Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 18 сентября в классической музыке

Что может связать немецкого лексикографа, краснодарскую девочку и придворную певицу Медичи? — 18 сентября в истории классической музыки. 18 сентября 1587 года во Флоренции родилась Франческа Каччини — дочь знаменитого композитора Джулио Каччини. При дворе могущественных Медичи её ласково называли «Чеччиной» (певчая птичка). Она выросла в эпицентре музыкальной жизни эпохи раннего барокко: пела, аккомпанировала, преподавала и с юных лет сама сочиняла музыку. Её главный прорыв — опера «Освобождение Руджеро с острова Альчины». Впервые её представили 3 февраля 1625 года на вилле Медичи для польского принца Владислава Вазы. Эта опера — первое в истории произведение в этом жанре, написанное женщиной и дошедшее до наших дней. Уже в 1628 году её поставили в Варшаве, и долгое время она считалась первой итальянской оперой, прозвучавшей за пределами Италии. История Франчески — это не просто дополнение к славе её отца. Это история сильной и талантливой женщины, которая в суровом мужском мире XVII в
Оглавление
Что может связать немецкого лексикографа, краснодарскую девочку и придворную певицу Медичи? — 18 сентября в истории классической музыки.

«Чеччина» из дома Медичи: рождение Франчески Каччини

Франческа Каччини, 1587–1640 гг.
Франческа Каччини, 1587–1640 гг.

18 сентября 1587 года во Флоренции родилась Франческа Каччини — дочь знаменитого композитора Джулио Каччини. При дворе могущественных Медичи её ласково называли «Чеччиной» (певчая птичка). Она выросла в эпицентре музыкальной жизни эпохи раннего барокко: пела, аккомпанировала, преподавала и с юных лет сама сочиняла музыку.

Её главный прорыв — опера «Освобождение Руджеро с острова Альчины». Впервые её представили 3 февраля 1625 года на вилле Медичи для польского принца Владислава Вазы. Эта опера — первое в истории произведение в этом жанре, написанное женщиной и дошедшее до наших дней. Уже в 1628 году её поставили в Варшаве, и долгое время она считалась первой итальянской оперой, прозвучавшей за пределами Италии.

История Франчески — это не просто дополнение к славе её отца. Это история сильной и талантливой женщины, которая в суровом мужском мире XVII века сумела найти свой голос и заставить весь театральный мир слушать себя всерьёз.

Органист с карточками: день рождения Иоганна Готфрида Вальтера

Иоганн Готф огонь: день Игнаца Хольцбауэра
Иоганн Готф огонь: день Игнаца Хольцбауэра

18 сентября 1684 года в Эрфурте родился Иоганн Готфрид Вальтер — органист, у которого музыка и порядок всегда шли рука об руку. С 1707-го он служил городским органистом в Веймаре, преподавал юному принцу Иоганну Эрнсту и дружил со своим родственником Иоганном Себастьяном Бахом. Оба они перелагали для органа и клавира концерты Вивальди, Альбинони, Торелли — и тем самым меняли вкус целой эпохи.

Но главная тихая революция Вальтера — «Musicalisches Lexikon», первый большой музыкальный словарь на немецком. В нём рядом живут термины, имена и книги, как партитуры на аккуратно подписанных полках. Его день рождения напоминает: барокко держалось не только на вдохновении, но и на дисциплине мысли.

Мангеймский огонь: день Игнаца Хольцбауэра

Игнац Якоб Хольцбауэр, 1711–1783 гг.
Игнац Якоб Хольцбауэр, 1711–1783 гг.

18 сентября 1711 года в венской приходской книге появилась запись о крещении Игнаца Хольцбауэра — дату эту часто принимают и за его день рождения. Будущего композитора прочили в юристы, но он упрямо выбрал музыку. В 1753-м в Швецингене прогремела его опера «Il figlio delle selve» — и Хольцбауэр получает приглашение в Мангейм, где становится капельмейстером у курфюрста Карла Теодора.

Здесь рождается мангеймский стиль: упругая пульсация оркестра, знаменитые крещендо, стремительные «ракеты» в струнных, блеск духовых. В 1777-м он выпускает немецкую оперу «Günther von Schwarzburg». Моцарт, услышав её в Мангейме, удивлялся, сколько огня сохранил «старик», и признавал: музыка сильнее либретто. В эту сентябрьскую дату вспоминается человек, который придал немецкой опере уверенный голос и стал одним из опор мангеймской школы.

