По плану Минпромторга, с 1 ноября власти намерены убрать льготы для частных лиц, покупающих автомобили из-за границы мощнее 160 лошадиных сил. Утильсбор прибавит к цене машин от сотен тысяч до миллиона рублей и больше. Кому это будет выгодно, выясняли «Новые Известия».
Виктор Левин
Для начала напомним, что с введением утильсбора, никакого отношения к утилизации старых автомобилей не имеющего, а идущего напрямую в бюджет РФ, у покупателей иномарок был выбор: либо приобрести машину у юридических лиц, которые законно ввезли товар, уплатив коммерческий сбор, либо самому или через посредников заказать автомобиль и дождаться его привоза в Россию. В первом случае бюджет получает сотни тысяч рублей помимо таможенных сборов и НДС, во втором — лишь жалкие три-пять тысяч рублей.
Отсюда — гигантская разница в ценах на одни и те же машины внутри страны. Так, например, самый популярный китайский кроссовер последних трех лет — «Джили Монжаро» — можно купить у дилера за 4,8-5,2 миллиона рублей, а можно и сэкономить 1,5-2 миллиона, став сам себе дилером.
Ресурс экономии хорошо виден в таблице коммерческого утильсбора, который непрерывно растет до 2030 года.
Единственной проблемой в покупке машины по параллельному импорту с оформлением на частное лицо был риск нарваться на жуликов, заплатить немалые деньги за авто, но получить либо не то что заказывал, либо вообще ничего. Однако сегодня услугами по подбору и доставке машин для «физиков» занялись солидные гранды авторынка, о чем писали «Новые Известия», и таким образом риски сведены к минимуму. Результатом новации стало то, что за последний год доля параллельного импорта в общих продажах автомобилей выросла до 12%, демонстрируя непрерывный рост.
Разумеется, государство не могло не заметить, как ручеек льготных платежей превращается в полноводную реку. Автоэксперты еще год назад предсказывали закрытие этого окошка налоговой «халявы» для граждан. И вот — случилось: Минпромторг анонсировал выравнивание утильсбора для «физиков» и «юриков» с 1 ноября 2025 года.
Решение еще не принято, но многие говорят о нем как о деле решенном, отмечая абсурдный характер новации.
— СМИ писали, что инициаторами «выравнивания» налога выступают «АвтоВАЗ» и ГАЗ. — говорит в интервью «НИ» наш эксперт Игорь Лемешев. — Однако, на мой взгляд, никакой вообще выгоды российские автопроизводители не получат.
Во-первых, «АвтоВАЗ» не делает ни одной модели, мощность которой превышала бы 122 лошадиные силы. В планах завода нет ни создания нового двигателя, ни увеличения «лошадей» у старых за счет турбин. Даже будущий кроссовер «Азимут» не получит более мощного мотора.
Во-вторых, у физических лиц и с новыми ограничениями остается огромный выбор иномарок, которые все еще подпадают под льготный утильсбор. Машины А, В, С классов, оснащенные двигателями до 160 л. с., делают практически все мировые производители, включая элитную немецкую тройку. У европейцев, например, масса вариантов с дизельными моторами до 150 сил, которые ставят и на авто D класса.
Таким образом, расчет на то, что, столкнувшись с новым утильсбором, покупатели иномарок бросятся в салоны «Лада», носит, мягко говоря, завиральный характер.
Конечно, коммерческий утильсбор поставит крест на многих популярных моделях из параллельного импорта. Но куда пойдут те, кто не сможет купить машины, скажем, с двухлитровыми моторами от 160 до 250 сил? Они скорее всего направятся в салоны официальных китайских дилеров, считает эксперт Игорь Лемешев, добавляя, что китайцы в последнее время весьма прочно устраиваются в секторе 200+ лошадиных сил с новыми двухлитровыми моторами, которые заменяют привычные турбированные «полторашки».
За примерами далеко ходить не надо. Вот, скажем, новинка осени — GAC GS4 на полном приводе с мотором на 231 л. с. и 8-скоростным автоматом. Машину буквально скопировали с уходящего пятого поколения Toyota RAV 4, которую тот же концерн GAC легально выпускает для китайского рынка. При цене от 2 млн 990 тысяч кроссовер — неплохой конкурент корейским и японским машинам из параллельного импорта. И таких вариантов на рынке от разных китайских производителей появляется все больше и больше.
Ну, а что же наш священный, как индийская корова, «АвтоВАЗ»? А ничего. Растущий утильсбор не помог ему в 2025 году, когда на стоянках скопилось больше 100 тысяч непроданных машин. И вряд ли поможет с введением очередного грабительского налога для россиян, все еще желающих ездить на приличных автомобилях.
Кстати, выравнивание утильсбора сделает абсолютно невыгодным привоз в Россию гибридов и электричек. Пока весь мир переходит на высокотехнологичные автомобили с заботой об экологии, власти РФ по сути запрещают их использование.
Как говорится, дальше ехать некуда…
---