Найти в Дзене

Круг чтения. Фома Аквинский «Сумма теологии»

«Сумма теологии» Фомы Аквинского: Гигантский конструктор Бога, мира и человека. Представь, что ты житель XIII века. Вокруг полно жарких споров: вера против разума, Бог против науки, как жить правильно и вообще во что верить? В эту-то кашу и является парень по имени Фома Аквинский со своим монументальным трудом — «Суммой теологии». Это не книга в нашем понимании. Это скорее гигантская энциклопедия, инструкция ко всему сущему, написанная в формате «спортивного диспута». Фома берет какой-нибудь сложный вопрос (например, «Существует ли Бог?» или «Можно ли грубить родителям?») и разбирает его по косточкам. Его главная фишка — он не просто говорит «верь и всё», а подключает логику и здравый смысл. Он словно говорит: «Давайте думать вместе!» До Фомы многие считали, что вера — это одно, а научные и философские знания — совсем другое, и они никогда не встретятся. Фома Аквинский заявил: «Это чушь!». Он предложил гениальную концепцию: Есть истины, которые мы можем постичь только через Откровение

«Сумма теологии» Фомы Аквинского: Гигантский конструктор Бога, мира и человека.

Представь, что ты житель XIII века. Вокруг полно жарких споров: вера против разума, Бог против науки, как жить правильно и вообще во что верить? В эту-то кашу и является парень по имени Фома Аквинский со своим монументальным трудом — «Суммой теологии».

Это не книга в нашем понимании. Это скорее гигантская энциклопедия, инструкция ко всему сущему, написанная в формате «спортивного диспута». Фома берет какой-нибудь сложный вопрос (например, «Существует ли Бог?» или «Можно ли грубить родителям?») и разбирает его по косточкам.

Его главная фишка — он не просто говорит «верь и всё», а подключает логику и здравый смысл. Он словно говорит: «Давайте думать вместе!»

До Фомы многие считали, что вера — это одно, а научные и философские знания — совсем другое, и они никогда не встретятся. Фома Аквинский заявил: «Это чушь!».

Он предложил гениальную концепцию:

Есть истины, которые мы можем постичь только через Откровение (например, что Бог есть Троица). Это сфера веры.

Но есть истины, до которых можно дойти и чистым разумом (например, что Бог существует). Это сфера философии и науки.

Между ними не может быть противоречия, потому что и то, и другое — от Бога. Если наука что-то доказала, а в Библии написано иначе — значит, мы просто неправильно поняли Библию. Для XIII века это была настоящая интеллектуальная революция!

Это, наверное, самая знаменитая часть «Суммы». Фома говорит: «Ладно, не будем слепо верить, давайте порассуждаем логически». И приводит 5 аргументов, которые до сих пор заставляют чесать затылок.

Упрощенно они звучат так:

От движения. Всё в мире движется. Но что-то же должно было дать первый толчок? Этот Перводвигатель — Бог.

От производящей причины. У всего есть причина. Яйцо от курицы, курица от яйца. Но должна же быть самая первая причина без причины? Это Бог.

От необходимости и случайности. В мире много случайного и временного. Но должно же быть что-то необходимое и вечное, что всё это поддерживает? Это Бог.

От степеней совершенства. Мы говорим: «Этот кофе хороший, а тот — так себе». Но чтобы так сравнивать, у нас в голове должен быть эталон «идеального кофе». Так и с добром, истиной, красотой — эталоном всего этого является Бог.

От целевой причины. Всё в мире куда-то стремится, имеет цель. Пчёлы опыляют цветы, семя стремится стать деревом. Кто же задал всему миру эту цель и порядок? Бог.

Фома не ждет, что ты после этого упадешь на колени. Он просто показывает, что вера в Бога — рационально обоснована.

Фома Аквинский — главный по естественному закону. Его идея проста: моральные законы не придуманы людьми произвольно. Они «вшиты» в саму природу вещей Богом.

Как дерево по природе тянется к свету, так и человек по своей природе стремится к добру и счастью. А высшее счастье (блаженство) — это познание Бога. Все остальные правила (не убивай, не ври, не кради) — это просто практические указатели на дороге к этому самому счастью. Нарушая их, мы не просто «грешим», а идем против собственной природы и вредим сами себе.

Очень глубокая мысль: зла как самостоятельной силы не существует. Зло — это всегда отсутствие добра, как болезнь — это отсутствие здоровья, а тьма — отсутствие света. Вор не обладает какой-то «сущностью вора», он просто человек, в котором недостает добродетели честности. Это переворачивает всё с ног на голову: борьба со злом — это не борьба с неким монстром, а усиление добра, исцеление и восполнение недостающего.

«Сумма теологии» — это фундамент, на котором стоит добрая половина западной философии, этики и даже права (ну и мы видим, куда пришел Запад, отказавшись от этой этики). Это попытка построить мост между, казалось бы, несоединимыми вещами:

Между религией и наукой.

Между слепой верой и трезвым рассудком.

Между небом и землей.

Фома Аквинский доказал, что можно быть глубоко верующим человеком и при этом не отключать мозг. Можно задавать неудобные вопросы, сомневаться и искать ответы с помощью логики.

Это не легкое чтиво на ночь, это интеллектуальный марафон. Но если за него взяться, можно обнаружить, что вопросы, которые мучили людей 800 лет назад («Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что хорошо, а что плохо?»), никуда не делись. И ответы Фомы Аквинского на них до сих пор звучат удивительно свежо и убедительно.

Открыт набор на курс "Пьеса".
Следуйте за белым кроликом!

Ваш

Молчанов