Найти в Дзене
Разговоры за хого

Нанкинский фотограф: песнь памяти и боли

Все хотят оставить память о себе. И счастливые молодожёны, и семьи с крепкими, здоровенькими малышами, и братья, что друг за друга горой, и выпускники со свежими дипломами... В мирное время фотостудия лао Цзиня была памятью нанкинцев. В военные годы она стала памятью их трагедии. Памятью о тысячах невинных жертв. И свидетелем чудовищных преступлений. Когда будете смотреть этот фильм, платочки вам не помогут. Вам вообще ничто не поможет: вы провалитесь в бездну одной из страшнейших гуманитарных катастроф ХХ века и хорошо если отделаетесь распухшим от слёз лицом и лёгкой дезориентацией во времени и пространстве. Если вы очень впечатлительны, то сквозь мирный городской пейзаж XXI века перед вашими глазами ещё долго будут проступать почерневшие руины и заваленные трYпами улицы, а реки будут катить к берегу багровые волны. Такой фильм снял китайский режиссёр Шэнь Ао к 80-летию капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны. В Китае он вышел 25 июля этого года и стал лидером летнего пр

Все хотят оставить память о себе. И счастливые молодожёны, и семьи с крепкими, здоровенькими малышами, и братья, что друг за друга горой, и выпускники со свежими дипломами... В мирное время фотостудия лао Цзиня была памятью нанкинцев. В военные годы она стала памятью их трагедии. Памятью о тысячах невинных жертв. И свидетелем чудовищных преступлений.

Когда будете смотреть этот фильм, платочки вам не помогут. Вам вообще ничто не поможет: вы провалитесь в бездну одной из страшнейших гуманитарных катастроф ХХ века и хорошо если отделаетесь распухшим от слёз лицом и лёгкой дезориентацией во времени и пространстве. Если вы очень впечатлительны, то сквозь мирный городской пейзаж XXI века перед вашими глазами ещё долго будут проступать почерневшие руины и заваленные трYпами улицы, а реки будут катить к берегу багровые волны.

Фрагмент постера фильма "Нанкинский фотограф"
Фрагмент постера фильма "Нанкинский фотограф"

Такой фильм снял китайский режиссёр Шэнь Ао к 80-летию капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны. В Китае он вышел 25 июля этого года и стал лидером летнего проката, собрав 2,8 миллиарда юаней. А с 11 сентября его можно увидеть в наших кинотеатрах. Кое-кто из наших обозревателей уже посмотрел и поперхнулся лавандовым рафом: а не слишком ли режиссёр давит на эмоции? Слезу выжимает, нельзя так жёстко со зрителем, это дурной тон... Но знаете что? Если надо - то можно! Это фильм о памяти, и сам он - память. Пепел Нанкина до сих пор стучит в сердце каждого китайца. А стесняться трагедии, чтобы не потревожить душевный покой обывателя - это прямой путь к забвению. Но такое забывать нельзя, и относиться к этому легкомысленно - "а может, не так уж всё было и страшно, а может, вы преувеличиваете?" - вот где самый настоящий дурной тон. Если все забудут, как оно было, то рано или поздно возникнет идея, что можно повторить...

Городская стена Нанкина в фильме
Городская стена Нанкина в фильме

Как и большинство картин на военную тему, этот фильм показывает то, что не должно повториться ни в коем случае. Но есть у него и более частные цели, например, напомнить зрителю, в том числе и зарубежному, что Китай - одна из стран, в наибольшей степени пострадавших во Второй мировой войне. Мы знаем об огромных потерях нашей Родины, много слышали о холокосте в Европе, но далеко не все за пределами Китая знают, что такое Нанкинская резня. Если кто-то из читателей тоже не в курсе, вот краткая историческая справка: 13 декабря 1937 года японские войска взяли Нанкин, который был тогда столицей Китая. В течение 6 недель в городе продолжались массовые уbийства мирного населения - сначала под предлогом поиска переодетых солдат китайской армии, а потом уже без всякого предлога. По оценкам китайских историков, жертвами неслыханного военного преступления стали более 300 000 человек. Японцы, конечно, приводят куда более скромные цифры, да и саму суть произошедшего пытаются замаскировать туманными фразами.

Ещё один постер фильма: изображение фотостудии.
Ещё один постер фильма: изображение фотостудии.

На самом деле точное число погибших неизвестно, так как очень много документов пропало, но большинство исследователей признаёт, что счёт идёт на сотни тысяч. Пишут, что до 1970-х годов Мао Цзэдун в международных переговорах не часто поднимал тему Нанкина, так как для него важна была торговля с Японией. Поэтому для внешнего мира трагедия долгое время оставалась малоизвестной. Но это не значит, что китайцы забыли. В китайско-японских дипломатических отношениях эта тема уже давно является камнем преткновения, вспомним хотя бы скандалы вокруг храма Ясукуни, где похоронены японские генералы - участники военных преступлений. Что же касается Запада, то для них, по традиции, китайцы - не столько субъекты собственной истории, сколько пассивные объекты, которых иностранцы истребляют или спасают, но сами они ни на что не способны. Эта точка зрения отражена и у нас в той же в Википедии - видимо, использованы англоязычные материалы. Да, не особенно уважаемый источник, однако очень многие черпают информацию именно из неё.

