Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Мотив ‘второго шанса’ в фильмографии и жизни Аля Пачино

У меня так получилось, что с конца прошлого года я как-то особенно плотно стала изучать фильмографию Аля Пачино (даже на лекции побывала в рамках изучения), и на данный момент вывела интересный для себя момент – в фильмографии этого актера прослеживается мотив ‘второго шанса’. И он “роднится” с его жизнью. Этот год для актера Аля Пачино юбилейный – ему исполнилось 85 лет. При этом он не ушел на пенсию. Можно назвать целых четыре фильма-2025 с его участием – “Ритуал” (The Ritual), “Рукою Данте” (In the Hand of Dante), “Провод мертвеца” (Dead Man's Wire) и “Вальс Изи” (Easy's Waltz). Полноценно можно посмотреть только первый. Остальные три были представлены на фестивалях: “Рукою Данте” и “Провод мертвеца” (дань уважения “Собачьему полдню”) в начале сентября в Венеции, “Вальс Изи” – позже в том же месяце на юбилейном кинофестивале в Торонто. Как это обычно бывает, если у актера приходится довольно много проектов на один год, то где-то он играет совсем маленькую роль. В “Ритуале” у него по
Оглавление

У меня так получилось, что с конца прошлого года я как-то особенно плотно стала изучать фильмографию Аля Пачино (даже на лекции побывала в рамках изучения), и на данный момент вывела интересный для себя момент – в фильмографии этого актера прослеживается мотив ‘второго шанса’. И он “роднится” с его жизнью.

В качестве вступления

Этот год для актера Аля Пачино юбилейный – ему исполнилось 85 лет. При этом он не ушел на пенсию. Можно назвать целых четыре фильма-2025 с его участием – “Ритуал” (The Ritual), “Рукою Данте” (In the Hand of Dante), “Провод мертвеца” (Dead Man's Wire) и “Вальс Изи” (Easy's Waltz).

Полноценно можно посмотреть только первый. Остальные три были представлены на фестивалях: “Рукою Данте” и “Провод мертвеца” (дань уважения “Собачьему полдню”) в начале сентября в Венеции, “Вальс Изи” – позже в том же месяце на юбилейном кинофестивале в Торонто.

Как это обычно бывает, если у актера приходится довольно много проектов на один год, то где-то он играет совсем маленькую роль. В “Ритуале” у него полноценная большая роль (преподобный Теофилус Ризингер), в “Вальсе Изи” – роль второго плана (антагонист главного героя Изи в исполнении Винса Вона); в остальных двух, можно сказать, гостевое участие.

Список грядущих проектов у него довольно богатый, в их числе есть шекспировский “Король Лир” (драматург, всегда присутствующий в жизни актера), который был объявлен в 2024 году. Как сообщают открытые источники, основные съемки завершились в октябре прошлого года, но даты премьеры и дистрибьютора пока нет.

В конце апреля я была на лекции, посвященной творчеству Аля Пачино, и она открыла мне, какой актер для всех разный (и для каждого свой). Зрители-слушатели полностью развеяли стереотип, что Аль Пачино – это криминальные истории и Майкл Корлеоне. Никто и не назвал этого имени. Когда лектор спросил, какую роль Пачино мы бы назвали своей любимой, из зала отвечали – Рой Кон в мини-сериале “Ангелы в Америке”, Шейлок в “Венецианском купце”, Тони Д’Амато в “Каждом воскресенье”, Джон Милтон в “Адвокате Дьявола”, Винсент Ханна в “Схватке” (это мой ответ).

Действительно, фильмография актера оказывается более насыщенной, чем ‘принято’ думать. Просто чаще всего в открытом пространстве упоминаются именно брэндовые названия – “Крестный отец”, “Лицо со шрамом” или “Запах женщины” (за эту роль Пачино получил своей единственный актерский Oscar).

Вторые шансы в реальной жизни

Так, возвращаясь ко ‘вторым шансам’ его киногероев, то Альфредо Джеймс Пачино и сам был счастлив получать их с юного возраста.

Зависимость или искусство

Аль Пачино и Чарли Лоутон | фото из открытых источников
Аль Пачино и Чарли Лоутон | фото из открытых источников

Жизненные обстоятельства его были таковы, что он мог и не стать актером. Его детство проходило в бедности в Южном Бронксе. Он рано познакомился с запрещенными препаратами и не избежал алкогольной зависимости, некоторые из его друзей умирали от передозировок. Если бы улица и нищета победили, то кино никогда бы не обогатилось работами Пачино.

