Когда мы слышим словосочетание словосочетание "фильм про роботов", в голове обычно сразу всплывает что-то большое, мрачное и, скорее всего, очень американское. "Терминатор", "Бегущий по лезвию", сериалы в духе "Чёрного зеркала"... Восстание машин, злой искусственный интеллект, киберпанк, дождь, неон — вот это всё.
Так вот, забудьте. Французы, как это у них водится, решили пойти своим, совершенно другим путём. Фильм "Робот по имени Тэо" (в оригинале "Прекрасный мир" он же "Un monde merveilleux") — это не холодная и пугающая антиутопия. Это обаятельная, немного абсурдная, очень тёплая и по-настоящему человечная комедия о том, что самый страшный и нелогичный вирус в любой системе — это мы с вами, люди.
У руля — режиссёр-дебютант Джулио Каллегари, а в главной роли — великолепная и неподражаемая французская комедиантка Бланш Гардин, которая одним своим усталым, саркастичным взглядом может выразить всю боль и иронию нашего непростого времени.
Дорога, робот и куча неловких моментов
Добро пожаловать в недалёкое, но очень узнаваемое будущее. Роботы здесь — это уже не фантастика, а абсолютная обыденность. Они убирают улицы, готовят еду в ресторанах, работают на кассах и, что самое главное, учат детей в школах. И именно из-за этого наша главная героиня, Макс, осталась без работы. Раньше она была учительницей, а теперь её любимое дело отдали какому-то говорящему тостеру на колёсиках с идеальной дикцией.
Естественно, после такого Макс ненавидит технологии, прогресс и всех роботов вместе взятых всей своей французской душой. Чтобы как-то выжить и прокормить себя и дочку-подростка Полу, она промышляет мелким, но гордым криминалом: они с дочкой крадут устаревших роботов и толкают их на чёрном рынке. Такая вот панковская, немного нелепая борьба с бездушной системой.
И вот однажды в их руки попадает Тэо. Это не какая-то там навороченная последняя модель. Это устаревший робот, похожий на большую белую мусорку с милыми, грустными глазами. И у него есть одна уникальная, встроенная "суперсила", которая делает его абсолютно бесполезным для криминала: он запрограммирован всегда говорить правду. Только правду и ничего кроме правды. Вы можете себе представить, сколько неловких, уморительных и катастрофических ситуаций это создаёт.
Во время очередной неудачной аферы, которая проваливается из-за Тэо, Макс попадается, и социальные службы забирают у неё дочь. Для неё это — катастрофа. Система, которую она так презирает и с которой так отчаянно боролась, отняла у неё самое дорогое. Чтобы вернуть Полу, ей нужно доказать, что она хорошая, ответственная и стабильная мать. Задача почти невыполнимая, когда ты безработная мошенница, живущая на грани закона.
И вот тут начинается самое интересное. Её единственным помощником, её оруженосцем в этой почти безнадёжной миссии становится... Тэо, тот самый робот, которого она собиралась продать на запчасти. Так формируется самый странный и нелепый дуэт в истории роуд-муви: циничная, озлобленная на весь мир технофобка и наивный, до тошноты честный и прямолинейный робот. Они отправляются в путешествие через всю Францию, чтобы добраться до Полы, и эта поездка, конечно же, превращается в череду уморительных катастроф, нелепых ситуаций и неожиданных открытий.
Тэо постоянно ставит Макс в неловкое положение своей кристальной правдивостью, комментируя её ложь, плохие привычки и сомнительные решения. Макс от него в постоянном бешенстве, она орёт на него, хочет разобрать на винтики и сдать в металлолом. Но постепенно, через эти бесконечные ссоры и неловкие моменты, она начинает видеть в нём не просто бездушную машину. В одной уморительной сцене он пытается помочь ей вести машину, заваливая её тысячей бесполезных инструкций и фактов, и в этом абсурдном, раздражающем моменте между ними впервые проскакивает что-то похожее на... настоящее понимание.
В общем, "Робот по имени Тэо" — это история не столько о том, как вернуть дочь, сколько о том, как вернуть саму себя. Это душевное путешествие, в ходе которого Макс, благодаря самому честному "человеку" в её жизни, учится смотреть правде в глаза, признавать свои ошибки и, что самое сложное, прощать — не только мир, который отнял у неё работу, но и, в первую очередь, саму себя. Это очень милая, трогательная и очень французская история о том, что иногда, чтобы снова стать человеком, нужно просто подружиться с роботом.
