В своих видео из серии «Вышивальный дневник» я не только показываю процесс вышивки своих картин, но еще делюсь тем, что смотрю или слушаю за вышивкой, в конце каждого такого видео я более подробно рассказываю о фильмах и аудиокнигах, которые мне понравились больше всего.
В своем очередном таком видео рассказывала о мемуарах – записках Екатерины II Великой. Интересно было слушать то, как она сама рассказывает о своей жизни и понимаешь, насколько это неординарная личность.
Вот что она сама о себе написала в 15 лет: «Признаюсь, я сохранила на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости. На всякий отпор я отвечала отпором» - и вот это она действительно пронесла всю свою жизнь.
Хотела поделиться некоторыми мыслями и размышлениями Великой Женщины, которыми хотелось бы, чтобы руководствовались все правители, на которых Господь возложил тяжелую обязанность и ответственность руководить своей страной и народом, с поправкой на исторический период конечно, но многое звучит актуально и сейчас... сколько благородства в помыслах...
МЫСЛИ ИЗ ОСОБОЙ ТЕТРАДИ
(привожу в сокращенном варианте)
Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь; Он мне в том свидетель. Слава страны - создает мою славу. Вот мое правило: я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать.
Государи кажутся более великими по мере того, как вельможи страны и приближенные более удовлетворяются в отношении богатства; изобилие должно царить в их домах, но не ложное изобилие, основанное на неоплатных долгах, ибо тогда, вместо величия, это становится лишь смешным тщеславием, над которым смеются иностранцы; я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, - вот начало, от которого я отправляюсь; чрез разумную бережливость они этого достигнут.
Признаюсь, что, хотя я свободна от предрассудков и от природы ума философского, я чувствую в себе большую склонность почитать древние роды; я страдаю, видя, что некоторые из них доведены здесь до нищенства; мне было бы приятно их поднять. Можно было бы достичь восстановления их блеска, украсив орденами и должностями старшего в роде, если у него есть какие-нибудь достоинства, и давая ему пенсии и даже земли по мере нужды и заслуг, с условием, что они будут переходить только старшим и что они будут неотчуждаемы.
Противно христианской религии и справедливости делать рабов из людей, которые все получают свободу при рождении; один Собор освободил всех крестьян, бывших раньше крепостными, в Германии, Франции, Испании и т. д. Сделать подобный резкий переворот не будет средством приобрести любовь землевладельцев, исполненных упрямства и предрассудков. Но вот удобный способ: постановить, что, как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с минуты покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или, по крайней мере, большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.
Свобода, душа всего, без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но не рабов. Я хочу общей цели делать счастливыми, но вовсе не своенравия, не чудачества и не тирании, которые с нею несовместимы.
Когда имеешь на своей стороне истину и разум, должно выставлять это перед очами народа, говоря: такая-то причина привела меня к тому-то; разум должен говорить за необходимость; будьте уверены, что он возьмет верх в глазах большинства; уступают истине, но редко речам, пропитанным тщеславием.
Мир необходим этой обширной империи; мы нуждаемся в населении, а не в опустошениях; заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, если это возможно; для достижения этого не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру; многоженство более полезно для [умножения] населения; вот, что касается внутренних дел. Что касается внешних дел, то мир гораздо скорее даст нам равновесие, нежели случайности войны, всегда разорительной.
Власть без доверия народа ничего не значит; тому, кто желает быть любимым и прославиться, достичь этого легко. Примите за правило ваших действий и ваших постановлений благо народа и справедливость, которая с ним неразлучна. Вы не имеете и не должны иметь иных интересов. Если душа ваша благородна - вот ее цель.
Пойдите в деревню, спросите у крестьянина, сколько у него было детей; он вам скажет (это обыкновенно): десять, двенадцать, часто даже до двадцати. А сколько в живых? Он ответит: один, два, четыре, редко четвертая часть; следовало бы поискать средства против такой смертности; посоветоваться с искусными врачами, более философами, чем заурядными в этом ремесле, и установить какое-нибудь общее правило, которое мало-помалу введут землевладельцы, так как я уверена, что главная причина этого зла - недостаток ухода за очень маленькими детьми; они бегают нагие в рубашках по снегу и льду; очень крепок тот, кто выживает, но девятнадцать умирают, и какая потеря для государства!
