Найти в Дзене
Литерамания

Эвита Перон в биографии Сильвена Райнера: демон в обличие святой

Оглавление

Благотворительность всегда воспринимается позитивно, а тот, кто ею промышляет, становится чуть ли не святым при жизни. Им восхищаются, его доброту превозносят, но мало кто задумывается о том, какое темное закулисье скрывается за широкими жестами. Понять это помогает биография Эвиты Перон - первой леди Аргентины при диктаторе Хуане Пероне. Ее боготворили за щедрость, однако лишь сейчас, спустя много десятилетий после смерти "иконы" (именно такое место Эвита занимала в сердцах бедняков), мы можем увидеть, какими методами ковалось "народное счастье" и к чему оно привело некогда процветающую страну. Одной из подробных публикаций на эту тему является книга Сильвена Райнера "Подлинная жизнь Эвиты Перон".

кадр из фильма
кадр из фильма

О чем книга?

Книга Сильвен Райнер посвящена легендарной Эвите Перон — супруге аргентинского президента Хуана Перона, которая в 1940–1950-е годы считалась самой богатой и влиятельной женщиной Латинской Америки. Начав путь с самых низов, она сумела подняться к вершинам политической власти, завоевала мировую известность и прославилась своей благотворительностью. Её недолгая, но яркая жизнь была наполнена неукротимой энергией, сильной волей, страстью к успеху, а также любовью к роскоши и драгоценностям.

Автор начинает повествование с детства Эвиты - одной из незаконнорожденных дочерей землевладельца и прислуги. В отличие от сестер, которые нашли счастье в браке, Эвита мечтала о карьере артистки и славе, но не имела таланта. Поэтому все ее попытки покорить Буэнос-Айрес и Голливуд были неудачными. Зато она устроилась на радио и нашла актуальную тему, которая помогла ей "выстрелить". Во время "социального часа" Эвита перечисляла беды бедняков и призывала помочь им.

«Страдания народа превращаются в раны Христовы. От них больше не отворачиваются, перед ними простираются ниц.»

Благодаря этой передаче она стала принимать участие в государственных делах и познакомилась с перспективным и влиятельным офицером - Хуаном Пероном. Тот был тайным агентом "ГОУ" - нацистской организации в Аргентине, которую финансировали представители Третьего рейха с целью создания южноамериканского альянса с пронацистской позицией. Пока Перон на деньги Гитлера подготавливал переворот, Эвита, став его любовницей, всячески помогала Перону, возвеличивая и прославляя его политическую активность. Чтобы перетянуть народ на свою сторону, Перон возглавил министерство труда (в ту пору всего лишь секретариат труда) и закрепил трудовые права рабочих и крестьян: 8-часовой рабочий день, новые выходные, правила увольнения и др.

Эвита Перон
Эвита Перон

В результате военного переворота Перон выдвинул свою кандидатуру на выборы и выиграл их вполне честно. После он женился на Эвите и дал ей неофициальные полномочия реализовывать социальную политику государства через благотворительный фонд, который путем рэкета, запугивания и шантажа принуждал бизнес перечислять огромные суммы денег. Людям казалось, что Эвита помогает им, закрывая важные жизненные потребности, поддерживая вдов, сирот, пожилых людей. Но в реальности фонд не вел бухгалтерию, что создало благотворную почву для коррупции. Эвита сказочно разбогатела, ведь покупала драгоценности, наряды, автомобили за счет фонда. Ее брат, Хуан Дуарте, также занимался коррупционной деятельностью под патронажем сестры, продавая лицензии на импорт. Очень скоро эту пару окружили тысячи профессиональных попрошаек и бедняков, которые не работали, зато выполняли любое поручение Эвиты и ее сторонников.

