Речь не о тяге к чему-то плохому, не о тяге к победе и даже не о тяговитости двигателя, а о небольшой детали передней подвески. Именно рулевая тяга неожиданно стала центром внимания на предпоследнем этапе летнего сезона РСКГ, и не только для нижегородской команды Kuzma's Mother.
Но сначала хорошая новость — в Казани принудительному замедлению в рамках BOP (Balance of performance) подверглись не только наши бирюзовые Kia Rio X, но и Шкоды наших главных конкурентов из команды Дмитрия Брагина. И это сразу сказалось на результатах квалификации: Максим Солдатов на Фабии с номером 25 и массой 1110 кг занял лишь седьмое место, в то время как его принципиальный соперник Николай Карамышев (12), чья Rio, как обычно, была самой тяжелой (1125 кг), стал вторым. Николай лидировал почти до конца сессии, но под занавес его обошел Денис Карелин из команды «Мощные»: он тоже ездит на Kia, но с другим двигателем, и весила она на данном этапе всего 1060 кг.
Неплохо квалифицировался и наш Дмитрий Дударев: на стартовой решетке первого заезда он стоял пятым, и от Карамышева его отделяли второй из «Мощных», Самвел Искоянц на Volkswagen Polo, и Андрей Масленников на Audi. Между прочим, Андрей – действующий чемпион Туринг-Лайт, но в этом сезоне он до сих пор показывал весьма скромные успехи, и нынешней отличной скоростью он во многом обязан нижегородской команде. Дело в том, что техническая комиссия приняла уникальное решение, разрешив нашим специалистам переомологировать программу правления двигателем, в результате в паддоке появился еще один болид с нашими «мозгами», хотя и на другом двигателе.
А что же наш третий пилот, заслуженный Владимир Черевань? Уточним – несмотря на Kia в бирюзовой ливрее, формально он не имел отношения к «Кузькиной матери», поскольку по правилам РСКГ в командном зачете может быть только два официальных пилота. Фактически же неунывающий дядя Вова является талисманом нашей команды, но на сей поводов для особой радости у него не было, так как он оказался на самой обидной 11-й позиции стартовой решетки: с одной стороны, в шаге от десятки, с другой — без шанса на реверсивный поул.
Впрочем, о реверсе чуть позднее, а в первом заезде дядя Вова стартовал отлично, сразу же опередив Александра Сальникова и Ивана Божедомова, стоявших на старте перед ним. Вскоре он сумел обойти и Алексея Савина, напарника Солдатова, поднявшись на седьмое место, тем временем Карелин начал отрываться от пелотона, чему невольно способствовал Карамышев на тяжелой машине. Уже к середине первого круга ему пришлось уступить вторую позицию Масленникову, а за четвертое место заборолись Дударев и Искоянц. Казалось, еще немного — и «кузьмичи» поменяются местами, но тут в процесс вмешался Солдатов: вынырнув из-за спины Искоянца, он прижал его к Дудареву, чем в корне поменял ход гонки.
В принципе, Максима можно понять: перед казанским этапом он уступал лидеру Карамышеву 12 очков, а после квалификации отставание увеличилось до 20, нужно было идти на риск. Но он, как часто бывает, не оправдался, поскольку больше всех пострадал сам же Солдатов: его развернуло и выбросило в вязкий казанский гравий, откуда он уже не смог выбраться. Попутно он зацепил машину Дударева, погнув ей рулевую тягу, из-за чего Дмитрия тоже вынесло на обочину, — опытный пилот сумел вернуться на трек, но о какой-либо борьбе уже не могло быть и речи. Казалось, сухим из воды вышел Искоянц, и ему даже удалось поставить рекорд круга, продержавшийся вплоть до конца заезда, — но через пару кругов и Самвел вынужден был сойти.
В новом раскладе Черевань оказался пятым, поскольку Савин в суматохе успел отвоевать позицию и начал потихоньку догонять Карамышева. Вскоре дело дошло и до атак, но мастер спорта международного класса успешно сопротивлялся натиску молодого пилота из Белоруссии, а позади Черевань отражал наскоки еще более юного Божедомова. В одном из последних поворотов Иван, уже успевший запомниться зрителям лихой манерой езды, почти развернул дядю Вову, но ветеран сумел стабилизировать машину — и приехал на финиш пятым, заработав 14 очков. Кстати, и Дударев на «подбитом» болиде, хотя и отстал от лидеров на пять кругов, все же положил в копилку «Кузькиной матери» три очка.
Впрочем, на финальных кругах все внимание публики было приковано к дуэли лидеров, Карелина и Масленникова. Андрей долго «грел» Дениса — и на десятом круге, немного потолкавшись между собой, они поменялись местами, причем без всяких вылетов и разворотов. Однако уже после подиума, где Масленников впервые в этом сезоне стоял на верхней ступени, произошел разбор полетов, и победителя сочли виновным в повреждении рулевой тяги автомобиля Дениса, — опять тяга и опять на Kia! Очевидно, повреждение было не столь серьезным, как у Дударева, иначе Карелин не смог бы финишировать вторым, и оштрафовали виновника на две секунды — ровно столько, сколько было нужно, чтобы передвинуть его на второе место. Слава богу, на третью позицию Карамышева никто не покушался, и его отрыв от Солдатова вырос до 39 очков.
