Найти в Дзене
Anna Vakal

Где заканчивается мотивация родителя и начинается мотивация ребёнка?

Так как я сейчас сильно погружена в учебные процессы в государственных ДМШ (детских музыкальных школах) и ДШИ (детских школах искусств) по вопросу их развития и совершенствования учебных процессов (p.s. в июне Министерство культуры пригласило меня к сотрудничеству, а в августе мы «ударили по рукам»), то я всё глубже исследую тему мотивации обучения ребёнка в школе. В большинстве своём дети учатся на мотивации родителей: ходят потому, что «надо». Кто-то находит мимолётный интерес — например, выгулять новое подаренное мамой платье, а кто-то всё же находит для себя настоящий интерес, который перерастает во что-то серьёзное. Давайте разберёмся, чья это ответственность — развить в ребёнке собственный интерес и сформировать его внутреннюю мотивацию? Родителя? Да. Абсолютно нормально, если родитель ведёт ребёнка сначала по собственному желанию. Но всё же, было бы правильно накануне пообщаться с ребёнком. И даже если он пока не сформировал своих чётких желаний и у него ещё не так сильно разв

Так как я сейчас сильно погружена в учебные процессы в государственных ДМШ (детских музыкальных школах) и ДШИ (детских школах искусств) по вопросу их развития и совершенствования учебных процессов (p.s. в июне Министерство культуры пригласило меня к сотрудничеству, а в августе мы «ударили по рукам»), то я всё глубже исследую тему мотивации обучения ребёнка в школе.

В большинстве своём дети учатся на мотивации родителей: ходят потому, что «надо». Кто-то находит мимолётный интерес — например, выгулять новое подаренное мамой платье, а кто-то всё же находит для себя настоящий интерес, который перерастает во что-то серьёзное.

Давайте разберёмся, чья это ответственность — развить в ребёнке собственный интерес и сформировать его внутреннюю мотивацию?

Родителя? Да.

Абсолютно нормально, если родитель ведёт ребёнка сначала по собственному желанию. Но всё же, было бы правильно накануне пообщаться с ребёнком. И даже если он пока не сформировал своих чётких желаний и у него ещё не так сильно развит эмоциональный интеллект, чтобы нести ответственность за них — важно настроить ребёнка: что его ждёт и к чему ему готовиться.

Родителям стоит должным образом оценить все учебные процессы и нагрузку, которая ляжет на плечи ребёнка. У большинства нет чёткого представления, что такое детская музыкальная школа. Но это прежде всего тоже ШКОЛА, где проводятся определённые дисциплины, зачёты, экзамены, слушания.

Таким образом, ребёнок должен понимать, какая нагрузка его ждёт. В то же время нужно дать поддержку и опору: сообщить о том, что вы рядом и будете помогать в той форме, в какой сможете.

Важно также поговорить о ценности дисциплины. Вы можете привести примеры знаменитых людей, которые добились успеха в разных сферах благодаря настойчивости и труду, а не случайности. Это помогает расширить угол зрения ребёнка. Бывает, он замыкается только на примерах родителей или родственников (и они не всегда удачные). Важно показать примеры мировых личностей, чтобы ребёнок поверил, что и он может сам себя создать.

Размышляйте вместе о развитии творческих способностей и о том, как они помогают справляться с жизненными трудностями. Неважно, кем станет ребёнок в профессии — развитие эмоционального интеллекта, эмпатии, тонкого восприятия мира — это прочная база личности.

И уже во время обучения периодически интересуйтесь его успехами: что ему нравится исполнять/рисовать/играть, какие эмоции он проживает через музыку, роль или картину, и как это может помочь ему в жизни. Казалось бы, простые вопросы, но они формируют правильное восприятие мира. Для ребёнка родитель — это лицо всего мира, почти как «президент страны». Когда ребёнок понимает: «меня видят, меня слышат, я нужен» — это создаёт устойчивую эмоциональную связь.

Преподавателя? Да.

Сегодня многие преподаватели жалуются, что дети ходят только потому, что хотят родители. Я задаю вопрос: «А вы сами как-то развиваете мотивацию ребёнка? Его интерес?»

В большинстве случаев слышу ответ: «Нет. Они должны как-то сами».

С одной стороны, это логично. С другой — если вы видите, что это не работает, и вам тяжело тянуть ученика, а он мучается, — не делайте это только ради выполнения программы. Дайте себе и ребёнку место для исследования и творческой свободы.

Рассмотрите ребёнка как произведение искусства. Найдите с ним точки соприкосновения, даже если на короткое время, но станьте для него маяком. Это разгрузит и вас эмоционально, и подарит ученику пространство для творчества.

Даже если он ничего не хочет делать на занятии — пусть выразит это в творчестве. «Покажи, как звучит твоё нежелание», «станцуй свой протест», «нарисуй, как выглядит скука». Это безопасный и продуктивный способ выразить эмоции.

Вы не обязаны быть психологами, но вы — создатели творческих личностей. Между вами и учеником есть прочный канат — творчество. Пусть музыка примет его эмоции, краски дадут форму его переживаниям, а танец обрамит желание убежать и спрятаться.

Не забывайте: ваша миссия — дать пространство любому проявлению ученика в творческой форме. Это формирует у ребёнка правильное понимание жизни: «я нужен этому миру любой, я могу создавать прекрасное и самовыражаться через творчество без вреда другим».

Ребёнка? Да.

Ребёнок тоже влияет. Но формирование ответственности за свою жизнь — это процесс, которому его нужно учить. Родитель, педагог и сама система образования все вместе помогают ребёнку понять: он может, у него есть голос, он имеет право выбора.

Родитель, педагог, ребёнок, система образования — все части одной цепочки. Здесь нет «главных», каждый важен. Но самая ценная точка опоры — уникальность ребёнка. Именно её мы обязаны беречь, раскрывать и поддерживать.

А что такое уникальность? Чем она отличается от таланта и от эго? Как её сформировать и почему именно она становится фундаментом личности?

💡 Об этом — в моей следующей статье.