Благотворительность без счета и контроля истощила запасы богатой страны и привела к сильнейшей инфляции за всю ее историю. Национальная валюта начала стремительно падать и "съела" все результаты социальной политики Перона. Люди по-прежнему были бедными, но пропаганда делала свое дело: Эвита, несмотря на очевидную расточительность, стала национальной героиней, которая использовала нужду людей для своей пиар-компании. Но несмотря на ее богатство и власть, богачи и первые лица других стран ее не принимали. Для них она так и осталась авантюристкой с темным прошлым. Поэтому Эвита отчаянно мстила аристократам, национализируя их собственность и вмешиваясь в их личные дела. Под ее влиянием теперь каждый бедняк мог запустить бутылкой в дорогой автомобиль лишь на том основании, что у него такого нет.

«Надо повесить капиталистов на фонарях, которые те поставили на улицах.»

Чтобы упрочить свое положение, Эвита захотела занять пост вице-президента, но ее амбиции столкнулись с неодобрением в армии: военачальники не хотели подчиняться женщине и уж тем более той, что ополчилась против признанной элиты страны. В это же время у Эвиты обнаруживают рак шейки матки. Болезнь развивается стремительно, но ее скрывают. Никто не может помочь больной, она умирает в 33 года. Спустя пару лет после ее смерти Перон будет смещен в ходе переворота и отправится в изгнание - на деньги, переправленные из Аргентину в Швейцарию. А после Эвиты осталась богатейшая коллекция нарядов, украшений и других люксовых вещей. Кое-что из этого наследия выставляется в музее Эвиты Перон в Буэнос-Айресе.

Эвита Перон на радио
Эвита Перон на радио

Далее следует история забальзамированного трупа Эвиты, который выставлялся на оплакивание, как святые мощи. После революции тело было обезображено разгневанной толпой и пропало из виду. Но его нашли (в Ватикане глумление над трупом в католической стране сочли неприемлемым) и переправили в Испанию, чтобы похоронить под вымышленным именем. Однако спустя годы труп извлекли по запросу самого Хуана Перона, дабы он мог привезти его на родину и похоронить там, где покоились ее предки. Какое-то время Хуан Перон жил рядом в одном доме с трупом своей жены, а новая жена, Изабель Перон, приводила его в порядок. Труп был нужен этой предприимчивой паре в борьбе за власть в Аргентине. Хуан Перон вновь победил на выборах и вернул останки национальной героини на родину. Он использовал магнетическую власть имени Эвиты и память о ней, чтобы утвердиться на президентском посту вновь.

Образ Эвиты: ожидание и реальность

Когда Эвита Перон стала женой президента, она первым делом попыталась уничтожить факты, компрометирующие ее. На них и заострил внимание автор.

Во-первых, в своих выступлениях Эвита часто делала акцент на том, что она выросла в бедной семье и изведала лишения, как и ее слушатели. Однако в реальности мать Эвиты принадлежала к среднему классу и даже спонсировала дочь и сына, когда они поехали покорять большой город.

Во-вторых, Эвита пыталась скрыть факт своего незаконного рождения (в Аргентине того времени такой ребенок подвергался травле и был лишен законных прав), однако именно это обстоятельство закалило ее характер и озлобило ее нрав. В будущем маленькая Эвита будем мстить тем, кто с детства получил все, чего у нее не было. Более того, ради сохранения легенды она порвала связи с семьей и общалась только с братом. Сестрам и матери было запрещено приезжать к ней без разрешения.

Эвита Перон в шикарном платье
Эвита Перон в шикарном платье

В-третьих, Эвита стеснялась незаконной связи с Пероном до замужества, хотя долгое время была лишь его любовницей и, по мнению биографа, лишь настойчивость и даже агрессия помогли ей добиться от Перона предложения и венчания. Во многом Эвиту не приняли потому, что ее прошлое было омрачено предосудительным поведением: попытки покорить Голливуд, съемки в рекламных роликах, сомнительные пробы и фотосессия на пляже - все это не было забыто консервативным высшим обществом того времени. Не забудем и о том, что дело происходит в католической стране, где сожительство без венчания воспринималось как падение нравов и чуть ли не преступление.