Владелец фотостудии лао Цзинь и его семья в фильме "Нанкинский фотограф"
Владелец фотостудии лао Цзинь и его семья в фильме "Нанкинский фотограф"

Так, в Вики можно прочитать, что важными доказательствами преступлений японских военных стали фотографии, сделанные американским миссионером Джоном Маги. А про китайских фотографов там ни слова. И тут могут возникнуть вопросы о соблюдении исторической правды китайскими кинематографистами. Хотя у меня скорее возникает вопрос к достоверности общеизвестных сведений: получается, что из сотен тысяч жителей Нанкина не было ни одного репортёра или фотографа, чтобы задокументировать трагедию, зато среди всего 15 иностранцев - организаторов Нанкинской зоны безопасности - специалист нашёлся. Да, миссионерам было проще, и безусловно, они сыграли свою роль - и в фильме они показаны. Тем не менее замалчивать роль самих китайцев в их собственном Сопротивлении как-то некрасиво. Эту историческую несправедливость фильм тоже стремится исправить. Возвращаясь к фактам: да, фотостудия действительно существовала. Это была фотостудия Хуадун. Один из её работников, ученик фотографа по имени Ло Цзин, тайно напечатал кадры с фотоплёнки, принесённой японским офицером для проявки. Он сохранил фотографии в альбоме, который позже его коллега У Сюань вынес из зоны оккупации. В 1947 году альбом стал одной из ключевых улик по делу военного преступника генерала Хисао Тани. Эти фотографии мы видим в фильме. Так пишет интернет-издание China Daily.

Японский фотограф (актёр Даичи Харашима) и переводчик (актёр Ван Чуаньцзюнь)
Японский фотограф (актёр Даичи Харашима) и переводчик (актёр Ван Чуаньцзюнь)

Безусловно, в сценарии фильма эта история претерпела изменения - на то он и художественное произведение. Изменения коснулись персонажей и некоторых событий, но не самого факта существования фотографий, напечатанных и переданных военному трибуналу китайцами. А персонажей в сценарии не двое, а намного больше - и есть даже некое подобие авантюрного сюжета с неожиданным поворотом в конце. Хотя и без него эмоциональная вовлечённность зрителю обеспечена - с таким количеством выворачивающих душу сцен. Тем не менее создатели фильма не стремятся выехать за счёт шок-контента, а добросовестно прописывают персонажей, их истории, мотивацию, страдания, личностный рост. Главный герой здесь молодой почтальон, который вынужден притвориться учеником фотографа, чтобы выжить. Сам же фотограф с женой и двумя детьми скрывается в подвале студии, но японцы об этом не знают. Кроме них в событиях фильма участвуют предатель-переводчик и актриса, его любовница, а также раненый солдат. И конечно, японский фотограф-неумеха, который приносит на проявку плёнки с запечатлёнными на них преступлениями.

Основные персонажи фильма (китайцы)
Основные персонажи фильма (китайцы)

События пересказывать не буду, конечно, а вот актёры заслуживают внимания. В роли почтальона, а позднее - ученика фотографа А-Чана снялся Лю Хаожань, бессменная звезда комедийной франшизы "Детектив из Чайнатауна" и многих других полнометражных фильмов. Я видела его в трёх или четырёх картинах, воспринимала ровно, но здесь он действительно впечатлил своей игрой. Множество тяжёлых сцен, очень эмоциональных, физически изматывающих - и во всех он был убедителен. Предатель-переводчик - кто бы вы думали? Ван Чуаньцзюнь, знакомый нам по "Безымянному", а также предыдущему фильму Шэнь Ао "Ставок больше нет". Кажется, он окончательно определился с амплуа: в основном отрицательные роли. Даже как-то боязно за хорошего актёра: несколько раз сыграть перебежчика-коллаборациониста, не отразится ли это на репутации? Впрочем, у серьёзного кино серьёзный зритель, надеюсь, таких проблем не будет. Я, кстати, его сначала не узнала: он поправился килограммов на 20. Сыграл, как всегда, великолепно, персонаж его здесь - трусливый приспособленец, любой ценой пытающийся выжить и спасти любимую женщину (не мы такие, жизнь такая). И честно старающийся верить в доброе отношение японцев. Но зря: он для них всего лишь собака.

