Мечтаете о новой машине? Хотите пригнать что-то мощное, современное, с комфортом и приятным дизайном? Если да, то у меня для вас очень плохие новости. С ноября этого года на российском авторынке все поменяется.
Иномарки, которые раньше были просто автомобилями, станут настоящей роскошью. И это не преувеличение. Всё дело в одном маленьком, но очень дорогом платеже, о котором сейчас говорят все, кто хоть немного в теме: утилизационном сборе.
Это как если бы вы пришли в магазин за новой парой обуви, а вам на кассе сказали: «С вас не только за обувь, но и еще один такой же платеж за право ее носить». Только в нашем случае этот платеж будет не один, а сразу несколько, и он может оказаться даже больше, чем стоимость самой машины.
Утильсбор: что это и как меняются правила игры?
Давайте быстро разберемся, что такое утилизационный сбор. Это такой "обязательный платеж", который вы вносите, когда привозите машину из-за границы. Смысл в том, что эти деньги якобы пойдут на то, чтобы потом, когда машина отслужит свое, ее правильно разобрали и утилизировали. Это, конечно, очень полезное дело. Только вот теперь этот платеж стал просто неподъемным для многих.
С 1 ноября 2025 года в России меняется порядок, по которому его считают. Раньше всё было проще — платил за объем двигателя. А теперь платить нужно за мощность, то есть за количество лошадиных сил. Чем больше лошадиных сил, тем выше сбор. И это очень хитрая и продуманная схема, которая должна была решить одну проблему, но в итоге создала еще больше.
Установили специальный порог в 160 лошадиных сил. Если у твоей машины меньше, то всё остается по-старому. За новую машину ты заплатишь всего 3400 рублей, а за подержанную — 5200. Это, считайте, копейки на фоне общей стоимости автомобиля. На это и рассчитывает наш автопром, предлагая своим покупателям автомобили с менее мощными двигателями, которые попадают в эту «льготную» категорию.
А вот если мощность больше 160 л.с., то тут начинается самое страшное. Платеж сразу вырастает в сотни раз! Например, за машину, у которой от 161 до 190 л.с., утильсбор уже будет примерно 750 тысяч рублей. Просто вдумайтесь в эту цифру. Это как если бы вы пришли в магазин за новым айфоном, а на кассе вам сказали: «К оплате — ещё одна такая же сумма».
И это еще не самый дорогой вариант. За очень мощные машины, которые везут из-за границы, этот сбор может достигать миллионов. Например, если вы захотите привезти семейный кроссовер, который раньше считался просто хорошей машиной, но у него мотор мощнее 300 л.с., то теперь за него придется доплатить несколько миллионов рублей. Это как пытаться купить буханку хлеба, а платить за нее как за целый магазин.
Кто получит самый сильный удар?
Теперь давайте посмотрим, кто из-за этого пострадает. Да практически все, кто хотел купить что-то, кроме самых базовых версий LADA или других отечественных машин.
- Мощные иномарки. Это очевидно. Все те машины, о которых многие мечтают: быстрые немецкие седаны, огромные японские внедорожники, американские «мускулы». Они все имеют мощные двигатели и теперь станут просто космически дорогими. Утильсбор для них вырастет на миллионы, и это сразу отразится на конечной цене.
- Новые китайские автомобили. Вот тут самая большая боль. Сегодня китайские машины — главный конкурент LADA. Они везут много машин, и у большинства из них двигатели как раз мощнее 160 л.с. Китайские производители, конечно, не перестанут их покупать. Они уже привыкли к хорошему: у них и камеры, и кожаный салон, и круиз-контроль.
Люди за это готовы платить. Но теперь им придется платить за это втридорога. А производители из Китая просто добавят этот утильсбор к цене, и в итоге на рынке не останется доступных иномарок. Китайские авто станут просто дороже, а конкуренция никуда не денется.
- Обычные автомобили. Думаете, вас это не коснется? Не факт. Многие популярные кроссоверы, которые были доступны по цене, теперь тоже попадут под этот закон. Их моторы могут быть чуть мощнее 160 л.с., и всё — прощай, доступная иномарка. Придется либо платить огромную сумму, либо искать что-то другое.
- «Серый» рынок и частные перегонщики. Для них это самый сильный удар. Раньше можно было ввезти одну машину в год для личного пользования по сниженной ставке. Но с ноября эта лазейка закрывается для автомобилей, мощнее 160 л.с. Теперь, чтобы привезти себе машину, даже одну, нужно будет заплатить утильсбор по полной. Это буквально убивает весь частный импорт, который худо-бедно создавал конкуренцию на рынке.
Что это значит для обычного человека?
Это значит, что выбор становится очень маленьким. Хочешь новую машину, но не хочешь LADA? Придется либо платить гораздо больше, либо искать на вторичном рынке. Но и там цены, скорее всего, взлетят. Ведь если новых иномарок почти не будет, то спрос на подержанные вырастет, а за ним и цены.
По сути, государство говорит нам: «Либо покупайте отечественное, либо платите огромные деньги». Но проблема в том, что наша отечественная продукция не всегда может удовлетворить спрос. Люди хотят машины с камерами, с мультимедиа, с комфортом. А у нас не всегда это есть.
Этот новый утильсбор — это как стена, которую пытаются построить, чтобы защитить наш автопром. Но стена эта не только отсекает конкурентов, но и делает жизнь сложнее для обычных людей. В итоге рынок сжимается, все машины становятся дороже, а АвтоВАЗ, как мы уже говорили, не может решить свои проблемы с деталями и производством. Все в проигрыше.