Найти в Дзене

Шуй Тянь И Сэ — код доступа в главный концертный зал Китая

В центре Пекина, в двух шагах от Запретного города и площади Тяньаньмэнь, находится Национальный центр исполнительских искусств (NCPA). Это примечательное сооружение расположено посреди искуственного озера, будто гигантская капля росы или космический корабль, мирно пришвартованный на водной глади. Его форма идеальна, не спорит с окружением, а существует по своим, вневременным законам гармонии. Мы уже имели честь выступать в этом знаковом для любого музыканта месте. Но за предконцертной суетой тогда не обратили внимание на интересные детали: а ведь этот Центр —гениальная материализация одной древней эстетической концепции! Китайские поэты и художники в своих работах часто передают состояние «水天一色» (shuǐ tiān yī sè шуй тянь и сэ) — «вода и небо одного цвета». Это философская категория. В даосской и буддийской традиции стирание границ между элементами мироздания — водой и небом, горой и туманом, внутренним «я» и внешним миром — было высшей целью, путём к обретению целостности и покоя

В центре Пекина, в двух шагах от Запретного города и площади Тяньаньмэнь, находится Национальный центр исполнительских искусств (NCPA). Это примечательное сооружение расположено посреди искуственного озера, будто гигантская капля росы или космический корабль, мирно пришвартованный на водной глади. Его форма идеальна, не спорит с окружением, а существует по своим, вневременным законам гармонии.

Национальный центр исполнительских искусств (NCPA) в Пекине
Национальный центр исполнительских искусств (NCPA) в Пекине

Мы уже имели честь выступать в этом знаковом для любого музыканта месте.

Но за предконцертной суетой тогда не обратили внимание на интересные детали: а ведь этот Центр —гениальная материализация одной древней эстетической концепции!

Китайские поэты и художники в своих работах часто передают состояние «水天一色» (shuǐ tiān yī sè шуй тянь и сэ) — «вода и небо одного цвета».

Это философская категория.

-2

В даосской и буддийской традиции стирание границ между элементами мироздания — водой и небом, горой и туманом, внутренним «я» и внешним миром — было высшей целью, путём к обретению целостности и покоя.

Мастера жанра «тянь-шуй» («небо-вода») никогда не писали пейзажи с натуры. Они созерцали природу, а потом по памяти воссоздавали её квинтэссенцию на шёлке.
Их свитки — это не изображение места, а воплощение состояния духа, вселенской гармонии Ци, где всё взаимосвязано и нет места конфликту.

И вот, спустя столетия, французский архитектор Андреу как будто ведёт диалог с этими мастерами. Его «Яйцо» или «Жемчужина» — это современный свиток.

Архитектор не строил здание в традиционном понимании. Он создавал опыт. Опыт созерцания, тишины и единения.

Огромный титановый купол отражает небо, растворяясь в нём днём и светясь таинственным жемчужным светом ночью.

А изнутри стеклянный потолок сливает воедино две стихии. Архитектура не противостоит природе, а становится её частью, проводником.

-3
  • В этом и есть главная мысль. Искусство, будь то поэзия VII века, живопись эпохи Сун или авангардная современная архитектура, говорит на универсальном языке. Оно ищет одни и те же ответы на вечные вопросы о месте человека в мире.

NCPA — это мост. Мост между эпохами, культурами и философиями.

Он доказывает, что древняя мудрость - не музейный экспонат, а живой ключ к пониманию современности.

Когда мы заходим в NCPA с шумной улицы или прямо из метро, мы спускаемся под воду. Над нами, за прочнейшим стеклом, плещется искусственное озеро, огибающее здание. Солнечный свет, преломляясь в толще воды, рисует на стенах и полу подвижные узоры. Это танец света и тени, тихая, гипнотическая симфония, которую исполняет сама природа.

-4

И в этот момент мы оказываемся в пространстве древней китайской метафоры — «水天一色» (shuǐ tiān yī sè) — «вода и небо одного цвета». Эта классическая китайская поэтическая метафора эпохи Тан описывает этот момент, где исчезает граница между водой и небом.

А мы оказываемся и не под водой, и не на земле.

Мы — в точке соединения, в переходном состоянии, где встречаются внешнее и внутреннее, суета и созерцание, природа и творение человека.

Так французский архитектор Поль Андреу, создавший этот комплекс, спроектировал не просто функциональный переход.

Он создал ритуальный путь.

Этот подводный коридор готовит зрителей. Он очищает восприятие, заставляет замедлить шаг и отрешиться от мирской суеты.

Он является физическим воплощением философской идеи: чтобы прикоснуться к прекрасному, нужно совершить переход, оказаться «между».

Это место — мост. Мост между двумя мирами. И над ним, как вечный страж и источник света, колышется водная гладь, объединяя в своём отражении небо и землю.

В жизни всё может быть... этим тоннелем под озером — коротким путём к гармонии, если позволить себе остановиться и посмотреть вверх.