Спящие мёртвые
Общая проблема в изучении захоронений на кроватях — отсутствие чёткого определения того, что именно считать захоронением на кровати.
«Определение погребальной кровати и то, как её распознавать, всегда различалось от страны к стране и даже иногда внутри одного археологического памятника. Однако крайне важно ясно обозначить, что является захоронением на кровати, а что — нет. Учёные понимают, что любое определение — это выбор, который может быть поставлен под сомнение и оспорен, а также что слишком узкая дефиниция способна ограничить исследование. В моём случае я решила сосредоточиться именно на кровати как таковой. Физическое и эмоциональное значение, стоящее за введением кровати в могилу, несравнимо с телом, покоящимся на простом матрасе. Кровать и матрас одинаково важны с точки зрения верований, обычаев и эмоций, но по-разному. Это я имела в виду, когда формулировала определение захоронений на кроватях», — говорит доктор Нотерман.
В юго-западной Германии захоронение на кровати обычно определяется по обнаружению деревянной рамы вместе с останками. Часто их описывают как разновидности классического деревянного гроба (то есть Totenbehältnisse — «контейнеры для мёртвых» или Totenbahre — «похоронные носилки»), но, по сути, выполняли они одну и ту же функцию.
Некоторые из самых известных примеров найдены в Оберфлахте (Баден-Вюртемберг), в Кёльнском соборе (Северный Рейн-Вестфалия) и в Троссингене (Баден-Вюртемберг).
В Англии, напротив, кровати часто разбирались, и поэтому захоронение на кровати определяется по наличию элементов, принадлежавших к креплениям кровати.
В зависимости от места раскопок степень разборки варьировалась: в некоторых случаях (например, Кодденхэм, Суффолк) кровати были полностью разобраны, в других — лишь частично (например, Шуди-Кэмпс и Трампингтон, Кембриджшир).
(Это уже мои собственные размышления, но мне интересно, не было ли это сделано для того, чтобы умерший мог перенести кровать в загробный мир и там снова собрать её? Хотя, если у вас есть другая теория, я бы с удовольствием её выслушал.)
В Скандинавии же определения ещё менее единообразны. Например, монументальные захоронения в кораблях в Гокстаде и Осеберге (Вестфолл, Норвегия) содержали полностью сохранившиеся кровати.
Между тем в Вальсгарде (Швеция) захоронения на кроватях определяли по органическим остаткам матрасов, но рам не находили. А ещё в двух могилах в Вальсгарде кровати определили лишь по фрагментам перьев. Там исследователи поочерёдно называют находки то матрасами, то кроватями, то постельными принадлежностями.
Из-за такого многообразия и отсутствия единого определения понять эти захоронения крайне сложно.
Поэтому доктор Нотерман учитывала только те случаи, где имелись очевидные доказательства того, что человека положили именно на кровать как предмет мебели, а не на матрас или гроб, напоминающий кровать.
Например, одно знаменитое захоронение было исключено. Доктор Нотерман объяснила, что оно не подходило под её критерии:
«Могила в Попрад-Матеёвце (Словакия), датируемая концом IV — началом V века, часто называется одним из самых ранних примеров захоронения на кровати в Европе. Кровать из Попрада отчасти напоминает те, что находили в Германии, например в Оберфлахте, и именно по стилистическому сходству её обычно включают в исследования. Однако недавнее углублённое изучение этой исключительной гробницы показало её прежде всего связь с римским миром. Думаю, это хороший пример склонности относить все подобные захоронения к одной практике, независимо от их места и, что ещё важнее, времени. Именно поэтому я решила не включать кровать из Попрада».
Контекст захоронений на кроватях
Место, где человека хоронили в раннем Средневековье, зависело от нескольких факторов: его социального статуса, культурных представлений и семейных традиций.
Часто тела хоронили возле дорог или побережий.
Для захоронений на кроватях, по крайней мере в Англии и Германии, большинство находили в сельских кладбищах. В основном именно кровать и отличала эти могилы от соседних.
Особого расположения или ориентации у них не было. По всем признакам они выглядели как обычные могилы — только с кроватью внутри.
В Англии некоторые такие захоронения находили в курганах или повторно использованных бронзовых могильниках. Но это не делало их чем-то особым: повторное использование древних памятников в Англии — обычное явление и для самых обычных могил.
А вот Скандинавия выделяется: здесь большинство захоронений на кроватях не находили в обычных кладбищах. Наоборот, они чаще всего были частью монументальных курганов, видных издалека.
