Некоторые авторы не утруждают себя прописыванием твистов, так что вот-это-поворот просто врывается в историю пушечным ядром и разваливает сюжет. Другие же авторы раскидывают так много хлебных крошек, что это уже не намёк, а почти что крик в лицо. Иэн Рейд из вторых. По крайней мере, в этом романе.
Сюжет
Джуниор со своей женой Гретой живут на ферме в отдалении от остального мира. Одним вечером к ним приезжает незнакомец. Его зовут Терренс, он представляет компанию OuterMore, которая занимается разработкой космоса. Терренс говорит, что Джуниора отобрали для участия в лотерее. Победители лотереи отправятся на несколько лет в космическую миссию, и отказаться от участия нельзя.
Схожесть с «Чёрным зеркалом»
Сразу после прочтения аннотации у меня закралось смутное подозрение. Будущее, ферма, женатая пара – всё это было в серии 2 сезона «Be right back». Серия вышла в 2013 года, когда как роман в 2018, так что немудрено, что автор мог вдохновиться. Однако Рейд взял из сериала не только декорации и героев. В «Be right back» муж погибает, и жене ему на замену присылают клона. А что в книге? Из аннотации: «Чтобы Генриетта могла справиться с делами по ферме и не страдать от одиночества, компания делает супругам очень странное предложение, которое звучит страшнее и необычнее, чем будущее путешествие Джуниора». Несложно догадаться, что это за предложение. И так как озвучивается оно где-то на середине книге, приходится продираться через по большему счёту монотонный текст, зная почти всё заранее.
Схожесть с фильмом «Компаньон»
Для тех, кто фильм не видел, есть небольшой шанс насладиться книгой.
(СПОЙЛЕРЫ!)
В этом случае ситуация обратная. «Компаньон» вышел в 2025 году, поэтому здесь уже есть шанс, что заимствовали у Рейда. Главная героиня фильма – андроид-компаньон, созданная для отношений. Подобным ей роботам создают фальшивое воспоминание о романтической встречи с их партнёром-владельцем, а до этого они ничего не помнят. Ну, и что вы думаете, происходит в книге? Джуниор (ГГ) помнит встречу с женой, их спонтанную свадьбу и всю последующую жизнь на ферме, однако до этого ничего он вспоминать «не хочет», для него жизни «до Греты» будто и не было. Тяжело, очень тяжело догадаться, в чём вот-это-поворот в книге, да?
О стиле и повествовании
Роман написан от первого лица, поэтому ограничен в «художественности». Текст скучный, медитативный (даже седативный), но благодаря этому порой автору удаётся ввернуть пару тревожных нот, когда читатель не ожидает. Однако всё нагнетание, все странные эпизоды не приводят ни к чему такому, о чём внимательный человек (или тот, кто смотрел сериал/фильм) не сумел бы очень быстро догадаться. Без каких-либо подсказок сюжет раскалывается в два счёта, а сверх этого ничего не происходит. Вплоть до финала, последних 20 страниц, Рейд отказывается сделать хоть что-нибудь, пытаясь выехать на предсказуемом прописанном вот-это-повороте да плосковатом психологизме.
Атмосфера у романа достаточно блёклая и вязкая, из-за отсутствия большого количества действий. Быстро всё поняв, читать просто не хочется, ведь нет ничего цепляющего.
Фишка оформления диалогов неплохая, однако совершенно ненужная, будто дополнительная неоновая стрелка рядом с огромным указателем.
О финале
Несмотря на всё, концовка умудряется оставить приятное послевкусие. Повешенные ружья выстреливают, странные диалоги оправдываются и дают читателю долгожданное удовлетворение. С самого начала отношения Греты и Джуниора ощущаются отнюдь не тёплыми и не любящими, а давящими. Постепенно оказывается, что их брак полон непонимания и нежелания видеть реального человека за удобным придуманным образом. (Далее СПОЙЛЕРЫ) Когда же компания OuterMore совершает замену, все карты вскрываются, и автор вдвойне напирает на то самое нежелание Джуниора мириться с тем, что Грета имеет право передумать, измениться, не соглашаться. И вообще, что всё не обязано идти так, как хочет он. Уход Греты и её подмена подчёркивают это толстой линией: таким как Джуниор не нужна правда, им даже реальный человек-то не нужен. Тут-то и вскрывается, что роман про выход из токсичных отношений, про расторжение стогнирубщего брака, а главная героиня в нём — Грета. А затем встаёт финальный вопрос: кто — недруг? Терренс, чужак, ставший другом и поддержкой Греты, синтетический клон, который стремился уважать её желания и границы, несмотря на ограничевующую его программу, или муж, полностью начхавший на жену?
Итог
Сложно назвать «Недруга» плохой книгой, но сложно и посоветовать. Сюжет скучен, идея простая (драм про брак не счесть) реализация слабая и явно не вытягивает даже то существующее мизерное количество страниц. Вряд ли начитанные или насмотренные люди найдут в романе хоть что-то. «Недруг» будто написан для подростков, хотя речь в нём и идёт о несчастливом браке почти тридцатилетних людей.
Если вам нравятся дотошные книжные рецензии, подписывайтесь на канал!