Все хотят оставить память о себе. И счастливые молодожёны, и семьи с крепкими, здоровенькими малышами, и братья, что друг за друга горой, и выпускники со свежими дипломами... В мирное время фотостудия лао Цзиня была памятью нанкинцев. В военные годы она стала памятью их трагедии. Памятью о тысячах невинных жертв. И свидетелем чудовищных преступлений.
Когда будете смотреть этот фильм, платочки вам не помогут. Вам вообще ничто не поможет: вы провалитесь в бездну одной из страшнейших гуманитарных катастроф ХХ века и хорошо если отделаетесь распухшим от слёз лицом и лёгкой дезориентацией во времени и пространстве. Если вы очень впечатлительны, то сквозь мирный городской пейзаж XXI века перед вашими глазами ещё долго будут проступать почерневшие руины и заваленные трYпами улицы, а реки будут катить к берегу багровые волны.
Такой фильм снял китайский режиссёр Шэнь Ао к 80-летию капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны. В Китае он вышел 25 июля этого года и стал лидером летнего проката, собрав 2,8 миллиарда юаней. А с 11 сентября его можно увидеть в наших кинотеатрах. Кое-кто из наших обозревателей уже посмотрел и поперхнулся лавандовым рафом: а не слишком ли режиссёр давит на эмоции? Слезу выжимает, нельзя так жёстко со зрителем, это дурной тон... Но знаете что? Если надо - то можно! Это фильм о памяти, и сам он - память. Пепел Нанкина до сих пор стучит в сердце каждого китайца. А стесняться трагедии, чтобы не потревожить душевный покой обывателя - это прямой путь к забвению. Но такое забывать нельзя, и относиться к этому легкомысленно - "а может, не так уж всё было и страшно, а может, вы преувеличиваете?" - вот где самый настоящий дурной тон. Если все забудут, как оно было, то рано или поздно возникнет идея, что можно повторить...
Как и большинство картин на военную тему, этот фильм показывает то, что не должно повториться ни в коем случае. Но есть у него и более частные цели, например, напомнить зрителю, в том числе и зарубежному, что Китай - одна из стран, в наибольшей степени пострадавших во Второй мировой войне. Мы знаем об огромных потерях нашей Родины, много слышали о холокосте в Европе, но далеко не все за пределами Китая знают, что такое Нанкинская резня. Если кто-то из читателей тоже не в курсе, вот краткая историческая справка: 13 декабря 1937 года японские войска взяли Нанкин, который был тогда столицей Китая. В течение 6 недель в городе продолжались массовые уbийства мирного населения - сначала под предлогом поиска переодетых солдат китайской армии, а потом уже без всякого предлога. По оценкам китайских историков, жертвами неслыханного военного преступления стали более 300 000 человек. Японцы, конечно, приводят куда более скромные цифры, да и саму суть произошедшего пытаются замаскировать туманными фразами.
На самом деле точное число погибших неизвестно, так как очень много документов пропало, но большинство исследователей признаёт, что счёт идёт на сотни тысяч. Пишут, что до 1970-х годов Мао Цзэдун в международных переговорах не часто поднимал тему Нанкина, так как для него важна была торговля с Японией. Поэтому для внешнего мира трагедия долгое время оставалась малоизвестной. Но это не значит, что китайцы забыли. В китайско-японских дипломатических отношениях эта тема уже давно является камнем преткновения, вспомним хотя бы скандалы вокруг храма Ясукуни, где похоронены японские генералы - участники военных преступлений. Что же касается Запада, то для них, по традиции, китайцы - не столько субъекты собственной истории, сколько пассивные объекты, которых иностранцы истребляют или спасают, но сами они ни на что не способны. Эта точка зрения отражена и у нас в той же в Википедии - видимо, использованы англоязычные материалы. Да, не особенно уважаемый источник, однако очень многие черпают информацию именно из неё.
