Есть бренды, чья смерть вызывает легкую грусть, как от просмотра старой фотографии. А есть Lancia. Ее история — это не просто крах. Это трагедия шекспировского масштаба, разыгранная на сценах Турина, альпийских серпантинах и в пыльных кабинетах корпоративных боссов. Это как если бы Леонардо да Винчи в расцвете сил заставили рисовать этикетки для консервов, пока он не спился и не умер в нищете.
Мы с командой "Автосовет Юрича" каждый день сталкиваемся с наследием великих инженерных школ, подбирая машины в Москве, привозя свежие экземпляры из Кореи и новые из Китая. И глядя на современные "одноразовые" автомобили, собранные из универсальных деталей, я все чаще вспоминаю Lancia. Компанию, которая была настолько одержима инженерным перфекционизмом, что просто не смогла выжить в мире, где правят бухгалтеры.
Как бренд, который подарил миру V-образные моторы, несущий кузов и стал непобедимым королем ралли, превратился в производителя одного-единственного "женского" хэтчбека, который продается только в Италии? Эта история полна гениальности, гордости, предательства и фатальных ошибок.
Акт I: Одержимый перфекционист. Эпоха Винченцо Лянча
Все началось с одного человека. Винченцо Лянча. Не просто гонщик и испытатель Fiat, а инженерный визионер. Ему физически было больно видеть компромиссы, на которые шли производители ради удешевления. В 1906 году, в возрасте 25 лет, он уходит из Fiat и основывает свою компанию с одной-единственной, почти безумной по тем временам целью: строить автомобили без компромиссов.
Его первой серийной машиной была Alpha 12 HP, и она сразу задала тон. В то время как другие продавали клиентам просто "шасси с мотором", на которое потом ставился кузов от стороннего ателье, Lancia продавала полностью готовый, укомплектованный автомобиль. Но настоящая революция, взрыв мозга для инженеров того времени, случилась в 1922 году.
Lancia Lambda. Машина, опередившая время на 30 лет.
Ебёныч, это был не просто автомобиль. Это был плевок в лицо всей консервативной автомобильной промышленности.
Несущий кузов: До "Лямбды" все машины были рамными. Кузов был просто "коробкой", прикрученной к тяжеленной раме, как у телеги. Лянча, вдохновившись конструкцией кораблей, создал первый в мире серийный автомобиль с несущим кузовом. Силовая структура была интегрирована в сам кузов. Это сделало машину легче, феноменально прочнее на кручение и позволило опустить центр тяжести.
Независимая передняя подвеска: В то время как все, включая Rolls-Royce, ездили на примитивных зависимых рессорах, у "Лямбды" была сложная независимая подвеска со скользящими стойками и гидравлическими амортизаторами. Управляемость была на уровне спорткаров, при этом с комфортом лимузина.
Первый в мире серийный V4: Чтобы сделать капот ниже и улучшить аэродинамику, Винченцо разработал невероятно компактный, идеально сбалансированный V-образный 4-цилиндровый двигатель с очень малым углом развала блока (всего 13 градусов).
Lancia Lambda была не просто машиной. Это был инженерный манифест. Но была одна проблема. Все эти инновации стоили безумных денег. Lancia всегда была дорогой, нишевой маркой. И это стало ее первым проклятием.
После смерти Винченцо в 1937 году, его сын Джанни, человек искусства и страстный фанат гонок, продолжил дело отца. Он выпустил легендарную Aurelia B20 GT — возможно, первое в мире купе класса Gran Turismo. И под ее капотом стоял первый в мире серийный V6, разработанный гениальным инженером Витторио Яно, переманенным из Alfa Romeo. Джанни был так одержим гонками, что вбухал все деньги компании в создание гоночной команды Формулы-1. Они построили гениальный болид Lancia D50 с V8, у которого топливные баки были вынесены по бокам для лучшей развесовки. Но деньги кончились. Джанни пришлось продать гоночную команду вместе с машинами и чертежами самому Энцо Феррари, который на их основе и построил свои первые чемпионские болиды.
Акт II: Раллийное безумие. Эпоха Чезаре Фьорио.
К концу 60-х Lancia, обескровленная гоночными амбициями и дорогими разработками, была на грани банкротства. В 1969 году ее, почти за бесценок, покупает концерн Fiat. Сначала это казалось спасением. Fiat дал деньги и пообещал не вмешиваться. И Lancia направила всю свою гениальность в одну точку. В ралли.
Во главе гоночной команды встал молодой и амбициозный Чезаре Фьорио. Этот человек был не просто менеджером, он был Макиавелли от автоспорта. Он умел не только строить быстрые машины, но и побеждать за счет хитрости, стратегии и иногда — грязных трюков.
