Найти в Дзене

ОСКБЭС МАИ: 60 лет на службе отечественного легкого самолетостроения. Испытание временем и личностями

В 2025 году исполняется 60 лет со дня основания Опытного специального конструкторского бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) Московского авиационного института. За этот солидный срок бюро прошло яркий и сложный путь, став не просто учебно-производственной базой для студентов, но и признанным разработчиком авиационной техники, одним из немногих в России, обладающим собственной школой легкого самолётостроения и официальным сертификатом Разработчика.

История ОСКБЭС — это история воплощения в жизнь смелых инженерных идей. Бюро, являясь хозрасчетным подразделением МАИ и не имея государственных бюджетных ставок, с успехом работало с ведущими авиационными предприятиями страны над множеством проектов, включая как экспериментальные, так и серийные тематики. ОСКБЭС МАИ разработало и довело «до металла» более 20 типов различных летательных аппаратов. Одна из наиболее известных разработок конструкторского бюро – семейство самолётов Авиатика-МАИ-890, которые выпускали серийно на РСК МиГ (более 350 самолетов). ОСКБЭС МАИ активно сотрудничало с АО «УЗГА» по проектам БПЛА, модернизации Л-410 для нужд Государственного Заказчика, активно участвовало в программе самолета Байкал. Руководство МАИ в лице ректоров А.М. Матвеенко и А.Н. Геращенко неоднократно подчеркивало уникальность и ценность КБ для вуза, с гордостью заявляя: «Среди ВУЗов только у МАИ есть сертификат Разработчика», и по праву видело в ОСКБЭС одну из визитных карточек института.

Однако новый поворот в истории бюро был связан с именем Михаила Аслановича Погосяна. Его назначение на руководящие посты в объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и корпорации «Сухой» совпало с публичным провозглашением концепции, оказавшейся роковой для целого сегмента отечественной авиации. «Малая авиация стране не нужна! Люди, работающие в малой авиации потеряны для авиации навсегда!» Эта концепция незамедлительно претворялась в жизнь: при нем были закрыты все программы по легким самолетам на «Сухом», а на РСК «МиГ» — остановлены проекты Ил-103, Т-411 «Аист» и Т-101 «Грач». Под сокращение попал и серийный выпуск самолетов «Авиатика-890», за внедрение которых в серию В. В. Путиным коллективу ранее была вручена Государственная премия РФ.

Когда Михаил Асланович Погосян покинул высокие посты в промышленных организациях и баллотировался в ректоры МАИ, он столкнулся с неожиданным сопротивлением, не сумев пройти в первый тур выборов — случай для института беспрецедентный. Как легко выяснилось, руководство ОСКБЭС голосовало против его кандидатуры, справедливо видя в нем противника всей сферы своей деятельности. Это положило начало конфликту: на протяжении нескольких лет Михаил Асланович Погосян отказывался от коммуникаций с главным конструктором ОСКБЭС Деминым Вадимом Юрьевичем, стоявшим у руля бюро десятилетиями.

Парадоксальным образом ситуация временно изменилась, когда ОСКБЭС МАИ начало активное и успешное сотрудничество с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) по проектам модернизации самолета L-410, создания «Форпоста» и, что ключевое, — нового легкого самолета «Байкал» (ЛМС-901). Михаил Асланович Погосян, увидев перспективный проект, начал взаимодействовать с руководством КБ, а затем и с руководством УЗГА. В. Ю. Демин к тому времени перешел на основную работу в УЗГА, став главным конструктором по самолетостроению и возглавив проект «Байкал», продолжив работу в МАИ по совместительству. Однако сотрудничество было непродолжительным в АО «УЗГА» сменилось руководство, а председателем Совета директоров был избран М.А. Погосян. Вскоре после этого В.Ю. Демину, было предложено передать полномочия главного конструктора по проектам другим людям, а, в конечном итоге, после 10 лет плодотворной работы, его должность в УЗГА была сокращена. После Демин В.Ю. получил письменное уведомление о прекращении с ним трудового договора и предписание покинуть пост главного конструктора ОСКБЭС МАИ, без права посещения института, в котором непрерывно отработал 45 лет.

В 2024 году, уже при новом руководстве УЗГА и председателе совета директоров М.А. Погосяне, по проекту самолета «Освей» был расторгнут контракт с ОСКБЭС МАИ на разработку хвостового оперения и технологическую подготовку производства — несмотря на успешный опыт выполнения абсолютно аналогичных работ по проекту «Байкал». Финансирование бюро было подорвано. Сегодня ОСКБЭС, лишившись авторитетного руководства и ключевых контрактов, сталкивается с серьезными угрозами для сохранения коллектива и уникального сертификата Разработчика.

Так легко могла бы оборваться 60-летняя история легендарного КБ, сохранившего в тяжелейшие 1990-е годы школу легкого самолетостроения в России, — и все это из-за личных взглядов и решений отдельных личностей, идущих вразрез с заявленными государственными интересами в области развития авиации. Но история ОСКБЭС МАИ еще не окончена. Коллектив бюро, продолжает работу инженеры и конструкторы, верные своему делу, по-прежнему готовы решать сложнейшие технические задачи в области самолетостроения, беспилотных летательных аппаратов и даже в сфере вновь возрождающихся дирижаблей. Их упорство доказывает простую и вечную истину: ректоры и топ-менеджеры приходят и уходят, а настоящие самолеты — и особенно легкие, жизненно необходимые стране, — живут и продолжают летать.

Ознакомиться с историей и проектами бюро можно на официальном сайте ОСКБЭС МАИ: http://www.oskbes.ru/