Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Гиперреализм: бессмысленное баловство или искусство?

Гиперреализм. Вы прочитали это слово и перед вашими глазами возник портрет девушки, по лицу которой стекают струйки воды. Её глаза прикрыты и вы можете рассмотреть все детали лица: ресницы, расширенные поры кожи, слипшиеся пряди волос. Почему-то смотреть на этот портрет немного неловко и даже мерзко. Да, это одно из лиц гиперреализма, но лишь одно из многих… Кроме того, искусствовед может всё объяснить! Гиперреализм возник как реакция на заумные направления XX века — абстрактное искусство и сюрреализм, которые требуют от зрителя особого погружения и интеллектуального усилия. Тут же всё просто: вот продукты из супермаркета, вот слон со слоненком (как живые!), вот девушка. Художник поступает предельно просто — берёт фотокамеру и делает кадр вместо этюда. Отсюда такое внимание деталям, близкое кадрирование, любовь к фактурам и отсутствие живописных контрастов. Ну и получается, зрителю опять не понравилось! Однако, возможно, этот зритель видел плохой гиперреализм либо тенденциозный. По

Гиперреализм. Вы прочитали это слово и перед вашими глазами возник портрет девушки, по лицу которой стекают струйки воды. Её глаза прикрыты и вы можете рассмотреть все детали лица: ресницы, расширенные поры кожи, слипшиеся пряди волос. Почему-то смотреть на этот портрет немного неловко и даже мерзко.

Работа Линнеи Стрид
Работа Линнеи Стрид

Да, это одно из лиц гиперреализма, но лишь одно из многих… Кроме того, искусствовед может всё объяснить!

Гиперреализм возник как реакция на заумные направления XX века — абстрактное искусство и сюрреализм, которые требуют от зрителя особого погружения и интеллектуального усилия. Тут же всё просто: вот продукты из супермаркета, вот слон со слоненком (как живые!), вот девушка. Художник поступает предельно просто — берёт фотокамеру и делает кадр вместо этюда. Отсюда такое внимание деталям, близкое кадрирование, любовь к фактурам и отсутствие живописных контрастов.

Ну и получается, зрителю опять не понравилось!

Работа Линнеи Стрид
Работа Линнеи Стрид

Однако, возможно, этот зритель видел плохой гиперреализм либо тенденциозный. Поговорим о многообразии гиперреализма чуть позже, а пока посмотрите на работы художницы из Швеции Линнеи Стрид (род. 1983 г.)

Работа Линнеи Стрид
Работа Линнеи Стрид

Да, она как раз из тех, чьи работы мы привыкли ассоциировать с направлением гиперреализма.

А вот «Дядя Руди» — самый дорогой портрет солдата вермахта. Картина стоит 8 миллионов евро. Лондон, Париж, Берлин — многие галереи мечтали бы заполучить её, но она хранится в маленькой деревне под Прагой. Это не просто произведение искусства, а часть истории Второй мировой войны.

Герхард Рихтер, Дядя Руди
Герхард Рихтер, Дядя Руди

Её автор Герхард Рихтер, и так он изобразил родного брата своей матери, который погиб на подступах к Нормандии.

И да, это тоже гиперреализм.

Рене Блок размышляет:

"Это очень двойственная работа. Солдат на ней — это дядя Руди, который приезжал домой на несколько дней и был милым и добрым. Но что он делал на фронте? Был ли он хорошим человеком? Был ли он плохим? Ответ остаётся открытым..."

Герхард Рихтер, Портрет тёти Марианны
Герхард Рихтер, Портрет тёти Марианны

У матери Рихтера так же была сестра — Марианна. На одном из семейных снимков Герхард ещё ребёнком сидит у неё на руках. Ей 14 лет. В 1965 году художник написал картину и по этому фото.

Марианна была любимой тётей Герхарда и фактически вырастила его. Однако её судьба оказалась трагической: в годы правления нацистов её признали душевнобольной, насильно стерилизовали и заперли в клинике, а 16 февраля 1945 году, за три месяца до окончания войны, убили в рамках программы эвтаназии. Её тело было погребено в братской могиле вместе с пятью тысячами других жертв.

Герхард Рихтер, Бетти, 1977 г.
Герхард Рихтер, Бетти, 1977 г.

Герхард Рихтер, Бетти отвернулась, 1988 г.
Герхард Рихтер, Бетти отвернулась, 1988 г.

Рихтер и сейчас жив, ему 93 года, а вот творчески активен ли — не могу сказать. Он работал и в направлении соцреализма, и абстракционизма, его творчество много куда вписывается.

На двух последних слайдах Рихтер изобразил свою дочь. Он работает с колективной травмой немецкого народа, пытаясь переосмыслить прошлое. Дочь и материнство он пишет с изрядной долей тревоги.

Красота явно не спасает мир, так что же его спасёт?

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.