Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Дистанционные выборы 2025: Чем это интересно

Единый день голосования 12-14 сентября 2025 года длился три дня, что само по себе можно назвать – для дней – необычным. Однако это уже не ново, все привыкли. Действительно же необычной кажется тишина в эфире. У нас голосовали, – а весь мир, включая и его представителей внутри страны, молчит, словно демократия не в опасности. Видимо, всем уже наплевать на демократию.

Интересен же не политический аспект события, – его даже на местные скандалы не хватило, – а технический. В этот раз впервые дистанционные электронные выборы проводились в масштабах страны, так как сразу в двадцати субъектах голосовали за глав регионов, и ещё примерно в таком же количестве по менее значительным поводам. Дистанционное голосование позволило принять участие в выборах тем, кто проживает в труднодоступной местности. Но главное тем, кто работает и временно проживает за пределами своего региона. Легко понять, что последних намного больше, – это явление массовое. И доставкой урны на вертолёте, как практиковалось ранее в районах крайнего севера, проблема не решается… Ну, например, потому что над Москвой, где обычно люди чем-то на удалении от постоянного места жительства занимающиеся и обнаруживаются, полёты вертолётов запрещены.

То есть, в этом году дистанционное электронное голосование впервые не только в России, но и в мире, проводилось в масштабах самой большой по площади страны. Можно также добавить, что и страны самыми же развитыми в мире электронными сервисами. Однако, если подумать, – в последнем нет ничего удивительного. Именно из-за огромной площади и низкой плотности населения Россия более прочих государств заинтересована в развитии электронных технологий управления.

Соответственно, ВЦИК, не размениваясь на несущественное, – кого и куда избрали, – сразу отчитался о главном: о количестве хакерских атак. Хакеров слетелось на выборы несколько меньше, чем избирателей, но не слишком, – не качественно меньше. Это именно тот случай, когда легальное участие в голосовании позволило бы повлиять на результаты больше. Всё-таки, атак было 300 000, в том числе 300 против самой платформы.

Но систему так и не взломали.

Дистанционное голосование основывалось на технологии блокчейн, – децентрализованного хранение данных в виде цепочки блоков. Суть которой понятна специалистам в области IT, прочим же достаточно понимать, что речь идёт о системе защиты данных впервые применённой при создании алгоритма системы биткоин – в 2008 году. С тех пор биткоины стали самой надёжной валютой в мире, – никто пока не сумел подделать хотя бы один.

Позже технология из мира криптовалют заинтересовала банковский сектор, для которого безопасность данных очевидно имеет первостепенное значение. Её собираются внедрить в систему SWIFT…Но пока не осилили.

Короче говоря, интерес хакеров объясним, – хотя блокчейны и существуют, у них не так уж много возможностей практиковаться.

Прочие компоненты безопасности ДЭГ специфичны именно для такой задачи. Защитить от вмешательства извне, в частности, требовалось электронный список избирателей. От вмешательства же изнутри защиты требовала личность избирателя. Сделать электронный бюллетень анонимным, не содержащим никаких персональных данных проголосовавшего, проблема достаточно нетривиальная.

...Дистанционно теперь может работать и избирательная комиссия. Для предотвращения вмешательства человеческого фактора при учёте голосов, ключ для расшифровки бюллетеня, как пиратская карта в художественной литературе, делится на части, хранящиеся у разных членов комиссии.