1. Lancia Stratos HF (1973-1978): Пришелец с другой планеты.
Это был первый в мире автомобиль, спроектированный с нуля специально для ралли. Короткая база, клиновидный кузов от Bertone (дизайнер Марчелло Гандини), центральномоторная компоновка и двигатель V6 от Ferrari Dino. Stratos трижды подряд (1974, 1975, 1976) выигрывал Чемпионат мира. Он был непобедим.
2. Lancia Rally 037 (1982-1984): Последний заднеприводный динозавр.
Когда на раллийную арену вышли полноприводные монстры Audi Quattro, все сказали, что заднему приводу конец. Все, кроме Lancia. Их Rally 037 была легкой, изящной и заднеприводной. И в 1983 году, благодаря гению пилота Вальтера Рёрля и хитрости Фьорио (который, по легенде, приказал засыпать солью асфальтовые спецучастки, чтобы уровнять шансы), она умудрилась выиграть у Audi чемпионат в зачете производителей. Это был подвиг.
3. Lancia Delta S4 (1985-1986): Двухмоторный дьявол.
Это был ответ на полный привод. Инженеры Lancia взяли маленькую "Дельту" и вкатили в нее двигатель с двойным наддувом: на низких оборотах работал механический компрессор Abarth Volumex (чтобы убрать "турбояму"), а на высоких подключалась огромная турбина KKK. Мощность — свыше 500 л.с. на 800 кг веса. Это была ракета. Настолько быстрая и опасная, что после череды трагедий всю Группу Б запретили.
4. Lancia Delta Integrale (1987-1992): Королева.
После запрета Группы Б Lancia выпустила "гражданскую" версию. И Delta Integrale стала абсолютной королевой, выиграв шесть чемпионатов мира подряд. Рекорд, который не побит до сих пор.
В эти годы Lancia была на вершине мира. Но пока гоночная команда творила чудеса, в кабинетах Fiat уже точили ножи.
Акт III: Убийство от руки соотечественника. Эпоха бухгалтеров
Бухгалтеры Fiat смотрели на Lancia и видели только одно: дорогую в производстве, нишевую марку, которая тратит кучу денег на никому не нужное ралли. И они начали "оптимизацию".
Унификация платформ. Новая Lancia Delta II (1993) была построена на унылой платформе Fiat Tipo. Lancia Kappa (1994) — на общей платформе с Alfa Romeo 166. Это были уже не инженерные шедевры, а просто "Фиаты" в дорогом костюме.
"Ржавый" скандал. В 80-х Lancia вляпалась в скандал с использованием советского металла низкого качества для модели Beta. Машины гнили так быстро, что Lancia пришлось выкупать их у владельцев. Этот удар по репутации, помноженный на унификацию, оказался смертельным.
Закрытие гоночной программы. В 1992 году, после шестой подряд победы, Fiat закрывает заводскую команду Lancia. Они просто убили то, что делало бренд великим.
Каждая новая модель была хуже предыдущей. Lancia Thesis — уродливый и странный седан, который никто не понял. Lancia Phedra — перелицованный минивэн Peugeot 807.
Апогеем унижения стал 2011 год. Fiat, купивший американский Chrysler, решил продавать в Европе "Крайслеры" под шильдиком Lancia.
Lancia Thema стала перелицованным Chrysler 300C.
Lancia Flavia — кабриолетом Chrysler 200.
Lancia Voyager — минивэном Chrysler Grand Voyager.
Это было не просто бейдж-инжиниринг. Это было надругательство над трупом. Фанаты марки по всему миру были в ярости. Продажи рухнули окончательно.
Приговор
Fiat планомерно, хладнокровно и цинично убивал Lancia на протяжении 30 лет. Они взяли бренд, который был символом инженерного искусства и гоночных побед, и превратили его в склад для ненужных американских моделей. Они отняли у него душу, а потом удивлялись, почему он умер.
Сегодня от великой Lancia остался один-единственный автомобиль — маленький хэтчбек Ypsilon, который продается только в Италии. Концерн Stellantis обещает возродить марку, но будет ли это та самая Lancia? Вряд ли.
История Lancia — это классическая итальянская трагедия. Это как если бы Микеланджело заставили красить заборы. Это урок о том, что нельзя купить гения, а потом заставить его работать по правилам завхоза. Рано или поздно гений либо сбежит, либо умрет от тоски.
Lancia умерла. Но ее легенды — Stratos, 037, Delta — будут жить вечно. Как памятник тому, на что способна инженерная мысль, когда ей не мешают бухгалтеры.