С 1 ноября российский авторынок ждёт настоящий переворот. То, о чём говорили последние месяцы, становится реальностью: обновлённый механизм утилизационного сбора полностью изменит картину цен и доступности машин. По сути, государство решило привязать утильсбор к мощности автомобиля, и теперь разница между доступными и «недосягаемыми» машинами станет колоссальной. Подорожание в ряде случаев обещает шокировать даже бывалых покупателей: рост стоимости некоторых моделей достигнет сотен процентов.
Кто пострадает больше всех
В первую очередь удар придётся по премиальному сегменту и современным экологичным технологиям. Китайский электрокар Zeekr 001 подорожает… в 637 раз! Geely Monjaro — в 280 раз. Даже привычные и востребованные модели вроде Toyota RAV4 окажутся не по карману многим, а для BMW, Hyundai Palisade и Santa Fe, а также Kia Sorento утильсбор станет новым налогом на роскошь. Люксовые марки вообще будут вынуждены закладывать в ценник до 10 миллионов рублей только за счёт сбора.
Иными словами, в ноябре кроссовер премиум-класса или современный электромобиль из категории «мечта» легко превратится в разменную монету, недоступную для большинства покупателей.
Электрокары и гибриды — в зоне риска
Новые правила бьют не только по премиальным внедорожникам. Подорожание неизбежно коснётся всех электромобилей и гибридов. Причём если раньше именно эти машины рассматривались как альтернатива в условиях дефицита и роста цен, то теперь и они рискуют покинуть зону доступности. Фактически, государство перекрывает кислород не только «богатым», но и тем, кто хотел купить экономичное и современное авто в среднем сегменте.
Кто выживет
И всё же на рынке останутся «островки стабильности». Речь идёт о машинах с мощностью до 160 лошадиных сил. Здесь покупателям повезло: VW Golf и Tiguan, Kia K5, Mazda 3 и CX-30, BMW X1 и Mercedes C-Class сохраняют шанс остаться относительно доступными. Кроме того, по-прежнему будут востребованы праворульные японские машины, которые пока полностью обходят систему нового сбора.
И ещё один любопытный момент: автомобили старше 30 лет полностью освобождаются от утильсбора. Это значит, что старый «японец» или «немец» может оказаться более выгодным приобретением, чем новенький кроссовер из салона.
«Автомобильная Куба» в российской реальности
Эксперты уже сравнивают грядущие изменения с кубинским сценарием. Там, напомню, десятилетиями по улицам ездят машины середины прошлого века — ухоженные, отреставрированные, но без притока новых моделей. Россия рискует оказаться в похожей ситуации: вместо свежих моделей среднего класса рынок заполнят «долгожители» — старые машины, которым позволят свободно эксплуатироваться и не платить за утильсбор.
Чем это грозит автолюбителям
В ближайшие месяцы нас ждёт волна ажиотажного спроса на доступные иномарки и праворульные авто. Те, кто мечтал о кроссовере с мощным двигателем или гибридом, вряд ли смогут позволить себе такую покупку. Цены на подержанные автомобили, особенно в диапазоне до 160 л.с., гарантированно вырастут.
Таким образом, после 1 ноября автолюбителей ждёт новая реальность. Автомобили превратятся не просто в средство передвижения, а в объект инвестиций, где старый VW или Mazda окажутся «золотыми» в прямом смысле слова. И если сейчас рынок ещё разнообразен, то вскоре выбор может сократиться до предела — с уклоном в «кубинскую классику».