Найти в Дзене

Перестройка. Кто на самом деле выиграл? Как номенклатура стала владеть страной

Предыдущий фрагмент цикла здесь. С падением СССР что-то изменилось? Формально – многое. А по сути?.. Все «госдачи», спецбольницы, санатории, магазины и прочие атрибуты привилегий, как были в распоряжении номенклатуры, так и остались. Только теперь они стали не только «общеклассовой», но и часто личной собственностью. Собственность в СССР действительно была общественной, и она доминирует и в РФ. Но беда в том, что реально она принадлежит не народу, как декларировалось, а паразитическому классу номенклатуры. Отсюда и термин – «общеклассовая». Это та собственность, которая формально ничья, но на деле управляется и используется в интересах узкого круга лиц. Сегодняшние обитатели Рублёвки нередко с ироничной гордостью говорят в частных беседах: «У нас, в сущности, мало что изменилось». Женщины, правда, охотно делятся: стало проще с шопингом. Раньше – спецсекция ГУМа, где, по их словам, «всё было лучшее – и импортное, и советское». А теперь? Просто слетал в Париж или Милан – и купил, что хо
Оглавление
Жизнь номенклатуры в СССР и жизнь номенклатуры сейчас, изображение создано сетью Шедеврум
Жизнь номенклатуры в СССР и жизнь номенклатуры сейчас, изображение создано сетью Шедеврум

Предыдущий фрагмент цикла здесь.

С падением СССР что-то изменилось? Формально – многое. А по сути?..

Все «госдачи», спецбольницы, санатории, магазины и прочие атрибуты привилегий, как были в распоряжении номенклатуры, так и остались. Только теперь они стали не только «общеклассовой», но и часто личной собственностью.

«Общеклассовая» собственность: что это значит

Собственность в СССР действительно была общественной, и она доминирует и в РФ. Но беда в том, что реально она принадлежит не народу, как декларировалось, а паразитическому классу номенклатуры. Отсюда и термин – «общеклассовая». Это та собственность, которая формально ничья, но на деле управляется и используется в интересах узкого круга лиц.

Сегодняшние обитатели Рублёвки нередко с ироничной гордостью говорят в частных беседах: «У нас, в сущности, мало что изменилось». Женщины, правда, охотно делятся: стало проще с шопингом. Раньше – спецсекция ГУМа, где, по их словам, «всё было лучшее – и импортное, и советское». А теперь? Просто слетал в Париж или Милан – и купил, что хочешь. «Конечно, теперь поинтереснее».

От ЗИЛов к Lamborghini

Ещё одно изменение – автопарк. Да, раньше у них были ЗИЛы, «Чайки» и чёрные «Волги». Теперь – люксовые иномарки. Разница? Сейчас это не просто государственная привилегия, а ещё и часто личная собственность. Как и поместья. Как и виллы – не только в Подмосковье, но и по всему миру.

И главное – больше не нужно скрывать роскошь. Показной аскетизм ушёл в прошлое. Наоборот – теперь модно выставлять богатство напоказ. Это стало признаком «успеха в жизни».

Таким образом, для тех, кто и раньше обладал властью и привилегиями, Перестройка стала не обнулением, а просто новым этапом, где исчезли последние формальные ограничения и можно было открыто пользоваться тем, что и так считалось своим.

Первая редакция статьи здесь, в ней есть источники.

Продолжение здесь.