Более того, он мог сломаться не только в токсичной среде улиц, но и после неудачи с The Actors Studio, куда он хотел поступить в подростковом возрасте, и ему отказали. Но ему повезло познакомиться с Чарли Лоутоном из HB Studio. Лоутон стал для Пачино не только наставником в актерском мастерстве (он объяснил ему важность наблюдения за жизнью для развития своего героя/персонажа), но другом на всю жизнь. Через четыре года обучения в HB Studio Пачино наконец удалось попасть и в The Actors Studio. А в настоящее время он является одним из руководителей этой организации (вместе с Эллен Берстин и Алеком Болдуином).

Финансовые проблемы в начале карьеры

Дайан Китон и Аль Пачино | фото из открытых источников
Дайан Китон и Аль Пачино | фото из открытых источников

В своих мемуарах "Сонни Бой" (Sonny Boy) Пачино рассказывает, что его чрезвычайно успешные фильмы не помешали ему дважды разориться.

Его ранние хиты не приносили ему большого дохода по голливудским меркам, что привело к тому, что в середине 1980-х у него закончились средства к существованию, когда он работал нечасто (8 проектов в 70-х; и 5 в 1980-х, три из которых были коммерчески неудачными). Тогда справиться с трудностями ему помогла Дайан Китон, которая была его подругой.

Иронично, но денежные проблемы Аля Пачино начались после самого его громкого успеха – фильма "Крестный отец" 1972 года, в котором он исполнил свою прорывную роль. Но его затмил Марлон Брандо. Пачино же был по-прежнему начинающим актером, и заработал за свою роль всего 35 тысяч долларов (около 265 тысяч долларов на современные деньги), что чрезвычайно мало для такого проекта от крупной студии.

"У меня было около девяноста тысяч в банке," – пишет Пачино в мемуарах. "В придачу у меня был свой стиль жизни. У меня был свой дом за городом, от которого я не хотел отказываться. Я тратил, а не зарабатывал; я выкладывал деньги, но дохода не было”.

Именно при поддержке Китон Пачино подключился к проекту, чтобы снова начать зарабатывать. Это был полицейский триллер "Море любви" – фильм имел коммерческий успех, его неплохо приняли критики, что помогло чуть поддержать пошатнувшуюся карьеру актера, но все же этого было мало, чтобы поставить ее на ноги.

Тогда он взялся за третью часть "Крестного отца" – и Пачино, и Фрэнсис Форд Коппола были на мели: “Нам обоим нужен был хлеб насущный". И тогда же он подписался на участие в "Дике Трейси".

Оба фильма стали хитами, а последний фильм принес Пачино особенно большую прибыль.

Тем не менее в то время третья часть "Крестного отца" получила неоднозначные отзывы по сравнению с восторженно принятыми оригиналом и второй частью, зато со временем она обрела более благоприятные отзывы, особенно после того, как в 2020 году Коппола выпустил переработанную версию, которую Пачино и Китон признали превосходящей оригинальную кинотеатральную.

Карьера Пачино вновь оживилась в 90-е годы, когда у него была череда кассовых хитов и фильмов, получивших признание критиков.

Финансовые проблемы из-за махинаций бухгалтера в 2010 году

Аль Пачино в 2010 году | фото из открытых источников
Аль Пачино в 2010 году | фото из открытых источников

Спустя годы, когда он уже достиг вершины и стал непререкаемым мастером своего дела, он столкнулся с новым финансовым крахом.

Бухгалтер Кеннет Старр, проворачивая мошеннические операции, сделал Пачино нищим в 2010 году. Состояние в 50 миллионов долларов он превратил в ноль. Пачино было 70 лет, и он понимал, что прежних ролей у него уже не будет. Раньше он выбирал роли, которые соответствовали ему, и он знал, что может что-то привнести (хотя триллер “88 минут” он считает катастрофой). И он понимал, что больше не сможет разбрасываться деньгами, как прежде. Раньше его ландшафтный дизайнер получал 400 тысяч долларов в год, “это было для благоустройства дома, в котором я даже не жил”.

