В Звенигороде примерно в километре от Саввино-Сторожевского монастыря находится скит преподобного Саввы. На этом месте шесть столетий назад святой своими руками ископал пещерку для молитвенных подвигов. Несколько столетий пещерка преподобного Саввы почиталась братией монастыря и паломниками, а во второй половине XIX века здесь был построен храм и кельи для пустынников - то есть полноценный скит. Саввинский скит возник благодаря известному в Звенигородском уезде фабриканту и благотворителю Павлу Григорьевичу Цурикову.
Княжна Елена Горчакова так описывала свои впечатления от посещения Саввинского скита в 1886 году:
Место, выбранное строителем, до того красиво и уединенно, что этих причин было бы достаточно для устройства отшельнических келий в этом диком ущелье, но им руководило еще другое нравственное побуждение. Здесь в овраге, с давних времен существует пещерка, в которой, по преданию, преподобный Савва часто проводил целые дни в молитве и безмолвии.
В те годы в пещерке находились только два диких камня и образ преподобного Саввы. Здесь же служились молебны в дни памяти святого. До революции всякий прибывший в Саввино-Сторожевский монастырь обязательно ходил поклониться и пещерке основателя монастыря, тем более что дорого была не такая долгая и очень живописная.
Скит с двумя церквями, кирпичной оградой и кельями появился здесь лишь в 1860-е годы. Большую роль в этом сыграл звенигородский фабрикант Павел Григорьевич Цуриков. Ранее в 1857 году на его средства позолотили главу Богородице-Рождественского собора в Сторожевском монастыре, где покоятся мощи преподобного. Спустя несколько лет Цуриков принялся за строительство скитского храма.
Согласно первой задумке, над пещеркой преподобного Саввы планировалось построить только небольшую часовенку. Цуриков хотел, чтобы в ней монахи читали псалтырь по его усопшем отце Григории Михайловиче. Он скончался незадолго до этого в 1852 году, и, возможно, кончина отца была как-то связана с щедрыми вкладами Цурикова в Звенигородскую обитель.
Но пустынь стала расти, многие иноки захотели переселиться в скиту у чтимой пещерки. В 1865 году Павел Цуриков расширил территорию скита: были возведены еще 5 домов-келий и помещение трапезной. Впоследствии скит вновь перестраивался и расширялся, пока не принял примерно тот вид, какой имеет и сегодня. Цуриков расширили каменную ограду с башенками, построил двухэтажное здание для братии с домовой церковью Николая Чудотворца.
Судьба Павла Григорьевича Цурикова поразительна: он родился в семье полуграмотного крепостного крестьянина, а умер потомственным дворянином и действительным статским советником, что соответствовало бы в армии чину генерал-майора! На своем дворянском гербе Цуриков поставил такой девиз: "Бог - моя надежда".
Григорий Михайлович Цуриков - отец устроителя скита - был дворовым звенигородского помещика Голохвастова и мастером по установке мельничных плотин. В 1817 году старший Цуриков построил мельницу на реке Истре в деревне Ивановской в Звенигородском уезде. На Ивановской мельнице Цуриковы стали и сами промывать сукно, потом поставили ткацкие станки. Со временем здесь заработала полноценная суконная фабрика, которая достигла полного расцвета при сыне - Павле Григорьевиче Цурикове. Как же крепостной смог так быстро и успешно повести дело? По легенде, после войны 1812 года Цуриковы обнаружили в своем огороде бочку, набитую драгоценностями. Ее, вероятно, в спешке бросили отступавшие из Москвы французы... На вырученные деньги и были закуплены первые станки и материалы для Ивановской фабрики.
В 1837 году Павел Цуриков по настоянию отца женился на Анне Сергеевне Мингалевой. Она была из семьи обедневшего дворянина, а фабриканты Цуриковы к тому времени, наоборот, были уже достаточно богаты. Это был брак очень разных по образованию и воспитанию людей, но их объединила православная вера. Павел Григорьевич Цуриков, который и в старости писал с ошибками, и Анна Сергеевна, знавшая иностранные языки, оба были очень набожными. Детей у них не было, и они полностью посвятили богатство богоугодным делам.
В Звенигородском уезде Цуриковы покровительствовали Аносину Борисоглебскому монастырю, который располагался недалеко от Ивановской фабрики. На их средства был построен Успенский храм в Ивановском при фабрике. В 1870-х годах большой вклад Цуриковы внесли в реставрацию Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. К слову, на его территории и была в 1907 году погребена Анна Цурикова. Замечательное надгробие с образом "васнецовской" Божией Матери хорошо сохранилось. Незадолго до кончины московского митрополита Филарета Дроздова на средства Цурикова был устроен придел Филарета Милостивого в Свято-Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре. В этом приделе был первоначально погребен святитель Филарет. К сожалению, могила самого Павла Григорьевича "скромного труженика", как его называли современники, не сохранилась.
Архиепископ Леонид Краснопевков в 1873 году во время крестного хода из скита в Сторожевский монастырь перед пещеркой преподобного сказал такие слова:
Припоминаю, что ныне уже 15-й раз совершается на этом месте праздник в честь преподобного Саввы с тех пор, как я с вами, братия, в первый раз здесь молился и беседовал. Что было здесь тогда? Эта пещерка и лес над нею и кругом; а вот уже 11 лет процветает здесь, под сению храма, обитель общежительная... Все это - даяние благо от преподобного Саввы, который расположил сердца рабов Божиих, болярина Павла и болярыни Анны, послужить преподобному: да воздаст им Господь воздаяния многа...
Для удобства паломников, как и много лет назад, к пещерке преподобного Саввы ведет отдельная дорожка вне стен этой небольшой обители. Таким образом, в любое время можно подойти к пещерке, не заходя собственно на саму территорию скита, которая бывает закрыта.