На фоне всех описанных событий почти незамеченным остался вылет на первом круге Ивана Твердохлебова из команды «Академия ралли». Она, кстати, помогает «Мощным» готовить двигатели для их болидов, а сам Иван выступает в этом сезоне с переменным успехом, и именно так было на первом казанском этапе: победа в первом заезде и сход во втором. Теперь же Твердохлебова отправили в гравий даже раньше, чем Дударева, с которым он делил третий ряд стартовой решетки. Сделал это не кто иной, как Савин, причем сам он при этом не пострадал.
К старту второй гонки и Дударев, и Твердохлебов решили свои технические проблемы и вновь заняли свой третий ряд, поскольку оба квалифицировались в середине первой десятки. Карамышеву теперь пришлось стартовать с девятого места, прямо перед Череванем, с первого же ряда на дистанцию в 15 кругов ушли Божедомов и Сальников, квалифицировавшиеся девятым и десятым, — вот оно, коварство реверса.
Со старта Сальников начал уезжать от пелотона почти так же бодро, как Карелин в первой гонке, но первым этот заезд завершил Черевань. Не успев проехать и половины круга, он был атакован еще одним молодым брагинским соколом, Иваном Журавлевым, — и застыл на обочине, с чем бы вы думали? Правильно, со сломанной рулевой тягой!
Не скучали и коллеги Журавлева: стартовав со второго ряда, Солдатов и Савин дружно наехали на Божедомова — и вновь устроили свалку, опять потеряв свои позиции. В этот замес чуть не попал Дударев, догнавший их за счет борьбы, но смог отрулить — и вышел сразу на второе место, поскольку к тому моменту успел опередить Твердохлебова. Солдатов же откатился в самый хвост пелотона, в то время как Карамышев завершил первый круг на восьмом месте.
На втором круге Дударев почти догнал Сальникова, попутно поставив рекорд круга, а Масленников оказался между Искоянцем и Карелиным. «Мощные» явно задумали взять реванш за проигрыш Дениса в первой гонке, но план был разрушен крайне неприятным происшествием, на сей раз, как ни странно, не связанным со злополучной тягой: у быстрой Kia Карелина вдруг взорвался двигатель. Пилот сумел съехать на обочину и быстро ликвидировать возгорание, однако режима автомобиля безопасности избежать не удалось, и пелотон вновь уплотнился.
В суматохе, вызванной импровизированным фаер-шоу, Сальников потерял сразу три позиции, и лидером гонки стал Дударев. Но, увы, ненадолго: сразу после ухода сейфти-кара ему пришлось пропустить Твердохлебова по требованию дирекции гонки, вменившей Дмитрию обгон под желтыми флагами. Такое решение вызвало искреннее недоумение, но не подчиниться — себе дороже.
Попытавшись вернуть позицию, Дмитрий пропустил вперед и Савина, а вскоре сзади подоспели и Искоянц с Масленниковым. Дударев откатился было на четвертое место, но на предпоследнем круге, воспользовавшись борьбой в первой тройке, опять переиграл Савина, которого к тому времени прошел Искоянц. Напряженная борьба за места на подиуме продолжалась до самого финиша, и тройка Твердохлебов — Искоянц — Дударев пересекла черту с интервалами порядка двух десятых секунды, при этом у пилота «Кузькиной матери» так никто и не сумел отобрать рекорд круга. У Карамышева дела обстояли чуть хуже: его уже в который раз в этом сезоне обогнал Солдатов, прорвавшийся из задних рядов, и финишировали соперники шестым и седьмым.
Тем не менее, итоги предпоследнего этапа смело можно назвать блестящими для «кузьмичей», ведь к двум подиумам и двум кубкам, завоеванным пилотами, добавился еще один, за командную победу во второй гонке. По сумме двух заездов первую и вторую строчки разделили Масленников и Карелин, заработавшие по 40 очков, Карамышев — третий с 36 очками. Но Солдатов, набравший сейчас лишь 10 очков, на 15-м месте по итогам этапа, и это главное в аспекте борьбы за победу в сезоне.
В турнирной таблице чемпионата Николая и Максима разделяют 38 очков, а гонок осталось всего две. То есть в том случае, если Солдатову на последнем этапе удастся выиграть квалификацию и оба заезда, плюс поставить в обоих рекорд круга, Карамышеву достаточно будет дважды финишировать четвертым, чтобы сравнять результаты. Конечно, это теория, на практике мы проверим ее в начале октября в Грозном, главное — чтобы тяги не подвели во всех смыслах.
P. S. После казанского этапа судьи «опечатали» программы управления двигателями всех финишировавших автомобилей для проверки на соответствие правилам омологации. Обычно подобное не делается без веских причин, и, хотя на результаты прошедших гонок это вряд ли повлияет, под занавес сезона нас наверняка ждут какие-то сюрпризы.