Актёр Лю Хаожань в фильме "Нанкинский фотограф"
Актёр Лю Хаожань в фильме "Нанкинский фотограф"

Хорош был и опытный актёр Ван Сяо в роли владельца фотостудии. Да, ещё дочка его запомнилась: её сыграла изумительная юная актриса Ян Эньюй - если кто-то не знает, она прославилась ролью непоседливой малышки в фильме "Зажигая звёзды". Сейчас ей уже лет 10: всё такая же хорошенькая, но роль здесь, конечно, поспокойнее. Много экранного времени и у любовницы переводчика: тот, надеясь добыть ей пропуск в Зону безопасности, селит её в фотостудии под видом жены А-Чана. Эта роль досталась актрисе Гао Е, которую зрители могут помнить по роли прокурора в "Статье 20". Здесь её героиня первое время пытается сохранять лоск и профессиональную гордость - актриса всё-таки. Она манерная и кажется коварной и подозрительной. Но вскоре эта маска с неё слетает, а под ней оказывается морально уничтоженная женщина, чья единственная цель - отомстить врагу. Да, они вдвоём с А-Чаном живут в студии как бы легально, а семья фотографа - в подвале. Туда же идёт и спасённый девушкой солдат (актёр Чжоу Юй), у которого своя трагедия и своя судьба. Отлично сыграл и японский актёр Даичи Харашима - в фильме он фотограф Хидео Ито (возможно, реальный прототип персонажа - Канэо Ито из японского флота). Персонаж вроде бы имел потенциал развития в сторону большей человечности... но увы. Вскоре мы понимаем, что парня "вдохновил" пример старших товарищей.

Актриса Гао Е в фильме "Нанкинский фотограф"
Актриса Гао Е в фильме "Нанкинский фотограф"

И напоследок немного о режиссёре: Шэнь Ао - сравнительно новое имя в плеяде современных китайских режиссёров. Ему 39 лет, и фильмография его пока невелика. Однако в 2023 году он стремительно ворвался в лигу королей кассовых сборов с криминальным блокбастером "Ставок больше нет". В 2024 году у него вышел телесериал "Возрождение" с Цзин Божанем, тоже вполне успешный. И вот в 2025 - снова серьёзный коммерческий успех. Казалось бы, настолько тяжёлый фильм не может конкурировать с развлекательным контентом. А вот нет. К вопросам исторической памяти китайцы подходят со всей ответственностью. И рейтинг на Douban у фильма, кстати, 8.7. Интересно, сколько "Нанкинский фотограф" соберёт у нас? Что-то мне подсказывает, что вряд ли много - и не только потому, что, по традиции, реклама в кинотеатрах нулевая. Мы просто недостаточно хорошо живём, чтобы смотреть что-то кроме сказок. Однако о Великой Отечественной у нас тоже продолжают снимать. На самом деле, выход в наш прокат "Нанкинского фотографа" - это акция культурного обмена. Взамен Россия предоставила для китайского проката фильм "Группа крови", и в Китае его показывают с 5 сентября.

А это скриншот из видео, которое я нашла... на Baidu. Это предпоказ фильма в России 9 сентября 2025 года. Прямо на странице фильма выложено!
А это скриншот из видео, которое я нашла... на Baidu. Это предпоказ фильма в России 9 сентября 2025 года. Прямо на странице фильма выложено!

Такое вот кино. Буду ли я советовать его своим читателям? Буду, но не настоятельно: смотрите сами, насколько крепкая у вас нервная система. Но фильм действительно сильный, страшные сцены впечатляют реалистичностью, антураж, декорации - всё очень атмосферное. Ещё бы, если специально для фильма была построена съемочная площадка размером 25 квадратных километров, а также создана точная копия Нанкинской городской стены. И снят фильм хотя и мрачно, ужасающе, но по-своему красиво. Немного напомнил Чэн Эра - возможно, Шэнь Ао что-то подглядел у него. Кстати, изысканная классическая музыка во время самых жестоких сцен - тоже похожая "фишка". Китайцы, что ж. Эстетика в каждом кадре и звуке, этого у них не отнять. Хотя у Шэнь Ао меньше символизма и красивой недосказанности и, пожалуй, больше характерных, ярких подробностей: вот бродит по улице девушка, сошедшая с ума от издевательств, вот японец каллиграфически выводит иероглифы лицемерного текста о благородстве, вот снимают фальшивые постановочные кадры с якобы спящим, а на самом деле уbитым ребёнком... И - через десятилетие - выжившая женщина ловит камерой момент казни военных преступников, точно так же, как когда-то они сами жадно запечатлевали чью-то смерть. Память вечна. Возмездие неотвратимо.

Если кто-то успел посмотреть фильм "Нанкинский фотограф", пишите, очень интересно узнать ваше мнение. Если описание фильма вас отпугнуло - что ж, понимаю. Тем не менее, думаю, всё равно найдётся что обсудить.