Как только Пачино разорился, ему пришлось отказаться от принципов выбора ролей и начать соглашаться на то, что дают и при этом предлагают большие деньги. Потому он согласился на работу в комедии “Такие разные близнецы” Денниса Дугана с Адамом Сэндлером в главной роли (вернее, в двух ролях) и снял свой запрет на съемки в рекламе.

Пачино также продал один из двух своих домов, чтобы получить дополнительную сумму, и начал взимать плату за проведение семинаров в колледжах и университетах. Раньше он выступал для студентов бесплатно. Как он говорит, он рассказывал немного о своей жизни, а ребята задавали ему вопросы. Но, оказалось, что платные лекции имеют место, можно путешествовать с ними, так как есть много мест, где люди хотели бы встретиться с Алем Пачино. “Я обнаружил, что это работает. Зрители приходили, потому что я все еще был популярен”.

Полученный опыт помог ему взглянуть на свою карьеру иначе, после чего он понял, что не хочет воспринимать актерское мастерство простой "работой".

Фильмы, в которых герои Аля Пачино получают вторые шансы или стремятся к этому

Я насчитала десять фильмов, в которых герой Аля Пачино так или иначе получает второй шанс, но удачно или нет, это уже другой вопрос.

В самом начале карьеры Пачино успешно поработал с фотографом-ставшим-режиссером Джерри Шацбергом. Я считаю, что это две восхитительные роли, показывающие, что актер и режиссер созданы друг для друга.

Это были “Паника в Нидл-парке” (1971, The Panic in Needle Park), первая главная роль актера в кино, и позже – после "Крестного отца" – “Пугало” (1973, Scarecrow), в этой драме Пачино работал в дуэте с Джином Хэкманом.

В первом Пачино исполняет роль наркомана Бобби, который знакомится с молодой девушкой Хелен Ривс. У них начинаются отношения, а потом девушка перенимает образ жизни Бобби и тоже превращается в зависимую. Но, как ни странно, в финале Хелен встречает Бобби у ворот тюрьмы. То есть он не остается один, у него есть шанс наконец взяться за ум, ведь судьба подсказала ему, что это возможно. Финал этого фильма перекликается с юными годами актера, когда судьба помогла ему и познакомила с драматургом Чарли Лоутоном, который увел Аля в искусство.

В драме “Пугало” персонаж Пачино Фрэнсис Лайонел “Леон” Дельбуке хотел повидаться со своей девушкой, которую бросил беременной пять лет назад. Он хотел узнать, кто родился, сын или дочь. Леон, как лев был смел в своем стремлении искупиться, но натолкнулся на смертельную обиду. Это пример, когда второй шанс не удалось получить, но он хотя бы пытался.

В драме 1982 года “Автора! Автора!” (Author! Author!) режиссера Артура Хиллера Пачино исполняет роль бродвейского драматурга Айвена Травалиана, который написал пьесу. И режиссер постановки неистово требовал от него корректировки второго акта. Параллельно с нервотрепкой в театре личная жизнь Айвена пошла кувырком. Его жена оставила ему своих детей от предыдущих отношений и ушла к другому мужчине. В этом фильме очень здорово ‘зарифмованы’ второй акт пьесы и метафорический второй акт в жизни, якобы его тоже можно подправить. Главное – не опускать руки. И потом – это театр, прекрасно знакомая стихия для Пачино, он начинал как театральный актер, а кино дало ему второй шанс на расширение возможностей.

“Автора! Автора!”  | источник фото imdb
“Автора! Автора!” | источник фото imdb

Полицейский триллер “Море любви” (1989, Sea of Love) Харольда Беккера рассказывает историю уставшего детектива Фрэнка Келлера. Его бросила жена, променяв его на его же коллегу. Теперь Фрэнк регулярно названивает ей и пытается привлечь внимание. Ситуацию меняет новое дело, когда среди подозреваемых оказывается некая женщина – и ее еще нужно вычислить. У Фрэнка завязываются отношения с Хелен Крюгер (в исполнении Эллен Баркин), в какой-то момент он начинает подозревать именно ее.

Тут интересно то, что Хелен становится отголоском Дайан Китон, которая помогла Пачино справиться с кризисом в 80-х, потому что в фильме Фрэнку Келлеру справиться помогает именно Хелен, давая ему второй шанс на счастье.