Так, в Вики можно прочитать, что важными доказательствами преступлений японских военных стали фотографии, сделанные американским миссионером Джоном Маги. А про китайских фотографов там ни слова. И тут могут возникнуть вопросы о соблюдении исторической правды китайскими кинематографистами. Хотя у меня скорее возникает вопрос к достоверности общеизвестных сведений: получается, что из сотен тысяч жителей Нанкина не было ни одного репортёра или фотографа, чтобы задокументировать трагедию, зато среди всего 15 иностранцев - организаторов Нанкинской зоны безопасности - специалист нашёлся. Да, миссионерам было проще, и безусловно, они сыграли свою роль - и в фильме они показаны. Тем не менее замалчивать роль самих китайцев в их собственном Сопротивлении как-то некрасиво. Эту историческую несправедливость фильм тоже стремится исправить. Возвращаясь к фактам: да, фотостудия действительно существовала. Это была фотостудия Хуадун. Один из её работников, ученик фотографа по имени Ло Цзин, тайно напечатал кадры с фотоплёнки, принесённой японским офицером для проявки. Он сохранил фотографии в альбоме, который позже его коллега У Сюань вынес из зоны оккупации. В 1947 году альбом стал одной из ключевых улик по делу военного преступника генерала Хисао Тани. Эти фотографии мы видим в фильме. Так пишет интернет-издание China Daily.
Безусловно, в сценарии фильма эта история претерпела изменения - на то он и художественное произведение. Изменения коснулись персонажей и некоторых событий, но не самого факта существования фотографий, напечатанных и переданных военному трибуналу китайцами. А персонажей в сценарии не двое, а намного больше - и есть даже некое подобие авантюрного сюжета с неожиданным поворотом в конце. Хотя и без него эмоциональная вовлечённность зрителю обеспечена - с таким количеством выворачивающих душу сцен. Тем не менее создатели фильма не стремятся выехать за счёт шок-контента, а добросовестно прописывают персонажей, их истории, мотивацию, страдания, личностный рост. Главный герой здесь молодой почтальон, который вынужден притвориться учеником фотографа, чтобы выжить. Сам же фотограф с женой и двумя детьми скрывается в подвале студии, но японцы об этом не знают. Кроме них в событиях фильма участвуют предатель-переводчик и актриса, его любовница, а также раненый солдат. И конечно, японский фотограф-неумеха, который приносит на проявку плёнки с запечатлёнными на них преступлениями.
События пересказывать не буду, конечно, а вот актёры заслуживают внимания. В роли почтальона, а позднее - ученика фотографа А-Чана снялся Лю Хаожань, бессменная звезда комедийной франшизы "Детектив из Чайнатауна" и многих других полнометражных фильмов. Я видела его в трёх или четырёх картинах, воспринимала ровно, но здесь он действительно впечатлил своей игрой. Множество тяжёлых сцен, очень эмоциональных, физически изматывающих - и во всех он был убедителен. Предатель-переводчик - кто бы вы думали? Ван Чуаньцзюнь, знакомый нам по "Безымянному", а также предыдущему фильму Шэнь Ао "Ставок больше нет". Кажется, он окончательно определился с амплуа: в основном отрицательные роли. Даже как-то боязно за хорошего актёра: несколько раз сыграть перебежчика-коллаборациониста, не отразится ли это на репутации? Впрочем, у серьёзного кино серьёзный зритель, надеюсь, таких проблем не будет. Я, кстати, его сначала не узнала: он поправился килограммов на 20. Сыграл, как всегда, великолепно, персонаж его здесь - трусливый приспособленец, любой ценой пытающийся выжить и спасти любимую женщину (не мы такие, жизнь такая). И честно старающийся верить в доброе отношение японцев. Но зря: он для них всего лишь собака.
