Он вернулся. Это была главная автомобильная новость 2024 года, в которую многие до последнего не верили. Легендарный, народный Hyundai Solaris, который годами бил рекорды продаж и стал для сотен тысяч россиян синонимом слова «иномарка», восстал из пепла под новым именем Solaris HS. В опустевших автосалонах, заставленных однотипными, хоть и технологичными, китайскими кроссоверами, это было как глоток свежего воздуха.
Вот она — понятная, надежная и до боли привычная машина с классическим шестиступенчатым автоматом, настоящая, реальная альтернатива и подорожавшей «Ладе», и сложным «китайцам».
Люди поверили в эту сказку. Искренне поверили, устав от неопределенности. Продажи моментально пошли вверх, бренд Solaris с ходу ворвался в топ-10 российского рынка, растолкав локтями некоторых китайских конкурентов. Казалось, что история делает красивый виток, и мы снова получили то, по чему так сильно скучали — частичку стабильного и предсказуемого автомобильного мира. А потом, так же внезапно, все оборвалось.
Сказка закончилась. Сегодня, в 2025 году, вы не сможете прийти в салон и купить новый Solaris HS. Конвейер встал окончательно, и дилеры, опуская глаза, подтверждают: возвращать самую популярную модель на конвейер никто не планирует. Как? Почему проект, который выглядел таким успешным, таким нужным рынку, так бесславно и тихо закончился, не просуществовав и двух лет? Я провел собственное расследование, и правда оказалась гораздо проще, циничнее и печальнее, чем вы думаете.
Иллюзия возрождения: как все начиналось
Давайте вернемся в начало 2024 года и вспомним ту эйфорию. Компания AGR (AGR Automotive Group), выкупившая осиротевший, но суперсовременный завод Hyundai в Санкт-Петербурге, объявляет о перезапуске производства. Это была настоящая сенсация. На рынок выводят знакомые до боли бестселлеры, но под общим брендом Solaris и с новыми индексами: Hyundai Solaris стал Solaris HS, Kia Rio — Solaris KRS, его кросс-версия Rio X — KRX, а любимец публики Hyundai Creta — HC.
Для многих это стало настоящим спасением. В то время как Lada Vesta штурмовала ценовой потолок в 2 миллиона, вызывая у людей недоумение, а к многочисленным китайским брендам все еще оставалось множество вопросов по части надежности и долговечности, Solaris HS предлагал золотую середину. Понятную и досконально изученную конструкцию. Никаких капризных «роботов» и вариаторов — только надежный и проверенный временем 6-ступенчатый автомат. Простая, энергоемкая и до смешного дешевая в ремонте подвеска. И, самое главное, — имя, которому безоговорочно доверяли миллионы россиян.
И этот расчет идеально сработал. Несмотря на довольно высокие, будем честны, цены (от 1,93 до 2,56 млн рублей за седан), машины начали покупать. Люди готовы были переплатить за предсказуемость. За первую половину 2025 года было продано более 12 тысяч автомобилей под брендом Solaris. Это, конечно, не прежние рекорды Hyundai, но для нового старого бренда — оглушительный успех. Казалось, у АвтоВАЗа и «китайцев» появился серьезный и долгосрочный конкурент, который заставит их шевелиться.
Но первые тревожные звоночки, которые тогда мало кто заметил, прозвенели уже к концу 2024 года.
Первые признаки беды: куда пропали новые машины?
Осенью 2024 года самые внимательные покупатели и журналисты стали замечать очень странную вещь: в автосалонах по всей стране стало невозможно найти Solaris HS, произведенный в текущем, 2025 году. Абсолютно все машины, которые предлагали дилеры, были выпущены в 2024-м. На резонные вопросы о новых поставках менеджеры отвечали заученными, уклончивыми фразами: «Производственный план выполняется, конвейер загружен, модели поступают на линию по очереди, просто ждем свою партию». Но партии так и не было.
