Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Оглавление

Отмена льготного утильсбора на импортные автомобили и очередное повышение ставок больше не слухи. Минпромторг анонсировал перемены уже с 1 ноября 2025 года. Какие машины попадут в черный список для ввоза этой осенью и как изменятся цены на иномарки?

Минпромторг блокирует поставки популярных автомобилей. Автор: Юрий Смитюк. Источник: ТАСС
Минпромторг блокирует поставки популярных автомобилей. Автор: Юрий Смитюк. Источник: ТАСС

Мария Соколова

Первые слухи об отмене льготного утильсбора на машины мощностью более 160 л. с., ввозимые физлицами для личного пользования, были еще в июне 2025 года. Но власти долгое время сохраняли молчание. Даже появилась надежда: может, все-таки правительство не будет лишать людей возможности пригонять авто мощнее 160 л. с.?

Увы, надежды не оправдались. В реальности все оказалось еще хуже, а новые правила оформления утильсбора могут вступить в силу уже с 1 ноября 2025-го. «НИ» разобрались, каких машин лишатся россияне через полтора месяца.

Отечественный авторынок может лишиться многих моделей после повышения утильсбора. Фото: Matveev Michail / Wikimedia
Отечественный авторынок может лишиться многих моделей после повышения утильсбора. Фото: Matveev Michail / Wikimedia

Как изменится утильсбор на новые машины с 1 ноября 2025 года

Минпромторг выпустил официальное заявление о подготовке законопроекта о внесении изменений в порядок расчета утильсбора для легковых автомобилей.

Началось все с удивительных вещей: поводом для разработки законопроекта послужило письмо от главы КамАЗа Сергея Когонина, президента УК группы «ГАЗ» Вадима Сорокина и главы «Соллерса» Николая Соболева. Представители грузовых автозаводов вдруг озаботились несправедливостью не имеющего к ним никакого отношения рынка легковых машин: в современных реалиях, когда существуют небольшие, но мощные турбомоторы, гибриды и электромобили, объем двигателя больше не является ключевым показателем.

Выгодоприобретателем от новых правил станет АвтоВАЗ, который в принципе не производит мощных моторов. Но формально Максим Соколов на этот раз оказался ни при чем — письмо подписали совсем другие люди.

Новые тарифы утильсбора выгодны АвтоВАЗу под руководством Максима Соколова. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Новые тарифы утильсбора выгодны АвтоВАЗу под руководством Максима Соколова. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Независимо от того, кто стал инициатором перемен, уже с 1 ноября, «чтобы снизить вероятность некорректных расчетов», могут ввести дополнительный прогрессивный коэффициент для расчета утильсбора в зависимости от мощности.

Особенно достанется гибридам с параллельной схемой подключения двигателей. Например, официально представленный в РФ кроссовер Wey 07 с основным двигателем объемом 1,5 л по документам имеет мощность 353,5 л. с.

Сейчас утильсбор на такую новую машину составляет 667 400 рублей, с 1 ноября 2025-го он вырастет до 3 040 000 рублей. А 1 января 2026-го будут повышены базовые ставки, и утиль на этот гибрид увеличится до 3 648 000 рублей.

Утильсбор на параллельные гибриды с 1 января 2026 года может вырасти в 5,5 раза. Фото: gwm-wey.ru
Утильсбор на параллельные гибриды с 1 января 2026 года может вырасти в 5,5 раза. Фото: gwm-wey.ru

Стоит признать, что Wey 07 — дорогая (от 7 млн рублей) и далеко не самая массовая машина. Но и в бюджетном сегменте грядет идеальный шторм, уничтожающий отечественный автомобильный рынок.

Какие машины запретят импортировать в ноябре 2025 года

В пресс-релизе Минпромторга указано, что пригнать автомобиль для личного пользования с уплатой льготного утиля (5,2 тыс. рублей для самой популярной категории машин в возрасте 3–5 лет) можно только с двигателем до 160 л. с. Однако в законопроекте содержится еще один момент: для гибридов установлен лимит в 80 л. с. В чем смысл ограничивать экономичные и экологически чистые машины — неизвестно.

Успокоить людей должно только то, что Япония, откуда шел основной поток подержанных гибридов, и так уже сама запретила их экспорт. Но и лишиться авто без электрического довеска мощностью более 160 л. с. тоже неприятно.

Новые правила начисления утильсбора блокируют поставки экономичных гибридов. Фото: RG72 / Wikimedia
Новые правила начисления утильсбора блокируют поставки экономичных гибридов. Фото: RG72 / Wikimedia

Мониторинг рынка показал, что чаще всего из Японии в этой мощностной категории привозят внедорожник Toyota Land Cruiser Prado (средняя стоимость 4-5 млн рублей, а мощность — 163 или 204 л. с.), кроссовер Toyota Harrier за 3,5-4 млн рублей (простой атмосферный двигатель объемом 2 л на 171 л. с.), универсал Subaru Levorg с двигателем 1,8 л на 177 л. с. в среднем за 2,2–2,5 млн рублей, практичный кроссовер Subaru Forester c аналогичным мотором стоимостью 2,7–2,9 млн рублей, рублей, хетчбэки Honda Civic с мотором 1,5 л мощностью 182 л. с. за 2,3 млн рублей и кроссовер Honda CR-V (тоже 182 л. с.) за 2,8 млн рублей.

Toyota Land Cruiser Prado — самый популярный подержанный автомобиль из Японии мощнее 160 л. с.. Фото: drom.ru
Toyota Land Cruiser Prado — самый популярный подержанный автомобиль из Японии мощнее 160 л. с.. Фото: drom.ru

Народная любовь к Toyota Land Cruiser неистребима — их, скорее всего, будут привозить с любыми условиями. А для остальных моделей увеличение утильсбора с 5,2 тыс. рублей сначала до 667 400, а вскоре и до 800 800 рублей может оказаться критическим. Сейчас подержанный Subaru Levorg в отличном состоянии из Японии — альтернатива для Lada Vesta Cross. Лишние 800 тыс. рублей выбьют эту модель из конкурентной гонки.

На втором месте после Японии по популярности подержанных машин идет Южная Корея. Резко потеряют доступность среднеразмерные кроссоверы Hyundai Tucson и Kia Sportage мощностью 186–200 л. с., просторные Hyundai Santa Fe и Kia Sorento с возможностью посадить семерых человек, с экономичным дизелем на 202 л. с., минивэн Kia Carnival с таким же двигателем. Ранее популярные в такси седаны Hyundai Sonata и Kia K5 тоже останутся за бортом.

Минпромторг лишит российские семьи просторных минивэнов из Кореи. Фото: encar.com
Минпромторг лишит российские семьи просторных минивэнов из Кореи. Фото: encar.com

Новые ставки начисления утильсбора наносят самый болезненный удар по категории практичных и семейных автомобилей. Но их аналоги в России не производятся. Стремление Минпромторга зачистить рынок от импортных машин — это уже прямая угроза демографии. В ту же Lada Vesta три детских кресла установить невозможно, а устаревший Lada Largus с маломощным мотором, исключительно механической коробкой передач и без современных средств пассивной и активной безопасности вряд ли устроит привыкших к современным иномаркам людей.

---