В-четвертых, автор подробно описал теневую сторону благотворительности Эвиты. Деньги вовсе не были ее собственными, равно как и государственными. Она просто терроризировала бизнес-элиту и аристократию, разоряя предприятия, которые и давали людям реальную работу, обеспечивающую национальную валюту. Разрушительность этого метода дала о себе знать в дальнейшем, когда песо просто обесценился из-за неконтролируемого выброса денег, не обеспеченных ничем, кроме грабежа. Люди не могут просто так получать деньги, ведь универсальный продукт без реальной ценности их труда превращается в фантики.

В-пятых, за образом благотворительницы и едва ли не святой скрывалась довольно честолюбивая и алчная женщина, которая тратила на свои капризы баснословные суммы, а бедняков ограничивала тарелкой супа и теплым одеялом. На своем фонде Эвита Перон зарабатывала деньги для себя, это его первоочередная задача. Более того, для обеспечения лояльности общества Эвита устроила в фонде 12 тысяч сотрудников, многие из которых на практике ничего не делали, а лишь обеспечивали массовость на митингах и собраниях, становясь профессиональными забастовщиками, смутьянами, вечно недовольными бунтовщиками. Это явление в Аргентине живо до сих пор. Люди хотят лишь требовать, но трудиться ради преуспеяния совершенно не готовы. Любая власть им должна только на том основании, что это власть, а сами они не несут ответственности за свою судьбу.

Эвита на митинге
Эвита на митинге
«Приток трудящихся из сельской местности не решался как социальная проблема, а превращался в театральную массовку для выступлений Перона. Приезжих мобилизовывали для появлений на Пласа де Майо и платили по тарифам участников массовки.»

Все эти обстоятельства заставляют увидеть в образе Эвиты не публичный лоск "покровительницы дескамисадос", а неприглядную изнанку ее культа, ставшего одной из социальных причин больших экономических проблем в стране.

Плюсы и минусы книги

Конечно, к преимуществам стоит отнести легкость исторической хроники: она читается быстро, ее легко понять даже тем, кто обычно держится в стороне от политики и не увлекается историей. Однако тут же можно выделить главный минус книги - выспренний и экзальтированный стиль, достойный Александра Дюма или Оноре де Бальзака. Для литературы с претензией на историческую достоверность это неприемлемо. Автор неизбежно подменяет объективную оценку героини личным восприятием.

«Объятия Перона все так же широко распахнуты, но не для того, чтобы заключить в них Эвиту, которой ненависть заменила и тело, и кровь.»
«Тысяча пятьсот школ стали дополнительными кузницами культа, где фабрикуется идол с судорожным будущим.»

Но главный недостаток книги заключается в вольной интерпретации исторических сведений. Автор с легкостью приписывает героям диалоги и ситуации, о которых истории ничего не известно. Он просто выдумывает целые куски жизни, неизбежно уводя читателя в сторону от реалий той эпохи.

Эвита и Хуан Перон
Эвита и Хуан Перон

Однако местами писатель возвращается к роли биографа и описывает малоизвестные, но реальные эпизоды из жизни людей. Благодаря образному языку и погружению в детали читатель может почувствовать себя участником событий. Это делает книгу полезной для изучения того периода истории.

Смысл книги

Конечно, каждому из нас хочется понять, зачем написана та или иная книга? Что автор хотел донести? На мой взгляд, биограф хотел показать не только изнанку культа Эвиты, не только развенчать ее образ, но и призвать читателя задуматься о социальной справедливости в целом. Ведь любой народ, обремененный бедностью, с легкостью проглатывает наживку Перонов: нам кажется, что если всем раздать кучу денег, отнятую у богачей, жизнь моментально наладится, и будет всем счастье. Но на практике благотворительность без логики и без системы лишь разлагает общество и создает почву для экономического кризиса. Ведь если люди привыкают просить, а не работать, если социальный лифт связан лишь с политической лояльностью, такой народ столкнется с обесцениванием своих достижений, что отражается на валютном курсе. Бесплатный суп лишает людей реальных перспектив заработка и честного успеха.

«Не выборов и законов желает этот народ, а чудес…» - таков вывод автора.

А вы как относитесь к Эвите Перон и ее социальной политике? Делитесь мнением и, конечно, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что читаете)