Найти в Дзене

Постскриптум к Киевскому направлению. Старчество в России

В прошлый раз я обещал рассказать нечто, что опосредованно можно раскрутить, исходя из одной из остановок на Киевском направлении. Если вы ездили по этому ходу на Калугу, то обратили внимание на название одной из остановок на ней — Тихонова Пустынь (с ударением на 1-ый слог в последнем слове). Сам одноимённый монастырь, правда, находится от ж/д станции довольно далеко на запад. Но там жил один старец, Герасим… К тому же не просто так одна из станций Киевского направления (чисто Киевского, без учёта широтного хода Вязьма — Сызрань) названа "Калуга — Сергиев Скит"… В связи с этим, поскольку говорить о монастыре без рассказа о том, что такое старчество в Российской империи района правление Николая II, эта публикация будет посвящена именно старцам и тому, как такой феномен стал вообще возможным. Старцы — это люди, отошедшие от мирских забот и исключительно служащие Господу. Согласно некоторым описаниям, они могут жить в монастырях, много молятся (и в целом по жизни много молились), видят и
Оглавление
Эта церковь относится к Успенской Тихоновой пустыни — монастырь есть такой в Калужской области. И в этом монастыре был свой старец!…
Эта церковь относится к Успенской Тихоновой пустыни — монастырь есть такой в Калужской области. И в этом монастыре был свой старец!…

В прошлый раз я обещал рассказать нечто, что опосредованно можно раскрутить, исходя из одной из остановок на Киевском направлении. Если вы ездили по этому ходу на Калугу, то обратили внимание на название одной из остановок на ней — Тихонова Пустынь (с ударением на 1-ый слог в последнем слове). Сам одноимённый монастырь, правда, находится от ж/д станции довольно далеко на запад. Но там жил один старец, Герасим… К тому же не просто так одна из станций Киевского направления (чисто Киевского, без учёта широтного хода Вязьма — Сызрань) названа "Калуга — Сергиев Скит"… В связи с этим, поскольку говорить о монастыре без рассказа о том, что такое старчество в Российской империи района правление Николая II, эта публикация будет посвящена именно старцам и тому, как такой феномен стал вообще возможным.

Кто такой старец?

Старцы — это люди, отошедшие от мирских забот и исключительно служащие Господу. Согласно некоторым описаниям, они могут жить в монастырях, много молятся (и в целом по жизни много молились), видят исток зла и способны предложить, что с этим человеку делать.

Многих старцев признавали прозорливыми, у них как будто есть дар свыше, не от людей. Этот статус абсолютно не зависит от положения в Церкви (и на рубеже XIX-XX веков это окажется довольно существенным). Да, от возраста это тоже не зависит, исключительно от духовных заслуг.

Раз старец обладает массой даров, то к нему так или иначе могут тянуться страждущие, и, поскольку их может быть много (увы, патернализм или инфантилизм могут сделать своё дело), порой проще самому приступить к самопознанию, чем дождаться встречи со старцем. И потом, даже на паре православных сайтов я видел, что некоторые люди воспринимают старцев как этаких магов, что в корне неверно — они могут помочь лишь советом. Но, справедливости ради, кого-то из них могут канонизировать. Так, при Николае II был канонизирован старец Серафим Саровский.

Почему походы к старцам возымели такую мощь именно на рубеже XIX-XX веков?

Именно в это время резко взлетела популярность походов к старцам, даже при дворе (уже сказал про канонизацию Серафима Саровского). Многими это воспринимается как духовный рост России. Но мой преподаватель на истфаке МГУ Г. М. Запальский убеждён, что это скорее индикатор массы проблем, причём внутри Церкви, и мы это разбирали на лекциях и по общей истории Церкви, и по истории христианства в России. Пару аспектов затронули даже на спецкурсе по религиозному контексту революции 1917 года и тому, почему советское общество после 1956 и 1961 годов приказало долго жить.

И первым делом хочу обратить внимание вот на что (и об этом же, кстати, говорил и Запальский). Казалось бы, почему бы не прийти к своему приходскому священнику? Да, он, скорее всего, без дара, но он всё-таки ближе, ему ведь сподручнее помочь своему прихожанину? Увы, народ считал иначе, и тут сработали петровские реформы в области Церкви: перед священником исповедь обязательна минимум раз в год, сам священник должен был сдать прихожанина, если тот выдал про попытку организовать госпереворот, ещё и метрические книги ведёт, где фиксирует всё. То есть в глазах людей священник выглядел кем-то вроде… обыкновенного чиновника! К нему доверие было очень и очень слабым! И потом, сама Церковь была встроена в государственный аппарат: если помните, во главе её стоял Святейший Синод (не путать со Священным Синодом уже при современном патриархе), и его возглавлял уже светский человек. И при любых проповедях славили государя-императора…

В таких условиях ничего другого не оставалось, кроме как искать человека, способного выслушать себе подобного, на "стороне". В этом плане старец и оказался довольно привлекателен. Ну не будете же вы изливать перед бюрократом душу, верно? Этот-то может и не пощадить вас…

Это время стало взлётом походов к старцам не просто так. Это время, когда общество начинает, с одной стороны, быстро развиваться, а с другой — начинается его некоторая поляризация и даже отход от его церковности. Дело в том, что уже "уваровская триада" середины XIX века принялась напоминать подданным империи об их исторических религиозных ценностях — ещё 200-300 лет назад этого делать не требовалось, они и так были довольно-таки живыми. А вот уж в XIX веке и далее люди всё дальше отдалялись от Церкви, в том числе из-за её статуса чуть не "служанки государства" (это упрощение, конечно, но Церковь и правда находилась не очень-то и далеко от этого статуса). Люди просто уходили от официальной Церкви из-за такого её положения. Да кого там, священников иногда и тех назначали "сверху".

Где были ключевые центры старцев?

Тихонова Пустынь — это, конечно, одна из локаций, но она не лежит на поверхности, хотя сюда тоже можно заглянуть. Гораздо известнее Саров (правда, в советские годы он стал закрытым) в Нижегородской области и Оптина Пустынь, монастырский комплекс, причём со статусом ставропигиального, как у Троице-Сергиевой лавры. И он тоже находится в Калужской области, около Козельска. Слава Оптиной Пустыни ещё и множилась за счёт того, что труды местных старцев издавали чуть ли не по всей стране. Саров же во многом связан именно с Серафимом, больше о местных старцах рубежа веков я что-то не слышал.

На этом с Киевским направлением всё!