О спектакле «Лунные зайчики» театра «Антифон»
Человек, играющий на саксофоне,
не может быть поклонником чудовища.
Роман Михеенков, «Лунные зайчики»
А вы когда-нибудь видели лунных зайчиков? Солнечных зайчиков видели все, для их появления достаточно солнца, зеркальца и хорошего настроения. А вот лунных… Лунных удается поймать не всем. Только тем, кто по-настоящему счастлив. И окрылен. А для этого нужно чудо.
Спектакль «Лунные зайчики», поставленный по одноименной пьесе Романа Михеенкова, наполнен чудом. Оно светится в образах и живой музыке, которая не просто сопровождает спектакль, развлекая зрителя, но сама становится полноценным героем пьесы. Живая мелодия, струящаяся верным тоном, отвечая на реплики персонажей, придает постановке игру и прелесть живого звука (соло на саксофоне Алексей Круглов).
Но в пьесе есть и другой мир: мир жестокости, жестких рамок и железных правил, насилия и нетерпимости. Действие пьесы разворачивается в наше время в Германии, где (по пьесе) набирает силу профашистское движение, выступающее под лозунгом «Германия — для немцев». Главный герой, юноша по имени Ганс (яркая актерская работа Станислава Кулешова), склоняется, вслед за отцом, к фашистской идеологии. Ему встречается пожилая дама, фрау фон Лихтенау (изумительная актерская работа Светланы Варецкой-Загородней), которая лучится добром и пониманием. Ее мир — мир вольной музыки и широкой человечности, которые оказываются сильнее грубой и примитивной силы.
В сущности, «Лунные зайчики» - пьеса о выборе. О нравственном выборе, перед которым рано или поздно становится каждый. Но соль спектакля не только и не просто в столкновении и сопоставлении черного и белого. Огромное очарование ему придает та самая музыка, которая живет на сцене самостоятельной жизнью (Человек с саксофоном - Алексей Круглов).
Режиссер Эрвин Гааз выстраивает художественную траекторию спектакля четко и лаконично, тонко передавая настроение ускользающего счастья, тот самый миг, то самое мгновение, которое и есть настоящая жизнь. Замечательная игра актеров (Ольга Левковская в роли Агнешки и Игорь Власов в роли Ульриха Шварца) наполняет постановку живым теплом и искренностью, а сдержанная, но выразительная сценография (художник Андрей Дановский) дополняет картину.
Два саксофона, один из которых принадлежит умершему возлюбленному фрау Эльзы, виртуозному саксофонисту, умеющему распознать чудо в будничной жизни, обожающему эту самую жизнь и ненавидящему смерть во всех ее проявлениях, от войны до фашизма; другой же инструмент принадлежит Гансу, который, подобно Сальери, пытается поверить алгебру гармонией и нудит скучные гаммы. Эти два саксофона олицетворяют два подхода к музыке. Как два подхода к жизни. Лунная мелодия, послушать которую пришли чудесные лунные зайчики, живет только в первом. Второй для нее слишком громоздок и слишком угрюм. Но тот, где живет красота, где обитает свобода, достается как подарок, как волшебный трофей юному мальчику, ставшему за несколько дней мужчиной. Мужчиной, сумевшем сделать свой выбор.