Найти в Дзене
Роман Милованов

Как стендап-комики готовят мир для самых мрачных идей.

Есть на свете одна презабавнейшая теория заговора. Нет, не про рептилоидов или плоскую Землю – это слишком банально. Она куда изощреннее и циничнее. Она утверждает, что всё, над чем вы смеетесь сегодня, завтра может стать законом, нормой и вашей новой жутковатой реальностью. Позвольте представить вашему вниманию главный инструмент социального инжиниринга – Окно Овертона. А его верными палачами, сами того не ведая, являются те, кого мы зовем комиками. Окно Овертона – это диапазон идей, приемлемых для публики в данный момент. Все, что за пределами окна, считается немыслимым, маргинальным, преступным. Задача гения-манипулятора (или сумасшедшего идеалиста) – не силой протащить в окно дикую идею, а… передвинуть само окно.И делается это в шесть изящных, почти что медицинских стадий. Проследим за этим процессом на примере гипотетической совершенно чудовищной идеи. Скажем, предложения «съедать умерших родственников, чтобы решить проблему перенаселения кладбищ». Абсурд? Кошмар? Отлично. Именно
Оглавление

Есть на свете одна презабавнейшая теория заговора. Нет, не про рептилоидов или плоскую Землю – это слишком банально. Она куда изощреннее и циничнее. Она утверждает, что всё, над чем вы смеетесь сегодня, завтра может стать законом, нормой и вашей новой жутковатой реальностью. Позвольте представить вашему вниманию главный инструмент социального инжиниринга – Окно Овертона. А его верными палачами, сами того не ведая, являются те, кого мы зовем комиками.

Окно Овертона – это диапазон идей, приемлемых для публики в данный момент. Все, что за пределами окна, считается немыслимым, маргинальным, преступным. Задача гения-манипулятора (или сумасшедшего идеалиста) – не силой протащить в окно дикую идею, а… передвинуть само окно.И делается это в шесть изящных, почти что медицинских стадий. Проследим за этим процессом на примере гипотетической совершенно чудовищной идеи. Скажем, предложения «съедать умерших родственников, чтобы решить проблему перенаселения кладбищ». Абсурд? Кошмар? Отлично. Именно с этого всё и начинается.

Стадия 1: Немыслимое (Unthinkable).

Идея находится за гранью приличия. О ней говорят разве что в криминальной хронике или в научных статьях о психопатах. Ее публичное обсуждение немедленно вызывает омерзение и социальную смерть того, кто ее озвучил.Роль юмора: Здесь на сцену выходят они. Стендапер в костюмчике, уставший от жизни резидент Comedy Club, команда КВН, шутка которой прошла цензуру. Он выходит к микрофону и роняет нечто вроде: «У меня бабушка такая экономная была, даже после смерти решила проблему с поминками – завещала себя пустить на холодец. Сказала: “Не пропадать же добру!”»

Зал закатывается смехом. Абсурд! Идиотизм! Кто вообще такое придумает? А комик уже ушел за кулисы, получил свои деньги, а зерно брошено в почву общественного сознания. Идея впервые произнесена вслух не как зловещая доктрина, а как невинная шутка. Смеешься сегодня ты – плачут завтра твои дети. Они будут есть бабушкин холодец по рецепту из социального одобрямса.

Стадия 2: Радикальное (Radical).

Идея все еще неприемлема, но о ней уже говорят. Ее начинают обсуждать в радикальных кругах, на маргинальных форумах. Ее уже можно анализировать «в академическом ключе».

Исторический пример: Идея о легализации однополых браков еще 50-60 лет назад была на этой стадии. Ее обсуждали лишь радикальные активисты, а для большинства это была perversion (извините, цензура не позволяет использовать более точное слово, бывшее тогда нормой).

Стадия 3: Приемлемое (Acceptable).

Идея начинает проникать в интеллектуальное пространство. О ней пишут колонки в либеральных СМИ, ее обсуждают эксперты на ток-шоу в формате «давайте просто порассуждаем». Ключевая фраза этой стадии: «Я не сторонник этой идеи, но давайте обсудим ее как гипотезу».

Исторический пример: Евгеника. В начале XX века идея о «селекции человека» и улучшении генофонда перешла из радикальной в приемлемую. Ее всерьез обсуждали ученые в США и Европе, а не только сумасшедшие в подпольных клубах.

Стадия 4: Разумное (Reasonable).

Идея обретает логические обоснования. Появляются «независимые исследования», подтасованная статистика, влиятельные лоббисты. Ее начинают рассматривать как возможное решение неких проблем. Споры о ней уже ведутся не по принципу «за или против», а «как именно это реализовать».

Исторический пример: Легализация абортов. Из категории немыслимого преступления идея перешла в разряд разумного медицинского и социального решения сложных проблем.

Идея становится мейнстримом. Ее продвигают политики, ее героизируют в голливудских фильмах, под нее создают НКО. Публичное отрицание идеи теперь начинает выглядеть как маргинальность.

Исторический пример: Рабство. То, что веками было нормой, благодаря движению аболиционистов постепенно стало восприниматься как аморальный и дикий пережиток прошлого. Окно сдвинулось в обратную сторону! Но механизм тот же.

Стадия 6: Нормативное (Policy).

Идея становится законом. Она вписана в правовые кодексы, ее преподают в школах как нечто само собой разумеющееся. Тот, кто был на первой стадии пророком-изгоем, теперь становится отцом-основателем. А тот, кто смеялся на стендапе на первой стадии, уже не смеется. Он не может понять, как его невинная шутка про бабушкин холодец превратилась в государственную программу утилизации тел.

Исторический пример: Коммунизм. Дикая, утопическая идея Карла Маркса, над которой смеялся весь просвещенный мир, всего через несколько десятилетий стала государственной нормой и идеологией для трети планеты, принеся с собой невиданные доселе жертвы и страдания.

Так кто же главный дилер?

Публичный юмор – это не просто развлечение. Это социализированный наркотик, под воздействием которого обществу подсовывают самую отраву. Девять из десяти шуток – это прививка малой дозой безумия. Комик – это дилер на грани закона, который говорит: «Это просто прикол, расслабься!».

Пока вы давитесь от смеха в кресле, ваша психическая защита, ваша когнитивная иммунная система, отключается. Абсурд проскальзывает в черный ход вашего сознания без спроса и проверки. И остается там тихо дремлющим вирусом, ждущим своего часа.

В следующий раз, слыша шутку про что-то по-настоящему святое или по-настоящему ужасное, задумайтесь. Вы не просто зритель. Вы – соучастник великого исторического эксперимента по сдвигу Окна Овертона. Вы либо тот, кто смеется сегодня, либо тот, кто уже плачет. Третьего, увы, не дано.

Смеетесь? Отлично. Но лучше бы задались вопросами: Кому и зачем выгодны внедряемые идеи! Всегда думай над чем ржёшь – ибо что посеешь, то и пожнёшь.