Ушёл из жизни Петер Гензель

-4

18 сентября 1831 года Вена простилась с Петером Гензелем — композитором, который посвятил себя камерной музыке. Его творческий путь начался в России: в 1787 году он приехал в Санкт-Петербург, работал в капелле князя Потёмкина под руководством Джузеппе Сарти и быстро освоил ансамблевую дисциплину и сценическое искусство.

Затем судьба привела его в Вену: Гензель стал концертмейстером у княгини Любомирской и брал уроки у самого Гайдна. Именно там форма и логика музыки стали для него настоящим языком. В отличие от многих современников, Гензель сознательно выбирал не симфонии и не оперы, а глубокий и проникновенный «разговор» струнных инструментов.

Он написал более пятидесяти квартетов, а также трио и квинтеты, в которых соединились изящество французской школы, тёплые польские ритмы и традиции Гайдна и Моцарта.

Осень 1831 года принесла в Вену холеру, а в мир музыки — тишину. Но стоит только открыть его ноты — и тишина вновь оживает.

В Краснодаре рождается будущая примадонна XXI века

Анна Юрьевна Нетребко.
Анна Юрьевна Нетребко.

18 сентября 1971 года в Краснодаре родилась девочка, которой суждено было покорить мировые оперные сцены — Анна Нетребко. Её путь к славе начался с учёбы в Санкт-Петербургской консерватории. Чтобы быть ближе к театру, она подрабатывала уборщицей в Мариинском театре, а позже попала на прослушивание к Валерию Гергиеву. Та встреча изменила всё.

Уже в апреле 1994 года Нетребко дебютировала на сцене Мариинки в роли Сюзанны в «Свадьбе Фигаро». Всего через год она пела в Сан-Франциско, а затем стала лауреатом престижной программы Merola Opera. Следом были триумфальные выступления в Зальцбурге, Нью-Йорке, Лондоне… Так началась блистательная карьера, которая превратила провинциальную девочку в оперную приму мирового уровня. Её голос узнают от Большого театра до Метрополитен-оперы — путь от южного города к величайшим сценам мира оказался не просто быстрым, но по-настоящему легендарным.

История дня: незавершённый шедевр Шостаковича, который ждал своего часа

-6

18 сентября 1978 года в Большом зале Ленинградской филармонии прозвучала концертная премьера «Игроков» Дмитрия Шостаковича. За пультом — Геннадий Рождественский; пели солисты Московского Камерного музыкального театра вместе с оркестром филармонии. Никаких декораций — только сцена, партитура и гоголевский текст, который вдруг зазвучал как чистая сатира в звуках.

История этой музыки началась в суровом военном 1942 году. Шостакович, вдохновлённый гениальной пьесой Гоголя, решил положить её на музыку практически дословно. Но работа вдруг застопорилась. Композитор понял: в разгар сталинской эпохи такая острая, язвительная сатира об аферистах и шулерах просто не может быть принята. Позднее мотивы из «Игроков» всплывут в скерцо его последнего сочинения — Виольной сонаты.

После смерти Шостаковича Рождественский подготовил исполнительскую редакцию фрагмента, дописав недостающие страницы финала первого акта — именно в этом виде «Игроки» и вышли к публике. Что же услышала публика? Блестящую, нервную, полную иронии музыку. В оркестре среди привычных инструментов неожиданно звучит бас-балалайка, создавая у слушателя ощущение, будто он сидит за карточным столом среди героев Гоголя. Быстрые, колкие реплики певцов, стремительные ансамбли — Шостакович гениально передаёт атмосферу азартной игры и обмана.

Это был не просто концерт. Это была победа. Победа искусства над цензурой, а гения — над временем. Шостакович когда-то не решился бросить вызов системе, но его музыка сделала это спустя десятилетия. И доказала: даже незавершённое произведение может прозвучать настолько убедительно, что его правда будет услышана всеми.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Опера #18сентября #Шостакович #Нетребко #Каччини #Вальтер #Хольцбауэр #Гензель #Медичи

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.