтовика, воздушного аса подполковника Попова Ивана Феоктистовича. В наши непростые времена важно, как никогда, воздать по заслугам - пусть и посмертно - тем, кто по праву заслужил, но был неосновательно обделен звездой Героя. Прежде всего, это относится к воздушным асам, сбившим по 20 и более самолетов врага лично (не считая групповые победы). Один из них - И.Ф. Попов, командир 812-го истребительного авиационного полка. Все одержанные им победы задокументированы и не вызывают сомнений у самых авторитетных историков и исследователей. Тем не менее, он не был удостоен звания Героя Советского Союза. Раньше уже кратко о нем упоминал в числе других воздушных асов, обделенных Золотыми Звездами: Сегодня - более подробный рассказ о боевом пути и трагической гибели выдающегося советского аса. Иван Попов родился 25 сентября (по др. данным - 30 декабря) 1911 года в городе Тихорецке Краснодарского края. В августе 1936 года окончил Качинскую военную авиационную шк

Сегодня - день рождения летчика-фронтовика, воздушного аса подполковника Попова Ивана Феоктистовича.

В наши непростые времена важно, как никогда, воздать по заслугам - пусть и посмертно - тем, кто по праву заслужил, но был неосновательно обделен звездой Героя. Прежде всего, это относится к воздушным асам, сбившим по 20 и более самолетов врага лично (не считая групповые победы). Один из них - И.Ф. Попов, командир 812-го истребительного авиационного полка. Все одержанные им победы задокументированы и не вызывают сомнений у самых авторитетных историков и исследователей. Тем не менее, он не был удостоен звания Героя Советского Союза. Раньше уже кратко о нем упоминал в числе других воздушных асов, обделенных Золотыми Звездами:

Сегодня - более подробный рассказ о боевом пути и трагической гибели выдающегося советского аса.

И.Ф. Попов
И.Ф. Попов

Иван Попов родился 25 сентября (по др. данным - 30 декабря) 1911 года в городе Тихорецке Краснодарского края. В августе 1936 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 60-й истребительной авиаэскадрилье в Монино, в составе которой в сентябре 1937 года переведён на Дальний Восток. Перед войной летал на истребителях И-15, И-153 и И-16.

С сентября 1938 года лейтенант И. Ф. Попов - командир звена в 3-м ИАП, с июня 1940 года - помощник командира эскадрильи. Когда началась война, Попов обучался в Полтаве на Курсах усовершенствования начсостава. С августа 1941 года проходил службу в должности заместителя командира эскадрильи в 17-м запасном авиационном полку (г. Пермь), с января 1942 года - командовал эскадрильей. С апреля 1942 года воевал на Карельском фронте командиром эскадрильи 435-го истребительного авиаполка (ВВС 19-й Армии). Затем был командиром эскадрильи 835-го ИАП. Летал на "Харрикейне", а в составе 812-го ИАП - на Як-1 и Як-9. С января 1944 года И.Ф. Попов – командир 812-го истребительного авиационного полка. Совершил более 150 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил 24 самолёта противника лично. Причем сбил всего за один год - с сентября 1943 по сентябрь 1944 года.

Из наградного листа И.Ф. Попова от 12 мая 1944 года (представлялся к званию "Герой Советского Союза"):

"Тов. Попов прошёл суровую школу войны, в жестоких боях с воздушными пиратами, закалил свою волю, в совершенстве овладел лётным искусством, стал подлинным советским асом. Ещё на Карельском фронте, сбив в одном бою два бомбардировщика на глазах своего полка, он завоевал славу бесстрашного лётчика. Пламенный патриот, бесстрашие, прозорливый ум, безудержная храбрость в бою приносили ему блестящие победы. Прекрасный командир - организатор, отличный боец, вырос до командира полка. Все воздушные бои проведённые тов. Поповым есть яркий образец лётного и морального превосходства над пресловутыми фашистскими "Мессерами"...
Вывод: за проявленную отвагу и геройство в боях с немецкими оккупантами, за лично сбитые 19 самолётов противника и 7 сожженных на земле, умелое руководство полком и достигнутые полком успехи достоин высшей правительственной награды присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".