Полпути к сердцу, полпути к клише
Этот фильм — как тот самый робот-пылесос из недалёкого будущего: он очень симпатичный, он мило жужжит, он старательно скользит по блестящему паркету вашего зрительского внимания, но в тёмные, пыльные, по-настояшему сложные углы глубоких тем он забираться боится. В итоге получается забавно, местами очень трогательно и душевно, но после просмотра остаётся стойкое ощущение, что генеральную уборку в вашей душе и в вашем сознании он так и не сделал.
Давайте начнём с того, что в этом фильме работает просто безупречно, с того, ради чего его вообще стоит смотреть. Это, конечно же, центральный дуэт. Бланш Гарден в роли Макс — это ходячий сгусток сарказма, застарелой боли и чисто французского, непокорного шарма. Это женщина, которую система выкинула на обочину, и она в ответ с гордым видом показывает этой системе средний палец, обучая свою дочь воровать и ненавидя роботов просто из принципа, потому что они отняли у неё её место в мире. Гарден — это настоящая душа и мотор фильма. Когда она срывается и орёт на Тэо за его тупую, бесячую честность, ты одновременно и смеёшься над абсурдом ситуации, и чувствуешь её глубинное, настоящее отчаяние.
И ей в пару дали просто идеального, гениально придуманного партнёра — самого Тэо. Этот робот — невероятная находка. Визуально он — как грустный, потерянный WALL-E, который случайно заблудился. А по характеру — как болтливый стендап-комик, у которого напрочь отсутствует фильтр самоцензуры. Его наивность, его большие, любопытные глаза и его сверхспособность выдавать убийственную, неудобную правду в самый неподходящий момент — это чистое комедийное золото. Сцена, где Макс в приступе ярости пытается научить его ругаться, — это квинтэссенция французской комедии абсурда в её лучшем виде.
И вот этот дуэт — циничная, уставшая от жизни женщина и наивный, честный робот — настолько хорош, что становится особенно обидно за то, что сам фильм вокруг них, увы, не дотягивает до их уровня. Он постоянно спотыкается о собственные амбиции и банальную предсказуемость. Во-первых, это до боли знакомый и заезженный сюжет "бадди-муви". Мы с первой же минуты их совместной поездки понимаем, что эти двое сначала будут ненавидеть друг друга, потом постепенно найдут общий язык, а в конце, конечно же, станут лучшими друзьями. Все повороты их "сближения" просчитываются наперёд, и просто сидишь и ждёшь, когда же они наконец дойдут до обязательной по программе сцены "трогательного примирения под дождём".
Во-вторых, фильм постоянно штормит между жанрами, и он никак не может определиться. Вот Макс рыдает, потому что у неё отняли дочь, и это по-настоящему драматичный, сильный и трогательный момент. А уже в следующей сцене Тэо отпускает какую-то плоскую, дежурную шутку в духе дешёвого ситкома из 90-х, и вся магия драмы моментально улетучивается. Картина никак не может решить, кем она хочет быть — едкой социальной сатирой в духе "Чёрного зеркала" на минималках, душещипательной семейной драмой или просто лёгкой, необязательной комедией. В итоге она не становится ничем из этого на сто процентов, оставаясь где-то посередине.
И это подводит нас к главной проблеме — к поверхностности. Фильм замахивается на очень крутые и важные темы: наша коллективная тревога перед технологиями, несовершенное материнство в несовершенном мире, дегуманизация общества, поиск своего места. Но он боится копать глубоко. Тема того, как Макс, по сути, калечит свою дочь, изолируя её от мира и обучая воровству, подана так легко и непринуждённо, будто это просто забавный штрих к её портрету, а не настоящая, серьёзная драма. Все острые углы здесь аккуратно сглажены, а потенциально мощные и неудобные идеи остаются на уровне лёгких, едва заметных намёков.
Так что в итоге? "Робот по имени Тэо" — это очень симпатичное, милое, тёплое и, увы, абсолютно необязательное кино. Это фильм, который целиком и полностью вытягивают на себе два великолепных и очень обаятельных главных героя. Благодаря Бланш Гарден и очаровательному Тэо его действительно приятно смотреть. Он короткий, он не успевает надоесть, и в нём есть несколько по-настоящему смешных и трогательных моментов.
Но это не та глубокая сатира или пронзительная драма, которой он мог бы и должен был стать. Это как пересказ "Терминатора 2" без экшена и с французским акцентом — история о том, как женщина и ребёнок учат машину быть человеком, а машина, в свою очередь, учит их тому же. Мило? Безусловно. Оригинально? Не очень.
Друзья, не забывайте ставить лайки, комментировать и подписываться на наш Дзен, чтобы не пропустить новые киноразборы! А ещё заглядывайте в наш Telegram-канал t.me/movies_revies — там тоже куча интересного!