Затем последовал еще один, куда более мощный удар. Седан HS, в отличие от своих собратьев KRS, KRX и HC, не попал под выгодную государственную программу поддержки автокредитования. Причина была формальной, но от этого не менее обидной: в программу включили только те машины, которые были произведены после 1 декабря 2024 года. А производство Solaris HS, как выяснилось позже, к тому моменту уже было тихо остановлено.
Этот шаг моментально сделал седан на десятки тысяч рублей дороже и менее привлекательным на фоне «Рио» и «Креты». Результат не заставил себя ждать: его продажи рухнули. Если в конце 2024 года дилеры продавали почти 4 тысячи седанов, то к весне 2025-го эта цифра съежилась до менее чем 900 штук.
Слухи о полной остановке производства становились все громче. Журналисты отправляли официальные запросы в AGR, но в ответ получали лишь расплывчатые, ничего не значащие отписки. Тайна сгущалась, создавая вокруг проекта ауру неопределенности. Но никакой тайны на самом деле не было. Была лишь холодная и простая бизнес-логика.
Развязка: дом, построенный на песке
А теперь — главная и самая простая причина, почему все так произошло. Весь проект «Солярис» изначально был построен не на возобновлении производства, а на сборке автомобилей из остатков. Это был не долгосрочный стратегический проект, а краткосрочная операция по распродаже складских запасов.
Когда компания AGR выкупила завод, вместе с производственными линиями она получила доступ к гигантским складам машинокомплектов, которые предусмотрительная Hyundai заготовила еще до своего официального ухода в 2022 году. По разным оценкам, этих деталей, кузовов и двигателей хватало на сборку примерно 70 тысяч автомобилей.
Это и был весь ресурс проекта. Весь его жизненный цикл. Никто и не планировал всерьез налаживать новые, сложные и безумно дорогие цепочки поставок из Южной Кореи через третьи страны вроде Китая и Казахстана. В условиях санкций и нежелания Hyundai официально сотрудничать это сделало бы конечную стоимость автомобиля просто заоблачной и абсолютно неконкурентоспособной. План с самого начала был предельно прост и циничен: взять то, что лежит под ногами, собрать, продать по максимальной рыночной цене и красиво закрыть историю.
Именно Solaris HS, как самая массовая и популярная модель, стал тем «тараном», с которого начали «расчищать» склады. На него ушла первая и самая большая партия заготовленных машинокомплектов. И уже к осени 2024 года они просто закончились. Физически. Конвейер по сборке HS встал не потому, что не было спроса, и не из-за каких-то технических проблем. Он встал потому, что рабочим стало не из чего собирать машины.
Сейчас дилеры активно распродают последние остатки седанов 2024 года выпуска, часто с хорошими скидками, чтобы освободить площадки. А сам завод AGR, чтобы конвейер не простаивал, полностью переключился на сборку других моделей — KRS, KRX и HC, комплекты для которых еще есть в наличии. Но и их запасы не бесконечны. Из предполагаемых 70 тысяч машинокомплектов на сегодняшний день собрано около 42 тысяч. Простая математика говорит нам, что ресурса осталось еще примерно на 28 тысяч машин. Это значит, что и яркая, но короткая история «новых Рио» и «Креты» тоже неминуемо закончится, как только на складе не останется последней гайки.
Так что, отвечая на вопрос в заголовке, можно сказать: конвейер встал, потому что он никогда и не запускался по-настоящему. Это была красивая, но короткая иллюзия. Нам на год вернули любимую машину, собранную из призраков прошлого. Но теперь запасы иссякли окончательно.
А что думаете вы? Была ли эта затея с самого начала авантюрой? И купили бы вы такой автомобиль, зная, что это последняя партия, и с запчастями в будущем могут быть проблемы? Поделитесь своим мнением в комментариях, будет очень интересно почитать.
Спасибо за внимание. Буду очень признателен, если вы подпишетесь на канал и поставите лайк статье.