“Море любви” | источник фото imdb
“Море любви” | источник фото imdb

Романтическая драма “Фрэнки и Джонни” (1991, Frankie and Johnny) Гарри Маршалла показывает только освободившегося Джонни, который должен начать новую жизнь. Он устраивается поваром в кафе, знакомится с официанткой Фрэнки (в исполнении Мишель Пфайфер) и влюбляется в нее. Вернее, он хочет любить, чтобы не быть в одиночестве. Он сам хочет, чтобы судьба улыбнулась ему, и в лице Фрэнки он видит хороший вариант. Тем более, бывшая жена устроила свою жизнь с другим мужчиной.

“Фрэнки и Джонни”  | источник фото imdb
“Фрэнки и Джонни” | источник фото imdb

В криминальной драме “Схватка” (1995, Heat) Майкла Манна Пачино исполняет роль лейтенанта Винсента Ханны, чья работа питает его яростью, необходимой для выполнения служебного долга, но и не дает ему устроить личную жизнь, Винсент не может предпочесть что-то одно. Он изо всех сил старался удержать Джастин (в исполнении Дайан Веноры) и объяснить ей, почему он такой в прекрасном монологе (длинные речи идеально удаются актеру). Винсент невероятно искренен – я имею в виду вообще всю роль целиком, он покорил меня, и стал моим любимым героем в исполнении Аля Пачино.

“Схватка”  | источник фото imdb
“Схватка” | источник фото imdb

Режиссерский опыт Аля Пачино – философская разговорная драма “Китайский кофе” (2000, Chinese Coffee). Он исполняет роль писателя-неудачника Гарри Левайна, чьи изданные книги не принесли ему денег. Гарри написал новую историю и дал на оценку своему лучшему другу Джейку Манхайму. Гарри и Джейк в сюжете противопоставлены друг другу по своим бойцовским качествам. Джейк готов сдаться и утонуть в бурных водах жизни, а в Гарри кипит жизненная энергия. Рукопись является доказательством того, что он не собирается сдаваться, он пытается заслужить у судьбы второй шанс. В образе Гарри прослеживается кризис Аля Пачино в 80-х, когда он оказался на мели, но не хотел менять образ жизни и боролся.

“Китайский кофе” | источник фото imdb
“Китайский кофе” | источник фото imdb

Дальше идут целых три фильма из 2014 года, а название одного из них даже так и локализовали – “Второй шанс”, хотя в оригинале это Danny Collins. Это драма Дэна Фогельмана, который выступил режиссером и сценаристом. По сюжету постаревшая рок-звезда Дэнни Коллинс вдруг получает письмо от Джона Леннона, но запоздало – так сложились обстоятельства. Получи он его вовремя, его жизнь могла бы сложиться иначе. Тем не менее, после письма Дэнни Коллинс решает исправиться. Так что да, письмо дает ему второй шанс в жизни.

Претендовавший на Золотого Льва “Манглхорн” (Manglehorn) режиссера Дэвида Гордона Грина по сценарию Пола Логана также рассказывает историю постаревшего человека. На этот раз речь идет об Эй Джее Манглхорне, который изготавливает ключи и нянчится с кошкой. Ему нужно освободиться от мыслей о прошлом, чтобы начать новый путь, ему буквально следует избавиться от прошлого – в фильме это показано уж очень красноречиво. И судьба дарит ему такой шанс.

Драма “Унижение” (The Humbling) Барри Левинсона лучше всего отображает кризис Аля Пачино в реальной жизни. Он тут словно повторяет себя, оказавшегося с нулем на банковском счету после махинаций Старра. Его герой – актер Саймон Экслер, вынужденный уйти на пенсию, возвращается в пустой дом, потом у него кончаются деньги, потому что он не умеет распоряжаться финансами, и это заставляет его выбирать между некоей ролью и дурацкой рекламой. Конечно, этот фильм не точно воспроизводит реальность самого Пачино, но кризис иллюстрирует отлично. Герой Пачино в этой драме тоже желает дать себе второй шанс – да, так будет правильнее сказать, не ссылаясь на судьбу. Саймон Экслер пробует жить иначе, а потом сам решает, что шансы ему больше не нужны. Пожалуй, это самый грустный фильм в подборке.

Потому завершу статью забавным фактом. Однажды Аль Пачино так глубоко вжился в роль Ричарда III, что, когда Джеки Онассис пришла за кулисы поздравить его после спектакля, он откинулся на спинку стула и протянул ей руку для поцелуя.