Хорош был и опытный актёр Ван Сяо в роли владельца фотостудии. Да, ещё дочка его запомнилась: её сыграла изумительная юная актриса Ян Эньюй - если кто-то не знает, она прославилась ролью непоседливой малышки в фильме "Зажигая звёзды". Сейчас ей уже лет 10: всё такая же хорошенькая, но роль здесь, конечно, поспокойнее. Много экранного времени и у любовницы переводчика: тот, надеясь добыть ей пропуск в Зону безопасности, селит её в фотостудии под видом жены А-Чана. Эта роль досталась актрисе Гао Е, которую зрители могут помнить по роли прокурора в "Статье 20". Здесь её героиня первое время пытается сохранять лоск и профессиональную гордость - актриса всё-таки. Она манерная и кажется коварной и подозрительной. Но вскоре эта маска с неё слетает, а под ней оказывается морально уничтоженная женщина, чья единственная цель - отомстить врагу. Да, они вдвоём с А-Чаном живут в студии как бы легально, а семья фотографа - в подвале. Туда же идёт и спасённый девушкой солдат (актёр Чжоу Юй), у которого своя трагедия и своя судьба. Отлично сыграл и японский актёр Даичи Харашима - в фильме он фотограф Хидео Ито (возможно, реальный прототип персонажа - Канэо Ито из японского флота). Персонаж вроде бы имел потенциал развития в сторону большей человечности... но увы. Вскоре мы понимаем, что парня "вдохновил" пример старших товарищей.
И напоследок немного о режиссёре: Шэнь Ао - сравнительно новое имя в плеяде современных китайских режиссёров. Ему 39 лет, и фильмография его пока невелика. Однако в 2023 году он стремительно ворвался в лигу королей кассовых сборов с криминальным блокбастером "Ставок больше нет". В 2024 году у него вышел телесериал "Возрождение" с Цзин Божанем, тоже вполне успешный. И вот в 2025 - снова серьёзный коммерческий успех. Казалось бы, настолько тяжёлый фильм не может конкурировать с развлекательным контентом. А вот нет. К вопросам исторической памяти китайцы подходят со всей ответственностью. И рейтинг на Douban у фильма, кстати, 8.7. Интересно, сколько "Нанкинский фотограф" соберёт у нас? Что-то мне подсказывает, что вряд ли много - и не только потому, что, по традиции, реклама в кинотеатрах нулевая. Мы просто недостаточно хорошо живём, чтобы смотреть что-то кроме сказок. Однако о Великой Отечественной у нас тоже продолжают снимать. На самом деле, выход в наш прокат "Нанкинского фотографа" - это акция культурного обмена. Взамен Россия предоставила для китайского проката фильм "Группа крови", и в Китае его показывают с 5 сентября.
Такое вот кино. Буду ли я советовать его своим читателям? Буду, но не настоятельно: смотрите сами, насколько крепкая у вас нервная система. Но фильм действительно сильный, страшные сцены впечатляют реалистичностью, антураж, декорации - всё очень атмосферное. Ещё бы, если специально для фильма была построена съемочная площадка размером 25 квадратных километров, а также создана точная копия Нанкинской городской стены. И снят фильм хотя и мрачно, ужасающе, но по-своему красиво. Немного напомнил Чэн Эра - возможно, Шэнь Ао что-то подглядел у него. Кстати, изысканная классическая музыка во время самых жестоких сцен - тоже похожая "фишка". Китайцы, что ж. Эстетика в каждом кадре и звуке, этого у них не отнять. Хотя у Шэнь Ао меньше символизма и красивой недосказанности и, пожалуй, больше характерных, ярких подробностей: вот бродит по улице девушка, сошедшая с ума от издевательств, вот японец каллиграфически выводит иероглифы лицемерного текста о благородстве, вот снимают фальшивые постановочные кадры с якобы спящим, а на самом деле уbитым ребёнком... И - через десятилетие - выжившая женщина ловит камерой момент казни военных преступников, точно так же, как когда-то они сами жадно запечатлевали чью-то смерть. Память вечна. Возмездие неотвратимо.
Если кто-то успел посмотреть фильм "Нанкинский фотограф", пишите, очень интересно узнать ваше мнение. Если описание фильма вас отпугнуло - что ж, понимаю. Тем не менее, думаю, всё равно найдётся что обсудить.