Тренажёры играют ключевую роль в подготовке пилотов — они позволяют отработать навыки управления самолётом без риска для жизни и самой машины. Для их работы необходимы как аппаратная, так и программная часть. Так получилось, что образовательные и видеоигровые технологии развивались параллельно, иногда пересекались.
В новой статье я предлагаю рассмотреть путь, который прошли авиасимуляторы на ПК и консолях, взглянуть на особенности жанра и обсудить, какие из видеоигр можно назвать лучшими и что стоит выбрать сегодня.
Тренажёры
Идеи для многих игр (как, впрочем, и для любых культурных произведений) пришли из реальной жизни. Поэтому историю видеоигр в жанре авиасимуляторов стоит начать с изобретения компании Antoinette. Это устройство получило название Antoinette-Barrel.
Братья Райт совершили свой исторический полёт на самолёте с двигателем внутреннего сгорания в 1903 году. В то время, на заре авиации, система управления самолётом ещё не была стандартизирована — каждый буквально заново «изобретал колесо».
В случае с самолётом Antoinette управление осуществлялось не с помощью рычага, а двумя колёсами, расположенными по бокам кабины. Многие пилоты считали такую схему неинтуитивной и испытывали трудности с освоением этой модели.
В 1910 году французские военные поручили компании Antoinette разработать двухместный моноплан. Кроме того, фирме заказали создание тренажёра как учебного средства для освоения сложного управления.
Почему бы не назвать это современным игровым автоматом? Ещё одно подтверждение того, что обучение может проходить в игровой форме, а сама игра способна учить.
С тех пор авиасимуляторы претерпели множество изменений. И выглядят они примерно так:
Вид со стороны:
Эпоха аркадных автоматов
Первые авиасимуляторы представляли собой аркадные игры на основе дискретной логики — то есть это ещё не были компьютерные видеоигры в привычном понимании. Одной из первых стала игра Heli-Shooter от компании Sega. Аркадный автомат поступил в продажу в 1977 году. И это не только один из первых авиасимуляторов, но и, в принципе, одна из первых игр в трёхмерном пространстве.
Интересным примером также является видеоигра-авиасимулятор 1993 года от Namco. Аркада была выпущена в 1993 году на базе платформы Namco System 21 — это была первая платформа для аркадных автоматов с 3D-графикой.
Flight Simulator и его последователи
Программист Брюс Артвик получил степень бакалавра наук в области электротехники в Университете Иллинойса в 1970-х годах. Темой его дипломной работы была многослойная динамическая компьютерная графика полёта. Он также нашёл время для уроков лётного дела и понял, что можно создать модель самолёта с использованием персонального компьютера, а затем доказал, что для этого достаточно процессора Motorola 6800.
Основываясь на результатах своей работы, Артвик написал о своей идее в несколько журналов, и один из редакторов позвонил ему, сообщив, что читатели хотели бы приобрести такую программу. Тогда разработчик основал компанию subLOGIC и начал создавать Flight Simulator. Программное обеспечение должно было работать на процессорах Motorola 6800, MOS Technology 6502 и Intel 8080.
Первые версии Flight Simulator функционировали на компьютерах Apple II, а затем на Radio Shack TRS-80.
Самая первая версия симулятора имела чёрно-белую графику, один самолёт и ограниченную симуляцию полётных процессов. При этом уже в 1981 году Flight Simulator стал самой продаваемой развлекательной программой для Apple II.
Хотя IBM хотела получить лицензию на этот симулятор, победу одержала Microsoft — Артвик доверил лицензирование порта на архитектуру IBM PC тогда ещё небольшой компании.
В 1982 году версия для PC уже значительно отличалась от Flight Simulator для Apple II: появились погодные эффекты, обновилась система координат и даже был добавлен боевой режим.
В последней, двадцать четвёртой версии, анонсированной Microsoft, появятся такие нововведения, как возможность выйти из самолёта и прогуляться по достопримечательностям, наличие пассажиров в салоне и информация о турбулентности. Разработчики даже позаботились о таких мелочах, как одежда пассажиров в зависимости от погоды.
Логично было использовать авиасимулятор от Microsoft для подготовки пилотов. Поэтому в 2009 году на основе Flight Simulator X американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin выпустила коммерческий симулятор Prepar3D.