Большая часть наших фабрик - в Москве, месте, может быть, наименее благоприятном в России; там бесчисленное множество народу, рабочие становятся распущенными; фабрики шелковых изделий не могут быть там хороши -- вода мутная, и особенно весною, в лучшее время года для окраски шелка; эта вода действует на цвета: они или блеклы, или грубы. С другой стороны, сотни маленьких городов приходят в разрушение! Отчего не перенести в каждый по фабрике, выбирая сообразно с местным продуктом и годностью воды? Рабочие там будут более прилежны и города более цветущи.
Остерегайтесь, по возможности, издать, а потом отменить свой закон; это означает вашу нерассудительность и вашу слабость и лишает вас доверия народа, разве это будет только закон временный; в этом случае я желала бы заранее объявить его таковым и обозначить в нем, если возможно, основания и время, или, по крайней мере, обозначить в нем срок в несколько лет, по истечении которых можно было бы его возобновить или уничтожить.
Хочу установить, чтобы из лести мне высказывали правду; даже царедворец подчинится этому, когда увидит, что вы ее любите и что это путь к милости.
Тот, кто не уважает заслуг, не имеет их сам; кто не ищет заслуг и кто их не открывает, недостоин и не способен царствовать.
Я как-то сказала, и этим весьма восхищались, что в милость, как и в жизнь, вносишь с собой зачаток своего разрушения.
Уважение общества не есть следствие видной должности или видного места; слабость иного лица унижает место точно так же, как достоинство другого облагораживает его, и никто, без исключения, не бывает вне пересудов, презрения или уважения общества. Желаете вы этого уважения? Привлеките доверие общества, основывая все свое поведение на правде и на благе общества. Если вместе с тем природа наделила вас полезными дарованиями, вы сделаете блестящую карьеру и избегнете того смешного положения, которое сообщает высокая должность лицу без достоинств и слабость которого сквозит всюду.
Самым унизительным положением мне всегда казалось - быть обманутым; будучи еще ребенком, я горько плакала, когда меня обманывали, но зато я делала все то, чего от меня хотели, и даже неприятные мне вещи с усердием, когда мне представляли действительные доводы.
Видали ли когда способ действия более варварский, более достойный турок, как тот, чтобы начинать с наказания, а затем производить следствие? Найдя человека виновным, что вы сделаете? Он уже наказан. Пожелаете ли вы быть жестокими, чтобы наказать его дважды? А если он невинен, чем исправите вы несправедливость, что его арестовали, лишили его всякой чести, должностей и проч., без вины? Через такое легкомыслие вы сделаетесь достойными презрения. Значит, вы пожертвуете им из стыда сознаться, что вы ошиблись, и этим усилите свою вину перед очами Бога и людей. Если бы со мной случилось такое несчастье, я не стала бы колебаться, я пожертвовала бы своим стыдом справедливости, я исправила бы со всем величием души, на которое способна, зло, которое я бы сделала. В Венеции, в самом деспотическом месте Европы, если невинный брошен в тюрьму, а его невинность доказана, то дож, в сопровождении Сената, идут в тюрьму и провожают его с торжеством домой.
Ни к чему я не имею такого отвращения, как к конфискации имуществ виновных, потому что кто на земле может отнять у детей, и проч., таких людей наследство, какое получают они от самого Бога?
Хочу, чтобы питали ко мне доверие, полагая, что я хочу лишь того, что справедливо, и что, когда я вынуждена кого-нибудь наказать, это потому, что он нарушил законы, свой долг перед Отечеством и перед тем, кто поставлен от Бога для поддержания порядка. Преступление и производство дела должны быть сделаны гласными, чтобы общество (которое всегда судит беспристрастно) могло бы распознать справедливость. Впрочем, в глазах этого общества никакое хвастовство не выдержит; удовлетворит его лишь правда; ставьте себя всегда в такое положение, чтобы она говорила за вас.
