В один из жарких августовских дней XII века, во времена правления короля Стефана (1135-1154), в графстве Суффолк произошло нечто необъяснимое. Во время сбора урожая близ деревни Вулпит (что означает «Волчьи ямы») из глубокой ямы появились двое детей — мальчик и девочка. Их кожа имела странный зеленоватый оттенок, а одежда была сшита из неизвестного материала. Дети говорили на непонятном языке с преобладанием шипящих и свистящих звуков и отказывались от любой пищи, кроме сырых бобов.
Зелёные пришельцы: история адаптации
Жнецы отвели детей к местному землевладельцу сэру Ричарду де Калне (или Кейну). Несколько дней дети голодали, пока кто-то не догадался предложить им стручки зелёных бобов. Только эту пищу они приняли с жадностью. Со временем дети начали употреблять другую еду, и их кожа постепенно утратила зелёный оттенок. Однако младший брат, будучи слабее, вскоре заболел и умер после крещения. Девочка же, крещённая как Агнес (Агнесс) Барр, выжила, выучила английский язык и адаптировалась к местной жизни. По некоторым источникам, она даже вышла замуж за посла Генриха II и прожила долгую жизнь, хотя и прослыла женщиной своенравной и легкомысленной.
Загадочная родина: христианский мир вечных сумерек
Когда Агнес выучила язык, она рассказала удивительную историю. Она и её брат пришли из «Земли Святого Мартина» — христианской страны, где все жители имели зелёную кожу. В этой земле никогда не бывало яркого света — только вечные сумерки, подобные утренним или вечерним в Англии. Солнце там не восходило, а светила лишь «какая-то светящаяся земля» по ту сторону широкой реки. Дети пасли овец отца, когда услышали прекрасный звон колоколов (возможно, из аббатства Бери-Сент-Эдмундс). Пойдя на звук, они оказались в туннеле или пещере, а выйдя из него, были ослеплены ярким светом и оказались в поле у Вулпита. Обратный путь найти не удалось.
Исторические свидетельства: хроники и летописи
Эта история была записана двумя уважаемыми хронистами того времени:
· Уильям Ньюбургский в «Истории английских королей» (Historia Rerum Anglicarum, около 1198 года)
· Ральф Коггсхоллский в «Хронике Англии» (Chronicum Anglicanum, около 1227 года)
Уильям Ньюбургский, будучи критичным и объективным автором, включил эту историю в свою хронику с неохотой, но счёл её достойной упоминания. Ральф Коггсхоллский, в свою очередь, утверждал, что слышал рассказ от самого сэра Ричарда де Калне, у которого Агнес работала служанкой.
Версии и гипотезы: от медных рудников до параллельных миров
За века было выдвинуто множество гипотез, пытающихся объяснить эту тайну:
1. Медные рудники: Дети могли быть беглыми подневольными работниками с медных рудников. Постоянный контакт с медью мог вызвать хлороз — заболевание, при котором кожа и волосы приобретают зеленоватый оттенок. Это объясняло бы их цвет и рассказы о жизни в темноте. Однако неясно, откуда они могли взяться в Англии и почему их язык был никому не понятен.
2. Фламандские беженцы: Американский исследователь Пол Харрис (1998) предположил, что дети были сиротами-фламандцами, бежавшими после подавления их восстания в 1173-74 годах. Они могли скрываться в лесах или заброшенных кремнёвых шахтах Граймс-Грейвз, где недоедание и болезнь вызвали зелёный цвет кожи. Звон колоколов аббатства Бери-Сент-Эдмундс мог выманить их из укрытия. Их язык мог быть фламандским, незнакомым для сельских жителей Суффолка.
3. Инопланетное происхождение: Самая фантастическая версия предполагает, что дети могли прийти из параллельного измерения или даже с другой планеты. Пещера могла быть «порталом», а их зелёный цвет кожи — результатом иной биохимии или генной инженерии. Эта версия, конечно, не имеет научных доказательств, но объясняет все странности их появления.
4. Народный вымысел: История могла быть аллегорической легендой, народным вымыслом, призванным объяснить какие-то реальные события (например, нашествие чумы), или даже аллегорией на тему зелёного человека — языческого символа природы и возрождения.
Святой Мартин: кто он?
Святой Мартин Турский (316-397) — один из самых почитаемых святых в Западной Европе. Бывший римский легионер, ставший монахом и епископом, он известен тем, что отдал половину своего плаща замерзающему нищему. В его честь были названы тысячи церквей и деревень по всей Европе. Возможно, «Земля Святого Мартина» была одной из таких деревень во Франции или Фландрии, хотя это и не объясняет всех странностей истории.
Географические загадки: где же она, эта земля?
Агнес упоминала, что их страну можно было видеть как «светящуюся землю» по ту сторону широкой реки. Некоторые исследователи предполагают, что это могла быть река Ларк в Суффолке. Также существует версия, что дети могли прийти из региона Фенланд — обширных болотистых земель к северу от Суффолка, которые в средние века могли ассоциироваться с «иным» миром из-за своей труднодоступности и мистической атмосферы.
Культурное влияние: эхо легенды в веках
История зелёных детей оказала значительное влияние на культуру:
· Она стала частью фольклора Суффолка и даже изображена на гербе деревни Вулпит (волк и двое детей).
· Вдохновляла писателей и учёных, от епископа Фрэнсиса Годвина («Человек на Луне», 1638) до современных авторов.
· Продолжает будоражить воображение как одна из самых стойких и необъяснимых исторических загадок Англии.
Эпилог: неразгаданная тайна
Прошло более восьми веков, а тайна зелёных детей из Вулпита продолжает волновать умы. Были ли они бедными сиротами-иммигрантами, жертвами жестокого обращения, или же их появление действительно было чем-то сверхъестественным — мы уже никогда не узнаем наверняка. Эта история напоминает нам, что история полна нераскрытых секретов, а граница между реальностью и легендой часто бывает призрачной и зыбкой.
Как писала газета «Дейли мейл» в 1995 году, описывая случай с зелёными волосами шведских подростков из-за меди в воде: «Иногда правда оказывается страннее вымысла» . Возможно, именно это и произошло в далёком XII веке в скромной английской деревушке.