У проекта Flight Simulator появились и другие последователи. В 1988 году студия MicroProse выпустила боевой симулятор о вымышленном самолёте F-19. Первая версия была разработана для DOS, позже игра была перенесена на Atari и другие платформы.
F-19 Stealth Fighter представляла собой полностью переработанную версию Project Stealth Fighter, которая появилась в результате портирования игры с Commodore 64 и ZX Spectrum на ПК.
В 1990-х годах был выпущен симулятор X-Plane для Mac OS X, Windows и Linux. Он предусматривал наличие коммерческой и военной авиации, а ландшафт охватывал большую часть суши. Поддержка симулятора продолжается и сейчас. Плагины позволяют создавать новые миры и копии реальной местности.
Игра Air Combat была доступна на аркадных автоматах с 1993 года, а в 1995 году она вышла на Sony PlayStation.
IL-2 Sturmovik
В 2001 году стартовала культовая серия IL-2. Я уже не раз упоминал эту игру — и в подборке видеоигр, созданных в СССР и России, и в статье о исторических мифах и правде в видеоиграх.
Разработкой занималась студия 1C: Maddox Games, а с 2012 года за игру отвечает 1C Game Studios.
На момент выхода игра была одной из самых технологически продвинутых в своём жанре. Разработка и поддержка серии продолжаются, и на сегодняшний день это одна из самых продаваемых видеоигр российских разработчиков. Кроме того, по многим рейтингам игра считается одним из лучших авиасимуляторов в мире. В США, например, вокруг IL-2 сформировалось крупное сообщество. В будущем планируется очередное обновление — студия анонсировала видеоигру «Korea. IL-2». Помимо самой возможности полёта, в новой игре появится виртуальный музей, где можно будет узнать о Корейской войне.
Особенно интересно сейчас, в 2024 году, читать рецензию на игру, написанную 27 ноября 2001 года.
Симуляторы дронов
С развитием беспилотных летательных аппаратов, которые используются во многих отраслях — включая сельское хозяйство, промышленность, строительство, а также как спортивную дисциплину, — возникла необходимость обучать пилотированию. Желательно при этом не тратить большое количество настоящих устройств. Для этого начали создавать соответствующие симуляторы.
Среди них можно найти такие игры, как Crushed: FPV Drone Simulator, DCS Game и высокоскоростной симулятор гонок на FPV-дронах.
Русская команда в настоящее время работает над профессиональным симулятором FPV-дронов «Quadrosim Sport». В симуляторе будут использоваться разнообразные локации, и будет возможно детально настраивать модели. Quadrosim Sport предназначен для тренировки в гонках на дронах, кроме того, в нем будет возможно проводить виртуальные соревнования в многопользовательском режиме.
Особенности жанра
За более чем полвека существования жанра в симуляторах полетов для ПК и консолей сформировались несколько особенностей. И прежде всего — долгосрочная поддержка проекта. Дополнения к игре, ее значительные улучшения, новые самолеты и карты могут выпускаться в течение не одного, двух или пяти лет. Поэтому фраза «работа над релизом игры только начинается» в случае с симуляторами полетов имеет гораздо более глубокий смысл, чем в случае со шутерами или стратегиями.
Дело в том, что воссоздание точных моделей самолетов, реалистичной физики полета, зависимости от погодных условий и реалистичной карты местности требует значительных затрат. Но на помощь приходят геймеры. Многочисленные дополнения к играм могут создавать и сторонние разработчики, если авторам игры удастся заинтересовать своим проектом большое количество людей. И это третий важный фактор: влияние сообщества.
Если смотреть на симуляторы полетов со стороны игрока, то можно отметить еще одну особенность — сложность управления. Конечно, есть разные варианты управления, но иногда приходится использовать почти всю клавиатуру и джойстик. В этом обзоре на Хабре можно узнать о Flight Simulator, там есть тонкости.
Но такое управление — небольшая цена за возможность почувствовать себя пилотом самолета и увидеть с высоты поле боя на Курской дуге или крупнейшие города, горы и равнины по всей планете.
В комментариях предлагаю обсудить, какие игры вы считаете лучшими в жанре? А я добавлю результат этого обсуждения в пост!