Представление было подписано командиром 265-й истребительной авиадивизии полковником А.А. Корягиным и командиром З-го истребительного авиакорпуса генерал-лейтенантом Е.Я. Савицким. Однако командующий 8-й воздушной армией генерал-полковник Т.Т. Хрюкин был против. Чем-то не по нраву пришелся Хрюкину молодой командир полка. Впрочем, можно предположить, что здесь сыграла свою роль его прямолинейность, строптивость, стремление доказать правоту. Еще в выпускной лётно-строевой аттестации И.Ф. Попова, составленной 31 августа 1936 г., отмечалось:

«Курсант Попов по своим личным качествам: смелый, настойчивый, инициативный, живой, любит при разговоре с командиром перебить и доказать свою правоту. Летные качества: хладнокровный, решительный в принятии того или иного решения. Недостаточно признает свои ошибки"(1).

«Пререкания» с вышестоящим командованием не раз имели место и в ходе дальнейшей службы Ивана Попова.

И.Ф. Попов
И.Ф. Попов

Как бы то ни было, но более поздние попытки посмертного представления И.Ф. Попова к геройскому званию (вплоть до 2002 г.) не увенчались успехом.

Из Главного управления кадров Минобороны России пришла отписка - "повторные награждения за одни и те же заслуги не предусматриваются" (в 44-м году И.Ф. Попов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени).

Также И.Ф. Попов награждён орденами: Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, медалью «За боевые заслуги».

11 декабря 1944 года подполковник И.Ф. Попов погиб в авиационной катастрофе.

10 декабря он вылетел на своем Як-9ТД (сер. № 1312) с аэродрома Славатыче на аэродром Ласкажев для проверки годности этого аэродрома к приему самолетов своего авиаполка. Осмотрев место, вылетел обратно. Однако из-за ухудшающихся метеоусловий был вынужден приземлиться на аэродроме в Бресте. На следующий день, в понедельник, несмотря на то, что улучшения погоды не произошло, полетел в свой полк. В 10 километрах восточнее Бяла Подляска, попал в полную облачность. Продолжал лететь практически «на ощупь», вдоль шоссейной дороги. Поскольку она периодически терялась из виду, Попов закладывал глубокие виражи, чтобы не потерять направление. Во время одного из таких маневров истребитель зацепился крылом за дерево...

В аварийном акте о катастрофе, составленном 11 декабря 1944 г., отмечалось:

"10.12.1944 г. в 16.10. вылетел с аэродрома Брест на свой аэродром. На Славатыче не вышел, возвратился обратно и в 17.00 произвел посадку на аэродроме Брест. 11.12.1944 г. в 13.30. вторично без разрешения вылетел с аэродрома Брест и в 14.20. в районе Воскшинице (10 км. восточнее Бяла-Подляска) попал в сложные метеоусловия: облачность 10 балл., Н 30–50 м., видимость 50-100 м., туман. Делая разворот на малой высоте, левой плоскостью врезался в дерево посадки, идущей вдоль шоссейной дороги. Затем, с незначительным углом правой плоскостью зацепил за телеграфный столб. Самолет полностью разбит. Летчик получил сильные ушибы. Через 30 мин. после аварии по пути в госпиталь скончался"(1).
Одна из последних фотографий И.Ф. Попова. Декабрь 1944 г. Польша
Одна из последних фотографий И.Ф. Попова. Декабрь 1944 г. Польша

И.Ф. Попов был похоронен в селе Леплёвка, в 30 км юго - восточнее г. Бреста. Позже останки перезахоронили в братскую могилу в пос. Домачево Брестской области (Белоруссия).

(1)Цит. по - Владислав Антипов, Игорь Уткин, «Драконы» с птичьим крылом. История авиации. №1. 2004.

Светлая память!