Мансурово находится в Истринском районе в паре километров от села Юркино с его известным старинным храмом Рождества Христова рубежа XV-XVI веков. Однако до революции Мансурово относилось к Рузскому уезду и было не селом, а приходской деревней села Петрово. Поэтому в старых источниках Никольский храм села Мансурово Истринского района назывался совсем по-другому: Никольским храмом села Петрово Рузского уезда. В начале XX века село Петрово иногда еще называли Петровым-Вырубовым по фамилии владельцев местной усадьбы.
Строительство нынешней большой каменной церкви выпало на годы служения здесь священника Григория Ивановича Грузова. Можно сказать, что этот храм был построен во многом его усилиями. Племянник Грузова так оценивал вклад дяди в это дело:
Храм сей создан твоими руками, твоими заботами, и каждый камень его, можно сказать, орошен твоим потом трудовым!
Григорий Грузов родился в семье бедного сельского дьячка в селе Чашниково Московского уезда, с детства знал, что такое нужда. Учился в Московской духовной семинарии, а оттуда сразу по окончании был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) в село Петрово Рузского уезда. О. Григорий взял первое же место, которое было на тот момент вакантно, и никогда не искал другого. С 1847 года больше полувека до самой кончины он служил только здесь.
Когда молодой священник прибыл в Петрово то увидел унылую картину: в селе стояла ветхая деревянная церквушка, полуразвалившийся священнический домик врос в землю по окна и был окружен настоящим болотом. Местные крестьяне были неграмотны и едва сводили концы с концами. Вот как вспоминал сродник Грузова эти годы:
Тогда в селе этом Петрове было не то, что видим ныне. Храм деревянный был в запустеньи, склонившийся набок, колокольня такая же с колоколами малого веса. Не было школы церковной для сельских детей... Часть земли была под болотом...
Своими руками священник устроил пруд, вырыл канаву вокруг участка церковной земли, посадил сад и рощу. Появилась и сельская школа, которая со временем стала считаться в округе образцовой и по уровню достойной уездного городка. Церковно-приходская школа стояла недалеко от дома священника. Впоследствии в Петрово появилась и вторая школа - двухклассная для питомцев московского Воспитательного дома. Среди учеников священника Грузова был врач Ф. Г. Курицын. Его отец Г. А. Курицын был прихожанином церкви села Петрова и был помощником о. Григория по строительству каменного храма.
Каменный Никольский храм строили на протяжении 25 лет всем приходом. Крестьяне даже основали для этого дела кирпичный завод. Возили кирпич собственного производства, дрова и разные товары на фабрику Павла Цурикова в село Ивановское Звенигородского уезда, и так постепенно складывали капитал на храм. В 1874 году строительство Никольского храма с двумя приделами Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла было окончено, нужно было ехать в Москву получить разрешение, чтобы освятить церковь.
Отец Григорий приехал в столицу, остановился на постоялом дворе и пошел на прием к митрополиту Иннокентию (Вениаминову). Как раз в это время владыка был в бане, и священнику пришлось дожидаться его в приемной. Наконец, владыка вышел: в хорошем расположении духа, с мокрой бородой и в простом подряснике. Он ласково поинтересовался о деле прибывшего священника. Узнав, что отец Григорий приехал за 70 верст, что по тем временам считалось большим расстоянием, митрополит тут же без замедления поставил в бумагах необходимую резолюцию, чтобы зря не задерживать священника в Москве на постоялом дворе. Отец Григорий часто вспоминал этот удачный визит к митрополиту в Москве, за что всегда поминал святителя в своих молитвах и называл "ангелом Божьим".
В 1898 году отмечалось 50-летие служения о. Григория Грузова в селе Петрово. На торжественную службу в Петрово приехали священники и диаконы из соседних приходов, а также родственники: казначей Троице-Сергиевой лавры архимандрит (впоследствии архиепископ) Никон (Рождественский) и священник московского Алексеевского монастыря Алексей Грузов. Священника поздравили прихожане, жертвователи, а у самого дома после службы - девять маленьких внучат. Семья у пастыря была образцовая, а в молодости он женился таким образом. У одной старой просфорницы было четыре дочери. Григорий стал навещать этот дом, а когда, наконец, мать спросила, ради какой из четырех он стал приходить, то смиренно ответил:
Какую матушка благословишь, такую и возьму
Упоминавшийся родственник о. Григория священник Алексей Ильич Грузов в 1872 году закончил семинарию, несколько лет служил в московской Троицкой церкви в Кожевниках, а затем был переведен в Алексеевский монастырь. С 1887 года был редактором журнала "Душеполезный собеседник", который выпускался в русском Пантелеимоновым монастыре на Афоне.
Другой бывший на юбилее в Петрово родственник о. Григория его племянник архиепископ Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился в том же селе Чашниково. Его мать Ольга Ивановна была родной сестрой о. Григория Грузова. После окончании Московской духовной семинарии и нескольких лет послушничества в Ново-Иерусалимском монастыре в 1877 году поступил в Троице-Сергиеву лавру, куда перевели наместником его духовника. В 1880 году принял монашеский постриг с именем Никон. Почти сорок лет вплоть до революции 1917 года Никон был издателем знаменитых в то время "Троицких листков" - просветительских брошюр для народного чтения. На момент описываемого юбилея архимандрит Никон был казначеем Троице-Сергиевой обители, и подарил своему дяде созданный в Лавре образ преподобного Сергия Радонежского.
В 1904 году в жизни Никона Рождественского начинается этап служения в сане епископа. За короткий срок он сменил несколько кафедр: был епископом Муромским, Серпуховским (викарные должности), затем стал епископом Вологодским. В этот период он создал журнал "Троицкое слово", в котором обличал революционные идеи. В 1913 году Никон отошел от управления Вологодской епархией и стал главой издательского отдела Синода.
Из семейных воспоминаний архиепископа Никона показательно одно, в котором он рассказывал о священнике Григории Грузове:
Помню, как моя покойная матушка рассказывала мне, еще мальчику, с какою любовию, с какою истинно сыновнею нежностью берег и покоил свою мать, а нашу бабушку, слепую, 90-летнюю старицу... Сам водил ее, сам из своих рук поил и кормил, а когда она умерла, то горько, неутешно плакал, провожая ее в могилу...
Сам о. Григорий Грузов скончался также почти 90-летним старцем в 1913 году. Последние годы он провел на покое в Москве. На его кончину знаменитый племянник Никон написал о дяде статью, которая называлась "Один из невидных стражей души народной".