Во всяком деле есть лишь два способа, которые следует применять: это быть справедливым или несправедливым. Выгода ведет обыкновенно к последнему.
Два принципа воспитания государя заключаются, по моему мнению, в том, чтобы сделать его благодетельным и заставить его любить истину. Это значит сделать его любезным в очах Бога и людей.
Никогда ничего не делать без правил и без причины, не руководствоваться предрассудками, уважать веру, но никак не давать ей влияния на государственные дела, изгонять из совета все, что отзывается фанатизмом, извлекать наибольшую по возможности выгоду из всякого положения для блага общественного, вот основание Китайской империи, самой прочной из всех известных на свете.
Пусть мне связывают руки сколько угодно, чтобы помешать мне делать зло, но пусть они будут у меня развязаны, чтобы делать добро, вот на что всякий здравомыслящий человек может согласиться.
Благополучие для ума – то же, что молодость для темперамента; оно приводит в движение все страсти. Блажен тот, кто не дает себя увлечь этим вихрем. Отважно выдерживать невзгоду – доказательство величия души; не забываться в благополучии – следствие твердости души.
Человек, который несправедливо на нас нападает или отказывает нам без причины в том, что нам должно, порывает сам связи, соединявшие его с нами, и уничтожает таким образом по собственной вине обязательства, которые налагали на нас эти связи.
Снисходительность, примиряющий дух властителя сделали бы больше, нежели тысячи законов, а политическая свобода одушевила бы все. Часто лучше внушать преобразования, нежели предписывать.
Рабство есть политическая ошибка, которая убивает соревнование, промышленность, искусства и науки, честь и благоденствие.
Некоторые высказывания Екатерины Великой
Страх может убить преступление, но он также убивает добродетель. Кто не смеет думать, смеет лишь пресмыкаться.
Первое правило – делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого. (Об искусстве правления)
Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
Лекарства от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл – не то что оспа: привить нельзя.
Весьма плоха та политика, которая переделывает законами то, что надлежит изменять обычаями.
Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.
Нет ничего опаснее, как захотеть на все сделать регламенты.
Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться.
Народ от природы беспокоен, неблагодарен и полон доносчиков и людей, которые под предлогом усердия ищут лишь, как бы обратить в свою пользу все для них подходящее.
Мысли, вызываемые самим ходом событий, зарождаются разом не в одной голове.
Род людской вообще наклонен к несправедливости.
Кто поет, зла не мыслит.
Учтивость основана на том, чтобы не иметь худого мнения ни о себе, ни о ближнем.
Кажется, я становлюсь похожа на шаха Багама, который всегда оканчивал свои рассуждения словами: «Не моя вина, если вы меня не понимаете, я сам себя очень хорошо понимаю».
Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которые входят.
Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения.
Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.
Во всяком возрасте почитай родителей.
В свете ничего совершенного нет.
В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям великодушие.
Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брань, клятва, драка, всякая жестокость и тому подобные поступки, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.
Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.
Дитя родителям оказывает благодарность покорностью и почтением.
Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах.
Должно… возбуждати в них (юношестве) охоту к трудолюбию и чтобы они страшились праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.
Книги суть зерцала хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.
Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
Кто привык к трудам, тому труд облегчен.
Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.
Леность есть дурной учитель.
Ложь изо всех вреднейший есть порок.
Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.
Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.
Люди часто сами бывают причиной своего счастья и несчастия.
Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу.
Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.
Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.
Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.
Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами.
Праздность есть мать скуки и многих пороков.
Победителей не судят.
Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.
Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.
Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.
Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобрести похвалу или благодарность. Добрыя дела сами собою воздаяния приносят.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека, и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Труд преодолевается трудом.
Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя. Страшитесь всякой искусственности. Зараза пошлости да не помрачит в вас античного вкуса к чести и доблести.
Человек и с посредственным умом, буде труд приложит, искусен быть может.
Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое. Мало на то надобно смысла, чтобы что опорочить. Буде увидишь пороки ближнего, не показывай ему свои осуждением.