Например, захоронение в Осеберге — высотой более 6 м и диаметром 40 м. Гокстад — около 5 м в высоту и почти 45 м в диаметре.
И в Англии, и в Скандинавии такие захоронения часто располагались недалеко от торговых мест, то есть они не были скрыты. В отличие от простых могил в Германии, которые почти ничем не выделялись, кроме инвентаря, указывающего на статус и богатство.
Таким образом, местоположение захоронений на кроватях зависело от региона:
- в Германии они обычно находились среди обычных кладбищ;
- в Англии — как в кладбищах, так и в небольших курганах;
- в Скандинавии — в составе монументальных комплексов, которые должны были производить впечатление.
Тем не менее в Германии есть два уникальных случая, больше нигде не встречающихся: два захоронения внутри церквей — одно в Кёльнском соборе, другое в Вайсенбурге.
Кто мог спать в постели мёртвого?
Большинство захоронений на кроватях содержало взрослых. Хотя есть и детские примеры — в том числе в Кёльнском соборе и в Вайсенбурге, где были похоронены шестилетний ребёнок и двое детей двух–четырёх лет.
Для взрослых не видно ясных закономерностей, кому именно доставались такие погребения. А вот для детей есть региональные различия.
Доктор Нотерман отметила: в Германии дети с такими захоронениями были в возрасте от трёх до семи лет, а в Англии — от тринадцати до восемнадцати.
Смерть ребёнка всегда была трагедией. Но в раннесредневековом обществе потеря ребёнка старше двенадцати лет имела иной социальный и эмоциональный вес: такие дети уже считались вступающими во взрослую жизнь.
Например, в скандинавском контексте дети старше двенадцати готовились к взрослым обязанностям. В Англии считалось, что ребёнок в возрасте десяти–двенадцати лет также вступает в переходный период. Поэтому смерть будущего взрослого и полезного члена семьи воспринималась иначе, чем смерть малыша, ещё зависимого от родителей.
Разумеется, это не значит, что младшие дети считались менее значимыми. Так, мальчик, похороненный в Кёльнском соборе, воспринимается как символ высокого социального статуса семьи и глубины скорби по утрате будущего.
Взрослые захоронения могли включать как простые предметы (деревянные миски, кольца), так и богатый инвентарь. Но даже отсутствие роскоши не означает низкий статус: сама кровать, как предмет, который семье нужно было заменить, уже была дорогим вложением.
Женские захоронения в Германии часто сопровождались принадлежностями для ткачества — иглами, прялками, гребнями для ткацкого станка.
В Англии большинство таких захоронений относилось к женщинам, связанным с христианством. Например, женщина из Трампингтона была похоронена с золотым кулоном с крестом. В Сентоне близ Иксворта (Суффолк) найдено захоронение с золотым и гранатовым наперсным крестом.
Но известен и мужской пример — в Лапуинг-Хилл (Дербишир), где покойного похоронили с мечом, копьями, ножами и, возможно, щитом.
В Скандинавии хоронили и мужчин, и женщин — но всегда с богатейшим инвентарём, явно подчёркивавшим высокий статус.
Так, в Гокстаде был похоронен мужчина средних лет, вероятно, вождь. А в Осеберге — две женщины с многочисленными ценностями.
По результатам ДНК-анализов, эти люди не были местными: они пришли из района Чёрного моря. Аналогично, захороненные в Трампингтоне и Эдикс-Хилле в Англии тоже были выходцами с континента. Лишь в Германии находили местных. Это позволяет предполагать, что в Англии обычай захоронений на кроватях принесли именно мигранты.
Впоследствии практика захоронений на кроватях исчезла. Доктор Нотерман поясняет:
«Причины исчезновения любого обычая всегда сложны, а здесь мы имеем дело даже не с одним, а с разными обычаями. В Англии, Германии и Скандинавии это связано с локальными погребальными традициями. Например, в южной Германии упадок захоронений на кроватях стал частью общего процесса перехода от богатых к простым погребениям, характерного для Западной Европы VII–VIII веков».
Новое исследование доктора Нотерман проливает свет на загадочную практику захоронений на кроватях в Средневековой Европе. Оно показало, что:
- в Германии такие захоронения находили преимущественно на кладбищах;
- в Англии они, вероятно, были привнесены переселенцами с континента и встречаются как на кладбищах, так и в курганах;
- в Скандинавии они были самыми пышными и монументальными.
Пол покойного роли не играл, но возрастные различия, особенно у детей, заметны в Англии и Германии.
А вы бы хотели быть похороненным в собственной кровати? Думаете, современное кладбище вообще допустило бы такое?